Тема: Категория числа существительных
Цель: Закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа.
Ход занятия
I. Организационный этап
Логопед показывает детям разные движения, которые они должны выполнить, услышав слово «пожалуйста».
- поднимите руки
- хлопните в ладоши, пожалуйста
- присядьте
- присядьте, пожалуйста
Дети выходят на волшебную поляну. Там расставлены игрушки в разном количестве. Играет тихая музыка, дети гуляют по поляне и, внимательно слушая логопеда, подходят к тем игрушка, которые назвал логопед.
Шары - шар - флажки - кубик - флажок - куклы.
II. Коррекционно-развивающий этап
На доску вывешиваются 2 наборных лотка с символами одного и нескольких предметов:
Детям предлагается расставить под символами игрушки в зависимости в единичном и множественном количестве.
Логопед обращает внимание на то, как по-разному называются игрушки в зависимости от их количества.
Мяч - мячи
Шар — шары
Машина - машины
Кубик - кубики
Кукла - куклы
Флажок - флажки
Дети проговаривают эти слова хором и индивидуально, а затем разбирают игрушки и организуется диалог:
У меня шар — у меня шары — у меня мяч - у меня мячи...
III. Закрепляющий этап
Экскурсия в живой уголок. Там находятся «звери» и их детеныши. Дети поочередно подходят к тем животным, которых называет логопед.
Котята — котенок - медвежата - медвежонок - щенок - щенята - зайчата - зайчонок - поросенок — поросята.
Игра « Найти свою картинку»
На доске выставлено 12 сюжетных картинок.
«Раз-два-три» - картинку свою найди. Ребенок находит только свою картинку и называет животных, которые на них изображены. При этом особое внимание уделяется четкости произнесения окончаний единственного и множественного числа имен существительных
По сигналу логопеда каждый берет понравившихся животных. Затем логопед называет начало предложения, а дети, используя своих животных, заканчивают их.
Под скамейкой мяукает маленький ...
Под скамейкой мяукают маленькие ...
За дверью скулят ...
За дверью скулит ...
На дерево за медом полез косолапый...
Медом лакомятся косолапые ...
Под кустом спрятались длинноухие ...
Под кустом спрятались длинноухий ...
В луже лежит грязный ...
В луже лежит грязные...
IV. Итоговый этап
Игра с мячом.
Логопед, бросая мяч, называет «один - много» Один предмет, ребенок, возвращая мяч, называет эти предметы, если их много.
Старшая возрастная группа
Дети с III уровнем речевого развития
Тема: «Относительные прилагательные»
Цель: учить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные со значением соотнесённости с продуктами питания.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети называют по 3 блюда, которые можно варить, жарить, печь (суп, варенье, каша; блины, оладьи, картофель; пироги, торт, ватрушки).
II. Коррекционно-развивающий этап.
Игра «Четвёртый лишний».
На доске выставляется 10 картинок. Надо выбрать только те, которые назовёт логопед: борщ, суп, рассольник, торт. Определить лишнюю картинку и объяснить, почему она не подходит (торт - его пекут, а суп, борщ, рассольник — варят).
Торты пекут из разных продуктов, поэтому они называются по- разному. Дети «идут» в кондитерский магазин и «покупают» сладости, из которых можно испечь торт.
—Дайте мне, пожалуйста, сливки, молоко, вафли, бисквит, орехи, шоколад, мармелад.
Затем дети проговаривают:
—Торт из вафель — вафельный, из шоколада — шоколадный, из мармелада — мармеладный, из сливок — сливочный, из молока — молочный, из бисквита — бисквитный, из орехов — ореховый.
III. Закрепляющий этап.
Логопед:
—Вы сегодня хорошо занимались и в качестве награды получаете мороженое. Но оно тоже бывает разное, так как делается из разных продуктов.
Далее дети называют:
- Мороженое из фруктов — фруктовое (розового цвета);
из лимонов — лимонное (желтого цвета);
из молока — молочное (белого цвета);
из шоколада — шоколадное (коричневого цвета);
из малины — малиновое (малинового цвета).
Дети проговаривают эти сочетания хором и индивидуально.
Дети «получают» стаканчики с разным мороженым и отправляются на прогулку в зоопарк. Поставив стаканчики на столик, они с интересом наблюдают за проделками мартышек.
Вернувшись к столику, дети видят вместо мороженого в стаканчиках разноцветные «лужицы». Дети рассказывают, у кого растаяло, какое мороженое:
—У меня растаяло лимонное мороженое, у меня — малиновое, у меня — молочное и т. д.
IV. Итоговый этап.
Дети вспоминают, о каких сладких продуктах они сегодня говорили на занятии. Из них можно делать не только мороженое, но и варить сок, морс, варенье, компот. Дети подходят к столу и определяют по вкусу, что находится в чашках. Они рассказывают, какие бывают соки, компоты, варенье, морсы. Одинаковые предложения повторять нельзя.
Например:
- Я люблю фруктовый сок, малиновый компот, клюквенный морс, малиновое варенье.
Тема «Предлоги на и под»
Цель: продолжать учить понимать и употреблять в речи предлоги на и под.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Логопед. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очередное занятие. Сядет тот, у кого на столе конверт с синим треугольником, с оранжевым прямоугольником...
Дети садятся. Раздаётся стук в дверь.
Логопед. Кто же к нам пришёл? Это почтальон Печкин, принёс нам письмо с загадками про мебель. Давайте попытаемся их разгадать.
Логопед. В раздевалке я служу, навесу пальто держу.
Дети. Вешалка.
Логопед. Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп, да ложки.
Дети. Стол.
Логопед. Днём мы бегали, играли
К вечеру совсем устали
И теперь ложимся спать
В нашу мягкую...
Дети. Кровать.
Логопед. На четырёх ножках,
Но не хожу по дорожке.
Как устанешь ты трудиться
Можешь на меня садиться
Дети. Стул.
Логопед. А кто запомнил все отгадки и может выставить на доске эти картинки?
Кто запомнил, поднимает руку!
Логопед. Итак дети, как одним словом мы назовём то, о чём сегодня будем говорить?
Дети: Мебель.