Тема «Родительный падеж множественного числа существительных»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Логопед. Ребята, посмотрите на моём столе лежит много разных предметов. А ещё лежит письмо. Интересно, от кого оно? Давайте узнаем, (зачитывает письмо).
Текст письма: « Здравствуйте, ребята! Пишут вам братья из сказочного леса Ох и -Ах. Мы стали очень часто ссориться друг с другом. Никак не можем решить, как правильно говорить слова. Помогите нам помириться. Вы же всё знаете!».
Логопед. Давайте им поможем и научим правильно говорить слова.
Для этого нам надо выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать наклейку.
Логопед называет слова, а дети определяют, где ошибка и поправляют ее.
Много чего? Коров - корав, столов - столав, коньков - конькав, чайников — чайникав ит.д.
II. Обучающий этап.
Логопед. Скажите, что лежит у меня на столе?
Дети. Альбомы, маркеры, фломастеры, диски, журналы, листы.
Логопед. Что мы слышим в конце слова?
Дети. -ы-;-и-.
Логопед. Верно. А теперь назовите, чего много лежит у меня на столе? Вопрос чего много? нам сегодня будет помогать. Прикрепляю карточку с этим вопросом на доске.
Дети. Много альбомов, много фломастеров, много маркеров, много дисков, много листов, много журналов.
Логопед. Что вы услышали в конце этих слов?
Дети, -ов.
Логопед. Правильно! Давайте разбираться. Итак, на вопрос что лежит на столе? мы слышим в словах -ы-; -и-; А когда я задавала вопрос чего много? мы слышим в словах -ов-. Альбомов, фломастеров, дисков.
III. Закрепляющий этап.
Логопед. Возьмите конверты красного цвета. Назовите, что нарисовано.
Дети (называют): У меня телефоны; у меня соки; у меня альбомы; у меня чайники, фломастеры; у меня листы, диски.
Логопед. Что мы слышим в конце слова?
Дети, -ы-; -и-.
Логопед. Верно. А теперь отвечаем на вопрос чего много?
Ребёнок. У меня много столов. У меня много телефонов. У меня много дисков и т.д.
Логопед. Выходи к доске и поставь свои картинки. Назови их еще раз, а все ребята проверяют.
Логопед. Что мы слышали в конце у всех этих слов?
Дети. -ов-.
Логопед. Правильно.
IV. Итоговый этап.
Логопед. Возьмите конверты фиолетового цвета. Назовите предложение правильно.
Дети. У меня один чайник, а в магазине много... (чайников). Предложения для примера:
У меня один фломастер, а в упаковке много... (фломастеров).
У меня один альбом, а в классе много... (альбомов).
У меня один телефон, а в магазине много... (телефонов).
Логопед. Молодцы!
Тема «Рассказ-описание по картинке»
Цель: закрепить навык составления рассказа-описания по картинке.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети подходят к логопеду и достают из коробки по одной разрезной картинке.
Они должны обменяться частями картинки, чтобы получилась собака. Картинка может быть разрезана на две, три и четыре части.
II. Обучающий этап.
Затем дети в игрушечном магазине «покупают» двух собак, изображения которых соответствуют собранным картинкам.
Дети сравнивают двух собак (например, сторожевую и таксу), придумывают им клички и отвечают на вопросы логопеда:
Одинаковые или разные эти собаки?
Какие они по размеру?
Какая у них шерсть?
Какого цвета у них шерсть?
Чем питаются?
Где живут?
Какую приносят пользу?
Логопед просит угадать по описанию, о какой собаке этот рассказ.
«Это большая собака, лохматая. У неё крупное туловище, покрытое длинной чёрной шерстью. Она живёт в конуре, питается мясом, костями. Она сторожит дом и громко лает, когда приходят чужие люди».
Можно предложить детям каждое предложение повторить хором и индивидуально.
III. Закрепляющий этап.
Дети выбирают по два символа опорных картинок и составляют предложения, которые впоследствии переходят в рассказ-описание.
«Это Дик. Он большой, лохматый. У него туловище покрыто длинной чёрной шерстью. Он живёт в конуре. Питается мясом, костями. Дик сторожит дом. Он громко лает, когда приходят чужие люди».
IV. Итоговый этап.
Кто был сегодня в гостях? Какая кличка у собаки?
Дети подходят к столу логопеда и выбирают контурную картинку с изображением понравившейся им собаки. Дома они раскрашивают картинку и составляют рассказ-описание.
Тема «Слова-антонимы»
Цель: закрепить понимание и навык практического употребления в речи антонимов.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Сядет тот, кто догадается, про какой предмет можно сказать:
Большой — большая — большое;
кубик — малина — окно;
маленький — маленькая — маленькое;
самолётик — куколка — пальтишко.
Эти предметы отличаются по размеру, по величине.
II. Обучающий этап.
Нас окружают предметы, которые отличаются по длине, по высоте, по толщине, весу. Назовите только длинные предметы (лента, верёвка, канат, пальто); высокие (дом, башня, столб); тяжёлые (гиря, камень, чемодан, сумка); толстые (дерево, бревно, человек, одеяло); широкие (лента, юбка).
Логопед объясняет, что слова длинный, высокий, широкий, лёгкий, тяжёлый имеют свою пару, но с противоположным значением:
лента длинная — ленточка короткая;
забор высокий — заборчик низкий;
дорога широкая — дорожка узкая;
камень тяжёлый — камешек лёгкий;
бревно толстое — брёвнышко тонкое.
Дети проговаривают эти сочетания хором и индивидуально.
Игра «Раз, два, три, свою картинку посмотри».
По заданию логопеда дети берут конверты с картинками. Картинки из конвертов раскладывают на столах.
Логопед спрашивает, про что молено сказать:
узкое (пальто), широкий (ремень), узкая (юбка), широкое (пальто), высокое (дерево), высокая (башня), высокий (человек), лёгкий (шар), лёгкое (ведро), лёгкая (накидка), тяжёлый (чемодан), тяжёлое (ведро), тяжёлая (ваза), широкая (река).
За каждый правильный ответ дети получают звёздочки.
III. Закрепляющий этап.
Логопед предлагает выйти из-за столов тем, у кого на картинках нарисованы тяжёлые, широкие, высокие, длинные предметы. Остальные дети находят пары с противоположным значением. Организуется диалог.
У меня высокая башня, а у меня низкий забор.
У меня тяжёлая ваза, а у меня лёгкий шар.
У меня широкий ремень, а у меня узкая юбка и т.д.
IV. Итоговый этап.
Детям предлагается запомнить несколько действий: разбить, купить, построить, нарисовать. Используя эти действия, дети выбирают картинки с изображением разных предметов и составляют предложения так, чтобы в них встречались слова:
широкий — узкий, высокий — низкий, тяжёлый — лёгкий, длинный - короткий.