Методика проведения практических и семинарских
ЗАНЯТИЙ
Семинар предназначен для углубленного изучения предмета, овладение методологией, применительно к особенностям изучаемого предмета. На семинарах учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам, а не только по учебникам, выступление с сообщениями расширяют знания учеников по предмету.
Дидактические цели семинара: углубление, систематизация и закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой; развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей; умение слушать других, задавать вопросы.
Задачи: стимулировать регулярное изучение программного материала, первоисточников; закреплять знания, полученные на уроке и во время самостоятельной работы; обогащать знаниями благодаря выступлениям товарищей и учителя на занятии, корректировать ранее полученные знания.
Семинар призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность учащихся в решении познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют учителю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса. В практике проведения семинаров сложился ряд видов:
· вопросно-ответный;
· развернутая беседа на основе заранее врученного ученикам плана семинарского занятия;
· устные доклады учащихся с последующим обсуждением их;
· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными учениками; теоретическая конференция;
· семинар-диспут комментированное чтение первоисточников;
· решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
· работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;
· семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных учениками под руководством учителя;
· контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;
· семинар–коллоквиум;
· семинар–пресс-конференция [8, c. 56-57].
Все виды семинаров в большей или меньшей степени связаны между собой и нередко переходят друг в друга. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым перечнем рекомендованной литературы; выступления учащихся; обсуждение выступлений, вступление и заключение учителя по отдельным вопросам и семинару в целом.
Семинарские занятия - один из наиболее действенных видов обучения. Семинар - вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера. В учебно-воспитательном процессе семинарские занятия выполняют многообразные задачи:
· стимулируют регулярное изучение программного материала, первоисточников;
· закрепляют знания, полученные на занятии и во время самостоятельной работы;
· обогащают знаниями благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии, корректируют ранее полученные знания;
· способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения; прививают навыки устного выступления по теоретическим вопросам, приучают свободно оперировать историческими понятиями и категориями;
· создают широкие возможности для осознания и использования знаний по предмету как средства познания и преобразования мира, применения наиболее общих понятий и принципов к анализу общественных явлений и научных проблем;
· предоставляют возможность учителю систематически контролировать как самостоятельную работу обучаемых, так и свою работу.
Семинар - своеобразный коллективный труд, при котором учащиеся и преподаватель объединяются в один общий процесс его подготовки и проведения. Для обучаемых главная задача состоит в том, чтобы усвоить содержание учебного материала темы, которая выносится на обсуждение, подготовиться к выступлению и дискуссии. Преподаватель помимо собственной подготовки к семинару должен оказать действенную методическую помощь обучаемым.
Особое место в подготовке семинара занимает консультационная работа преподавателя. Как свидетельствует опыт, консультации могут быть двух видов - групповые и индивидуальные. На групповой консультации преподаватель обычно называет тему предстоящего семинарского занятия, вопросы и порядок их обсуждения; дает краткий обзор источников и раскрывает их значение для наиболее полного рассмотрения соответствующих теоретических проблем.
При этом он обращает внимание на наиболее сложные вопросы, которые могут вызвать затруднения, дает советы о путях их преодоления; рекомендует наиболее целесообразные способы организации самостоятельной работы. Проведение индивидуальных консультаций проводится учителем в специально отведенное время. В этом случае к нему за помощью могут обратиться как те, кто испытывает трудности в изучении данной темы.
Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (3-5 мин.). В нем педагог называет тему семинара, цель, замысел и задачи, обращает внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывает порядок проведения занятия. По форме вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным, обладать эмоционально-психологической действенностью.
Важнейшей частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В зависимости от формы занятия преподаватель, сформулировав первый вопрос, предлагает выступить желающим или сделать сообщение (фиксированное выступление), заранее подготовленное студентами. Успех семинара во многом зависит от содержания выступлений, докладов, рефератов студентов. Поэтому преподавателю важно определить к ним требования, которые должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль обучаемых. Как показывает опыт проведения семинаров, в выступлениях студентов должны получить отражение теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов и подходов. Выдвинутые теоретические положения должны быть подкреплены фактами, примерами [17, c. 401-402].
Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Но в любом случае необходимо создавать на нем атмосферу творческой дискуссии, живого, заинтересованного обмена мнениями. Однако дискуссия не самоцель. Она полезна, если способствует глубокому усвоению обсуждаемого вопроса. В ходе семинара важно, чтобы учащиеся внимательно слушали и критически оценивали выступления товарищей. Руководителю семинара не следует сразу после выступления студента делать ему замечания. Лучше предоставить эту возможность самим участникам семинарского занятия.
