Образовательные технологии. В процессе проведения лекционных и практических занятий преподаватель должен использовать различные наглядные средства - рисунки на доске

В процессе проведения лекционных и практических занятий преподаватель должен использовать различные наглядные средства - рисунки на доске, таблицы, слайды, прозрачные пленки, демон­страции аппаратуры и пр.

Следует на протяжении всего прохождения учебной дисциплины про­водить консультации студентам, по возможности включать в их подготов­ку экскурсии в различные учебные и научно-исследовательские учреждения, связанные с профилем подготовки студента.

Научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу студен­тов рекомендуется проводить в направлении выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Особое внимание следует уделять контролю за самостоятельной рабо­той студента, своевременной отчетности по отдельным разделам подго­товки, качественному анализу изучаемых источников и получаемого материала.

Активность и глубина научного поиска студента должна стимули­роваться и направляться преподавателем, который обязан все­мерно содействовать развитию самостоятельности молодого исследовате­ля, умению его ставить и адекватно решать научные задачи, осмысливать экспериментальные данные и формулировать выводы, составлять обосно­ванные методические рекомендации, выступать с рецензиями и докладами, обобщать и готовить к изданию результаты работы.

5.I. Лекционные занятия

Лекция-беседа. В названном виде занятий планируется диалог с аудиторией, это наиболее простой способ индивидуального общения, построенный на непосредственном контакте преподавателя и студента, который позволяет:

· привлекать к двухстороннему обмену мнениями по наиболее важным вопросам темы занятия;

· менять темп изложения с учетом особенности аудитории.

Участие (внимание) слушателей в данной лекции обеспечивается путем вопросно-ответной беседы с аудиторией (постановка проблемного задания).

Вначале лекции и по ходу ее преподаватель задает слушателям вопросы не для контроля усвоения знаний, а для выяснения уровня осведомленности по рассматриваемой проблеме.

Вопросы могут быть элементарными: для того, чтобы сосредоточить внимание, как на отдельных нюансах темы, так и на проблемах.

Продумывая ответ, студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, которые хочет сообщить преподаватель в качестве новых знаний.

Необходимо следить, чтобы вопросы не оставались без ответа, иначе лекция будет носить риторический характер. Рекомендуется использование для первых 3-х тем курса, раскрывающих общие вопросы.

Лекция с элементами обратной связи. В данном случае подразумевается изложение учебного материала и использование знаний по смежным предметам (межпредметные связи) или по изученному ранее учебному материалу. Обратная связь устанавливается посредством ответов студентов на вопросы преподавателя по ходу лекции. Чтобы определить осведомленность студентов по излагаемой проблеме, в начале какого-либо раздела лекции задаются необходимые вопросы.

Если студенты правильно отвечают на вводный вопрос, преподаватель может ограничиться кратким тезисом или выводом и перейти к следующему вопросу.

Если же ответы не удовлетворяют уровню желаемых знаний, преподаватель сам излагает подробный ответ, и в конце объяснения снова задает вопрос, определяя степень усвоения учебного материала.

Если ответы вновь демонстрируют низкий уровень знаний студентов – следует изменить методику подачи учебного материала. Основные направления -это учет связи с налогами, контроль и ревизия, анализ финансов и т. д.

Лекция с решением конкретных ситуаций. Организация активной учебно-познавательной деятельности построена на анализе конкретных ситуаций (микро ситуации и ситуации-проблемы). Микро ситуация выражает суть конфликта, или проблемы с весьма схематичным обозначением обстоятельств. Требует от студентов новых самостоятельных выводов, обобщений, заостряет внимание на изучаемом материале (примерами могут служить примерами микро ситуации, происходящие в процессе лекционного материала). Ситуации-проблемы, или ситуации, в которых студентам предлагается не только дать анализ сложившейся обстановки, но и принять логически обоснованное решение, т.е. решить ситуационную задачу. Преподаватель должен продумать, что дано, что требуется сделать в данной ситуации? Характер вопросов может быть следующим:

1. В чем заключается проблема?

2. Можно ли ее решить?

3. Каков путь решения, т.е. каково решение исследовательской задачи.

Важно понимать! Ситуационная задача является источником творческого мышления: от простого словесного рассуждения - к практическому решению задачи. Ситуации рассматриваются при планировании, оценке существенности, определении методики проверки и подготовке аудиторского заключения.

После лекции другими не менее важными формами учебной работы в высшем учебном заведении являются групповые практические, семинарские, лабораторные занятия. Эти виды учебных занятий служат для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, а так же для приобретения навыков применения теоретических знаний на практике.

Наши рекомендации