Работа школы с детьми в зоне риска по деструкции поведения
К категории трудных педагоги относят самых разных детей: неуспевающих, недисциплинированных, с нервными и психическими расстройствами, состоящих на учете ОДН, из неблагополучных семей.
Социальная работа с детьми, имеющими различные проблемы, помогает более точно и целенаправленно составить комплексную программу индивидуальной работы с ребенком по его адаптации к школе. Однако бывают причины, по которым некоторые подростки сразу ставятся на внутришкольный учет:
- нарушение устава школы, систематическое невыполнение домашних заданий;
- пропуски учебных занятий без уважительной причины;
- драки, сквернословие, грубое отношение к окружающим;
- курение, употребление спиртных напитков;
- доставка в милицию за совершенное правонарушение;
- совершение преступлений и соучастие в нем;
- порча государственного и частного имущества;
- издевательство над учениками иной нации, вероисповедания, цвета кожи; над малышами и более слабыми сверстниками (т.е. нарушение международной конвенции о правах ребенка, конституции РФ);
- единичные случаи нарушения общественного порядка, в результате чего возникает угроза жизни и здоровью других людей.
Постановка на внутришкольный учет требует заполнения ряда документов (заявление классного руководителя, характеристика на несовершеннолетнего, акт посещения на дому, табель успеваемости и др.), которые подтверждают, что ребенок находится в зоне риска по причине педагогической запущенности, несформированности стабильных форм социального поведения.
На заседаниях Совета профилактики один раз в четверть подводятся итоги профилактической работы всех служб школы.
В планах работы классного руководителя, социального педагога, Совета профилактики ОУ большое место отведено контролю за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся, так как чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости и плохого поведения несовершеннолетнего.
Таблица 14. Виды и методы проведения контроля несовершеннолетнего, находящегося на профилактическом учете
Контроль | Периодич ность | Ответст-вен ный | Документ, в котором фиксируется результат контроля | Способ и место анализа проведенного контроля | Частота анализа контроля |
Текущий контроль за посещением учебных занятий | В течение каждого месяца | Классный руководитель Заместитель директора по ВР | Классный журнал Сводная таблица, где отмечается присутствие либо причина отсутствия на уроках (опоздание, болезнь, прогул и др.) | Беседа с родителями и несовершеннолетним Заседание Совета профилактики ОУ Педсовет | Ежемесячно Раз в четверть |
Контроль за выполнением домашнего задания во время посещения несовершеннолетнего на дому | По графику школьного Совета профилактики в течение года | Заместитель директора УВР Классный руководитель | Акт посещения несовершеннолетнего на дому | Заседание Совета профилактики Беседа с родителями | Раз в месяц |
Выборочный контроль за обучением, поведением, посещением учебных занятий | По алану профилактической работы классного руководителя По графику Совета профилактики в течение года | Классный руководитель Члены Совета | Информационная таблица | Беседа с родителями Заседание Совета профилактики | По получению информационной таблицы В зависимости от результатов первичного контроля |
Контроль за соблюдением режима во время посещения несовершеннолетнего на дому | По графику Совета профилактики в течение года | Классный руководитель Заместитель директора по соц работе | Акт посещения несовершеннолетнего на дому | Беседа с родителями Заседание Совета профилактики | Раз в месяц |
Контроль за посещением занятий дополнительного образования в школе | Два раза в месяц | Заместитель директора Члены школьного совета | Сводная таблица | На заседаниях Совета Беседа с родителями | Раз в месяц Сразу по результату проверки в случае необходимости |
Контроль за посещением индивидуальных занятий | Постоянный | Члены Совета по графику Зам дир Кл рук | Сводная таблица | На административных совещаниях На заседаниях Совета профилактики | Раз в неделю Раз в месяц |
БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ
В России проблема защиты детей всегда стояла особенно остро. Затянувшийся в нашей стране экономический кризис привел к росту числа бедных семей, количество которых продолжает постоянно увеличиваться, а это значит, что растет число брошенных детей, детей, оставшихся без попечительства родителей, все больше несовершеннолетних убегает из дома в поисках лучшей жизни. В этой связи «Семейный кодекс» Российской Федерации должен быть настольной книгой социального педагога.
Согласно главе 11 «Семейного кодекса Российской Федерации» «Права несовершеннолетних детей» (далее СК РФ), ребенок имеет право:
- жить и воспитываться в семье;
- знать своих родителей;
- право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
- на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства;
- на общение с родителями и другими родственниками;
- на защиту своих прав и законных интересов;
- выражать свое мнение;
- на имя, отчество, фамилию;
- на изменение и имени и фамилии;
- на имущественные права.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется (п.1 ст. 56 СК РФ):
- родителями (лицами, их заменяющими);
а в ряде случаев:
- органами опеки и попечительства;
- прокурором;
- судом.
Если несовершеннолетний (ребенок до 18 лет) признан в соответствии с законом полностью дееспособным, то до достижения совершеннолетия он имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту (п.1 ст. 56 СК РФ). Ребенок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка он вправе (п.2 ст. 56 СК РФ) самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами.
Все граждане (должностные лица организаций и иные граждане), которым станет известно о нарушениях прав ребенка, обязаны сообщить в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (п.3 ст. 56 СК РУ):
- об угрозе жизни или здоровью ребенка;
- о нарушении его прав и законных интересов.
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.