В методике проведения семинаров по истории существуют особые тенденции. Сюда в первую очередь надо отнести постановку проблемных вопросов при проведении занятия, повышение роли диалога и дискуссии, более активный выход на постановку и обсуждение острых вопросов жизни, отказ все большего числа обучаемых от использования во время выступления подробных записей. Важным элементом семинара является заключительное слово преподавателя. Оно может быть общим - в конце семинара и частным - после обсуждения отдельного вопроса плана семинара. В заключительном слове в конце семинара преподаватель:
1) дает общую оценку прошедшего занятия (уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);
2) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и исключительную корректность;
3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре;
4) дает задание на дальнейшую работу.
Глубокому и осмысленному усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинаре.
Дискуссия - метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Она требует от студентов напряженной самостоятельной работы, рождает у каждого из них потребность высказать собственную точку зрения, свое мнение по обсуждаемому вопросу. Дискуссия на семинаре возникает разными путями:
1) непроизвольно, стихийно, как реакция на нестрогое изложение материала, ошибочную формулировку или неоднозначное понимание обсуждаемого вопроса участниками семинара;
2) планируется и организуется преподавателем.
Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Этика дискуссии предполагает, чтобы ее участники проявили принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление. Это выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий, полноте и правильности изложения мысли оппонента при критическом анализе. Успешное проведение занятий по истории во многом обусловлено выбором наиболее рациональной формы проведения семинарского занятия.
Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада, проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа. Основными компонентами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад обучаемого, вопросы докладчику, выступления студентов по докладу и обсуждаемым вопросам, заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение изучаемых вопросов наибольшее число обучаемых. Разумеется, при использовании всех средств активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов, умелой концентрации внимания на наиболее важных проблемах, умения обобщать и систематизировать высказываемые в выступлениях идеи, сопоставлять различные точки зрения, создавать обстановку свободного обмена мнениями. Данная форма семинара способствует выработке у обучаемых коммуникативных навыков. В ходе такого рода семинаров могут быть заслушаны фиксированные выступления по наиболее важным, но трудным вопросам [13, c. 289-290].
Семинар - обсуждение письменных рефератов. На обсуждение занятия выносятся, как правило, 1-2 письменных реферата - работы, посвященные какой-либо исторической проблеме. После ответа на вопросы и выступления оппонентов развертывается дискуссия по вопросу реферата. В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата.
Пресс-конференция является одной из разновидностей семинара - обсуждения докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучаемых (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и грамотней задаются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи самостоятельной работы.
Семинар - круглый стол. Данная форма отличается тем, что для участия в семинаре приглашаются специалисты-ученые, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т.п. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара, с приглашенными специалистами ученики обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Для таких семинаров характерны демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению. Начинается круглый стол с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (одно-два выступления по 7-10 мин.). После этого специалисты отвечают на вопросы, которые учитель были предусмотрены в процессе подготовки круглого стола и вовремя его. В ходе обсуждения этих вопросов ученики вступают в диалог с приглашенными специалистами, выражают свое отношение к рассматриваемым проблемам.
Специалисты также получают возможность представить свою точку зрения на указанную проблему. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, методику, степень участия обучаемых в обсуждении, благодарит гостей. Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам и высказать, в свою очередь, их понимание студентами.
Каждая из рассмотренных форм семинарских занятий имеет как сильные, так и слабые стороны, поэтому целесообразно всякий раз выбирать ту форму, с помощью которой можно наилучшим образом достигнуть цели на предстоящем занятии. Надо учитывать, что использование в учебно-воспитательном процессе различных форм семинаров оправдано, так как способствует самообразовательной деятельности учащихся и смена характера мыслительной деятельности обостряет интерес обучаемых к теоретическим проблемам, активизирует их внимание и творческое мышление. Преподаватель имеет право на выбор, как формы, так и методики проведения семинарских занятий.
Главная цель семинарского занятия – расширение знаний по наиболее сложным вопросам изучаемой темы, которые не получили дополнительного освещения и требуют использования нескольких источников. При любой форме семинарских занятий все студенты должны принимать активное участие в работе и быть не «присутствующими» на занятии, а заинтересованными соучастниками всего, что происходит на семинаре. Если семинарское занятие хорошо подготовлено и организовано, студенты на нем не только расширяют и обобщают свои знания, но и записывают наиболее важные и интересные положения по теме, которые были раскрыты во время семинара и не нашли освящения.
Семинары оформляются в тетради для семинарских занятий и пишутся от руки. Студент должен подготовить все вопросы семинара в виде сжатого выступления (позволяется раскрывать вопросы в форме сложного плана). Вопрос, который очень заинтересовал студента и с которым он желает выступить, необходимо детально подготовить [18, c. 209-210].
При подготовке своего выступления в любой форме, необходимо использовать несколько учебников, монографий, статей, исторических источниках, и не замыкаться только на одном из них.
Читая литературу, нужно те только продумывать ее содержание, а так же делать выписки наиболее интересных исторических фактов, определений, доказательств, статистических данных.
В данной главе были освещены аспекты проведения семинарских занятий преподавателем.