Диагностика уровня притязаний

Методика «Моторная проба» Шварцландера.

Диагностика самооценки

Методика «Моя самооценка». См. Приложение 4.

4. Обработка и обсуждение резуль­татов диагностики самооценки и уров­ня притязаний

Обратная связь

Занятие 5

Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»

Методика «Карта интересов»

Обработка и обсуждение результатов

Обратная связь

Занятие 6

Беседа

Что мы знаем о мире профессий? Клас­сификация профессий по Климову.

Игра «Классифицируйте профессий по типам»

Участники делятся на 2 команды. Каж­дой команде раздаются карточки с назва­ниями профессий и карточки с названия­ми типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии "по ти­пам.

3. Методика «Дифференциальный ди­агностический опросник» Климова

Обработка и обсуждение результатов

Обратная связь

Занятие 7

Теоретический блок

Концепция индивидуальности Голланда.

Тест Голланда по определению типа личности

Обработка результатов

Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами»

Участники делятся на 2 группы. Ко­мандам надо перечислить и описать про­фессии, сходные по содержанию с пред­метами учебного курса, предлагаемыми ведущим. Необходимо определить сход­ства и различия между содержанием учеб­ных предметов и профессий.

Обратная связь

Занятие 8

Теоретический блок

Правила выбора профессии

• Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профес­сии и специалисты необходимы в регио­не, где вы проживаете.

• Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент,
черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку,
уровень притязаний и др.).

• Следует выбрать наиболее привлека­тельную, подходящую профессию.

• Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточ­нить содержание, условия труда и требо­вания, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приоб­ретения и перспективы профессиональ­ного роста.

• Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в
учебно-производственном комбинате).

• Сравнить полученные знания о про­фессии со своими возможностями, посо­ветоваться с родителями, учителями, вра­чами, психологом, получить квалифици­рованную профконсультацию.

• При определении соответствия сво­их профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии по­лучить в школе или УПК первоначаль­ную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределе­нию.

• При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант професси­онального выбора.

• Выбрав для себя будущую профес­сию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении про­фессией в совершенстве.

2. Упражнение «Профессия — учеб­ное заведение»

Участники делятся на 2 команды. Ве­дущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрес­ти — в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии»

Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

4. Упражнение «Профессия — ме­дицинские противопоказания»

Ведущий называет профессии, а коман­ды — медицинские противопоказания для данной профессии.

Обратная связь

Занятие 9

Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии

• Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

• Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профес­сии и занятия считаются недостойными, неприличными.

• Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

• Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профес­сию.

• Увлечение только внешней или ка­кой-либо частной стороной профессии.

• Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

• Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

• Неумение разбираться в своих лич­ных качествах, склонностях, способностях,
подготовленности.

• Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Наши рекомендации