По учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

ОТЧЕТ

По учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

(учебная практика по почвоведению и топографии)

студентов 2 курса группы ОДО

Направление подготовки 05.03.02 «География»

Направленность (профиль) Общая география

Послеуборочные остатки сельскохозяйственных культур: их количество, химический состав.

С урожаем зерновых и однолетних трав отчуждается 60-65% от биомассы, кукурузы – 70-73%, сена многолетних трав – 40%. Остальная часть растительной массы попадает в почву, где минерализуется до простых соединений или трансформируется в гумус.

Наибольшее количество органического вещества среди культурных растений оставляют в почве многолетние травы. В зависимости от условий возделывания и уровня урожаев масса пожнивно-корневых остатков трав достигает 4,7-7,5 т/га в ряде случаев она может быть еще выше. Культуры по накоплению растительных остатков в различных почвенно-климатических зонах располагаются в следующем порядке: Нечерноземной – многолетние травы (100%), кукуруза (56%), озимые (50%), яровые зерновые (39%), зернобобовые (28%); ЦентральноЧерноземной - многолетние травы (100%), озимая пшеница (48%), кукуруза (38%), яровые зерновые (37%), подсолнечник (36%), зернобобовые (35%), сахарная свекла (31%). На обыкновенных черноземах юго-востока степи Украины в почве после озимой пшеницы органической массы накапливалось 3,2-3,8 т/га, после кукурузы – 2,0-2,4, ячменя – 1,3-1,8 т/га. В севооборотах Центрального Предкавказья имелось 3,8-4,2 т/га пожнивно-корневых остатков, удобрения увеличивали их количество на 5,9-9,7% [1]. С повышением урожайности культурных растений количество пожнивных и корневых остатков увеличивается, но доля их в общей биомассе снижается. Запасы растительных остатков озимых зерновых при урожаях 1,0-1,5 т/га равняются 2,3 т/га, яровых – 1,8, в то время как при урожаях 3,0-4,0 т/га – соответственно 4,5 и 3,5. Однако масса органического вещества, учитываемая в виде пожнивных и корневых остатков перед уборкой культурных растений, фактически меньше образованной ими в течение вегетации. Значительное количество органического вещества поступает в почву с корневыми выделениями и отмершими корнями. Отмершие корни составляют 20% от веса живых, корневые выделения – 10%, слизистые выделения зерновых культур могут достигать сотен кубических метров и приближаться к высокому урожаю зерна. Соотношение отчуждаемой массы корневых и пожнивных остатков неодинаково в зависимости от почвенно-климатических условий, уровня урожаев, биологических особенностей культур, агротехники их возделывания. В районах с засушливым климатом масса корневых остатков в общей массе растений больше.

5. МаннаповНияз

По местным предметам

Муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева или куста и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.

Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.

По постройкам

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Двери мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей - на Мекку в Аравии.

в) по часам;

Рисунок 3.11.

Ориентирование на местности по часам

В горизонтальном положении часы мы установили так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов поделили пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня нужно делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00, а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00.

г) по компасу;

Рисунок 3.12.

Ориентирование на местности по компасу

При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, юг, запад и восток. Мы придали компасу горизонтальное положение, освободили от зажима стрелку, дали ей успокоиться, до того времени, пока стреловидный конец стрелки не был направлен на север.

Для того, чтобы определить точность отклонения направления движения от направления на север или для определения положений точек местности по отношению к направлению на север и отсчета их, на компасе нанесены деления, из которых нижние обозначены в градусных мерах (цена деление равно 3°), а верхние деления угломера в десятках «тысячных». Градусы отсчитываются по ходу часовой стрелки от 0 до 360°, а деления угломера - против хода часовой стрелки от 0 до 600°. Нулевое деление находится у буквы «С» (север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник, заменяющий в некоторых компасах букву «С».

Для определения направления на стороны горизонта по компасу мы поступали следующим образом: Мушку визирного устройства ставили на нулевое деление шкалы, а компас - в горизонтальное положение. Затем отпускали тормоз магнитной стрелки и поворачивали компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечали удаленный ориентир, который и использовали для указания направления на север.

д) по спутниковым снимкам.

Рисунок 3.13.

Ориентирование на местности по спутниковым снимкам

Снимки со спутника - позволяют планировать, оценивать и уточнять маршрут, предварительно намеченный по карте. Содержат, как правило, более свежую информацию, чем карты. Могут быть разной степени четкости. Полностью заменить обычную карту все же не могут. (По космоснимкам трудно оценить рельеф, узкие дорожки, мелкие объекты могут быть скрыты лесом. Также по фотографии не всегда удается распознать реальные характеристики объектов: газопровод или ЛЭП, болото или поляна, железная дорога или автомобильная.)

3.3.3. Движение по азимуту на местности и по карте

Определяем азимут географических объектов на местности.

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом мы отпускали тормоз магнитной стрелки и поворачивали компас в горизонтальную плоскость до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливали визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствовал величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

Чтобы определить азимут (направление на предмет) и, возможно, направление вашего движения, нужно знать свое местонахождение. Отметили его на карте, ориентируясь по окружающим ориентирам, обозначенным на местности.

