Методика проведения лекционных занятий
Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
Методика чтения любой лекции начинается с её подготовки. Подготовка лекции формально включает определение целей и задач лекции, содержания и формы проведения, продумывание логического построения лекции, разработка плана проведения лекции, подбор литературы (ознакомление с методической литературой, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия), отбор необходимого и достаточного по содержанию учебного материала, определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов.
Содержание и форма проведения лекционного занятия должны соответствовать требованиям, определяющим качественный уровень образовательного процесса. К ним относятся:
· научная обоснованность, информативность и современный научный уровень дидактических материалов, излагаемых в лекции;
· методически отработанная и удобная для восприятия последовательность изложения и анализа, четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;
· глубокая методическая проработка проблемных вопросов лекции, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
· яркость изложения, эмоциональность, использование эффективных ораторских приемов – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
· вовлечение в познавательный процесс аудитории, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для творческой деятельности;
· использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, средств мультимедиа, усиливающих эффективность образовательного процесса.
По содержанию и форме проведения лекции делятся на традиционные и нетрадиционные, а по типу их подачи слушателям — монологи; диалоги; дискуссии.
Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей:
· вводная лекция (знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования);
· информационная (на ней происходит изложение содержания учебной дисциплины);
· обзорно-повторительные лекции (читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал).
· обзорная лекция (она излагает лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы);
· завершающая (не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам) [19, c. 392-393].
В зависимости от содержания выступления, аудитории и обстановки рекомендуются различные методы логической организации материала, прежде всего, индуктивный, дедуктивный и аналогия. Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Эти методы могут распространяться как на изложение всего материала выступления, так и на изложение отдельных его частей и положений.
Используя, например, в ходе своего рассуждения индуктивный метод – движение мысли от частного к общему или движение от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению, лектор активизирует мышление студентов и воспитывает у них исследовательский подход к окружающим явлениям. Излагая материалы выступления индуктивным методом, лектор приглашает аудиторию проделать путь познания некоего общего через частное.
Точно так же дедуктивный метод обеспечивает движение мысли аудитории от общего к частному. К дедуктивному умозаключению мы прибегаем всякий раз, когда хотим рассмотреть какое-то явление на основании уже известного нам положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.
Метод аналогии в изложении восходит к логической операции умозаключения по аналогии, которое можно сформулировать следующим образом: если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. В логике рассуждения обычно подчёркивается вероятностный, приблизительный характер умозаключения по аналогии. Более того, аналогия становится весьма действующим средством наглядного объяснения тех или иных положений, приводя в движение как разум, так и эмоции.
Исторически и педагогически сложилось так, что лекция независимо от содержания и характера излагаемого материала, структурно состоит из трёх частей: вступления (введения), изложения (основной части) и заключения.
В первой части формулируется тема лекции, сообщаются ее план и задачи, указывается литература (основная и дополнительная) к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, указывается теоретическая и практическая значимость темы. Краткий обзор ранее проведенного лекционного материала можно проводить с помощью викторин, которые состоят из коротких вопросов с возможностью быстрых ответов. Дейл Карнеги началу лекции всегда отводил исключительную роль. Он говорил, что начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум студентов свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Поэтому во вводной части очень важно овладеть вниманием слушателей, т.к. внимание – это мотивация к запоминанию информации. То есть начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению [6, c. 284-285].
В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, обозначаются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. Если основная функция вступления – «захват» внимания, то в основной части, где всесторонне развёртывается тема, логика изложения является той силой, которая ведёт за собой мысль аудитории.
Существует три основных метода доведения или подачи учебного материала. Их можно встретить в любой лекции, будь она информативной, проблемной или лекцией-беседой. Могут они применяться и в сочетании. В первом (ступенчатом) методе используется линейная или ступенчатая схема подачи учебного материала, которая предполагает изложение его как бы по восходящей линии, ступенями, от одной идеи к другой. Причём, каждая из идей, будучи обоснованной самостоятельно, служит исходным пунктом для разъяснения последующей идеи. В конечном итоге изложение сводится к той главной идеи, которая определила цель лекции или выступления.
Примером ступенчатого метода построения лекции является историко-хронологический порядок её изложения. При концентрическом методе суть основной идеи формулируется уже в начале лекции, но не полностью, а в общей форме. В дальнейшем основная идея освещается и иллюстрируется всесторонне и обогащается новыми характеристиками. В конце изложения лектор вновь возвращается к формулировке основной идеи и даёт возможность студентам осмыслить её во всей совокупности связей. При спиральной схеме подачи материала каждый «виток спирали» представляет собой иной подход к рассматриваемой теме.
Теперь несколько рекомендаций по изложению лекции. Каждый учебный вопрос – это лекция-малютка (может быть либо половина основной части лекции, либо треть её в случае трёх учебных вопросов). Поэтому и поступать рекомендуется при раскрытии его так, будто бы преподаватель читает объявленную ранее лекцию, только темой этой лекции будет название учебного вопроса. Все структурные элементы остаются прежними, только во вводной части в более сжатом виде предлагается раскрыть то, о чём пойдёт речь в основной части, а в заключении подвести итоги рассмотрения учебного вопроса и сделать краткие выводы, логически подводящие студентов к следующему вопросу лекции, чтобы студенты не потеряли нить рассуждений.
Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы.
Преподаватель должен сделать перерыв в лекции. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.
В заключительной части подводится итог лекции, кратко повторяются и обобщаются ее основные положения, формулируются выводы, факты определить направления для самостоятельной работы студентов; здесь же могут быть ответы на вопросы слушателей.
В процессе чтения лекции возникают идеи по поводу ее структуры, распределения времени, более точных формулировок, которые после прочтения следует взять на заметку. После лекции анализируются результаты и вносятся коррективы: информационная ценность лекции; воспитательное воздействие; достижение дидактических целей [10, c. 367-368].
Итак, лекции по большинству учебных дисциплин, которые преподают в вузах, занимают ведущее место среди других форм учебных занятий. Это объясняется высоким теоретическим содержанием, научной постановкой в них актуальных проблем соответствующих областей знаний.