Диагностика уровня притязаний
Методика «Моторная проба» Шварцландера.
Диагностика самооценки
Методика «Моя самооценка». См. Приложение 4.
4. Обработка и обсуждение результатов диагностики самооценки и уровня притязаний
Обратная связь
Занятие 5
Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»
Методика «Карта интересов»
Обработка и обсуждение результатов
Обратная связь
Занятие 6
Беседа
Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову.
Игра «Классифицируйте профессий по типам»
Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии "по типам.
3. Методика «Дифференциальный диагностический опросник» Климова
Обработка и обсуждение результатов
Обратная связь
Занятие 7
Теоретический блок
Концепция индивидуальности Голланда.
Тест Голланда по определению типа личности
Обработка результатов
Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами»
Участники делятся на 2 группы. Командам надо перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса, предлагаемыми ведущим. Необходимо определить сходства и различия между содержанием учебных предметов и профессий.
Обратная связь
Занятие 8
Теоретический блок
Правила выбора профессии
• Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
• Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент,
черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку,
уровень притязаний и др.).
• Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
• Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
• Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в
учебно-производственном комбинате).
• Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
• При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
• При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
• Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.
2. Упражнение «Профессия — учебное заведение»
Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрести — в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.
Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии»
Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.
4. Упражнение «Профессия — медицинские противопоказания»
Ведущий называет профессии, а команды — медицинские противопоказания для данной профессии.
Обратная связь
Занятие 9
Теоретический блок
Ошибки и затруднения при выборе профессии
• Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
• Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
• Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
• Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
• Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
• Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
• Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.
• Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях,
подготовленности.
• Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.