Нашли ориентир, в направлении которого мы должны двигаться.
Осуществляли движения по ломаной линии, учитывая естественные препятствия. Поэтому азимут в процессе движения мы периодически корректировали.

3.3.4. Нивелирование для построения гипсометрического профиля (ватерпасовка)

Полевые работы по составлению линии профиля простейшими приемами с помощью самодельного нивелира. Построение и оформление профиля.

Рисунок 3.14.

Определение высотных отметок с помощью нивелира

С помощью нивелира мы определили, на какой высоте относительно подножья горы находится её вершина. Мы установили нивелир у подножья горы и по отвесу проверили, чтоб он стоял вертикально. Затем один из нас прицеливался в нивелир и замечал место, куда он попадает. Один из нас вставил в данное место, и расстояние между нами являлось вертикальной высотой в 1 метр. Следом мы переместили нивелир в то место, куда он был прицелен и продолжали прицеливаться и измерять расстояние между нами. Пройдя весь подъем до вершины, мы определили относительную высоту горы относительно подножья к вершине.

3.3.5. Глазомерная съемка и создание топографического плана местности

Наиболее упрощенный вид съемки с помощью компаса, планшета, визирной линейки а иногда и без них, с применением только карандаша и полевой книжки. Нанесение на бумагу положения точек на местности осуществляется на глаз. Основное внимание здесь обращается на быстроту работы, ясность и наглядность изображения. Расчет и вычерчивание линейного масштаба шагов. Осуществление съемки способом обхода, также полярным и маршрутным, с использованием условных знаков и масштабов. Построение плана в камеральных условиях.

1.Глазомерная съемка маршрутным способом (рис 3.3.5.1). Мы становились в исходную точку (начало маршрута) и смотрели в направление объекта, до которого должны были добраться. Мы обозначали на листе бумаге стороны горизонта и также определили направление горизонтов на местности. Мы выдвинулись к выбранному объекту, нанося на карту все то, что было в расстоянии от нас 100 метров слева и справа

2. Глазомерная съемка полярным способом (рис 3.3.5.2). Мы пришли на место, из которого будем описывать местность. Определили стороны горизонта, и указали данную точку, на которой мы находимся как край карты. Из этой точки мы определяли все объекты, которые были видны нам. Выдвигались к ним, определяли азимуты и расстояние до них.

3. Глазомерная съемка методом обхода (рис 3.3.5.3). Становились на исходную позицию. Из неё определяли направление маршрута. Пройденное расстояние измеряли шагами, обходили видимые объекты для определения их площади, а также определяли азимуты к деревьям. Сопоставляли их с исходной позицией, не нарушая математические законы.

3.3.6. Работа со спутниковыми картами, их дешифрирование и составление по ним топоплана

Обнаружение объектов на спутниковых снимках по совокупности дешифровочных признаков, опознавание этих объектов на местности, определение их местоположения, а также качественные и количественные характеристики, составление топографической карты по ним. Индивидуальные работы (рис 3.3.6.1, рис 3.3.6.2, рис 3.3.6.3, рис 3.3.6.4, рис 3.3.6.5, рис 3.3.6.6)

Глава 4. Результаты и оценка работы

4.1 Отзыв о практике студента

Студенты Абубакирова Альбина, Азнабаева Алсу, Кунаева Алия, Лутов Рамиль, Маннапов Нияз, Нурасова Максюда прошли учебную практику с «3» июля 2017 г. по «15» июля 2017 г.

Перед обучающимися во время прохождения практики были поставлены следующие профессиональные задачи: овладение методикой распознавания и описания рельефа, почвенных разностей в природе, правильного заложения почвенных разрезов, описания морфологических признаков почв по генетическим горизонтам и отбора почвенных образцов, закрепление лабораторных методов и камеральных исследований почв и приобретение исследовательских навыков, изучение геодезических приборов и инструментов, их назначения, овладение методикой измерений и обработкой полевых измерений, ориентирование на местности, определение азимута, нивелирование и построение гипсометрического профиля.

Во время прохождения практики студенты проявили себя как дисциплинированные, хорошо владеющие теоретическими материалами, самостоятельно собрали данные, определяли в лабораторных условиях влажность, структуру, механический состав почвы, составляли гипсометрические профили и топографические карты, не пропускали занятия.

Следует отметить умение студентов применять на практике полученные в институте знания. В целом, показали себя с положительной стороны и с заданиями практики справились.

Руководитель практики ____________/ А.А. Аминева подпись «15» июля 2017 г.
 

РЕЗУЛЬТАТ ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА

Итоговая оценка:________________________

Руководитель практики от кафедры ____________/ А.А.Аминева подпись «15» июля 2017 г.
 
   

[1] При прохождении практики в Башкирском государственном университете.

[2] При прохождении практики в Башкирском государственном университете.

ОТЧЕТ

по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

(учебная практика по почвоведению и топографии)

студентов 2 курса группы ОДО

Направление подготовки 05.03.02 «География»

Наши рекомендации