Связь содержания с целями и методами
Благо везде и повсюду зависит от соблюдения
двух условий: 1) правильного установления
конечной цели всякого рода деятельности
и 2) отыскания соответствующих средств,
ведущих к конечной цели
Аристотель
Цели, содержание, методы — элементы системы «педагогический процесс», и рассматривать их следует в целостности и единстве.
Если содержание не оформлено по правилам модуля: не проведена его актуализация (воздействие на потребности), не обеспечена продуктивная работа (производство собственного продукта — мысли, слова, движения), то целостность процесса нарушается, единство воспитания, обучения, развития как составляющих педагогического процесса отсутствует. Разрываются связи содержания с целями, которых в начале педагогического взаимодействия может и не быть вовсе. Это означает, что без ответа остается вопрос: «А для чего оно (содержание) мне?» И тогда процесс идет на холостом ходу без результата. Цели слушателей выращиваются, формируются, закрепляются до состояния самоопределения — «знаю для чего», «знаю что», «знаю как».
На этом этапе не исключены сомнения обучающихся, которые необходимо высказать, обсудить, сопоставить с мнениями других. Создание такого режима предполагает наличие условий для коммуникации, размышления, рефлексии. Не всякими сомнениями готовы поделиться студенты (слушатели). Необходима атмосфера искренности, доверия. Она быстрее складывается в малой группе в 5—7 человек, чем во всей аудитории в 30—50 человек.
Временные рамки учебного процесса требуют оптимальных моделей, новых методов. Таковыми являются технологии создания малых групп, обеспечивающие условия для упражнений в межличностной и межгрупповой коммуникации.
Если оформление содержания соответствует цели продуктивной деятельности, то его подача предполагает использование опорных сигналов, схем, которые побуждают к появлению нового содержания, собственных мыслей — собственного продукта.
Таким образом, соответствие целей, содержания, метода и есть главное требование их взаимосвязи в системе «педагогический процесс».
13.3. Содержание образования как система
Часто случается, что вещи мелкие и незначительные
дают нам больше для познания великих вещей,
чем великие - для познания малых
Ф. Бэкон
В системе образования взрослых превалирует позиция, убежденность преподавателей в том, что образование для взрослых — это их обучение. Она аргументируется приблизительно так: «А зачем их воспитывать и развивать — они уже воспитаны и развиты». И здесь есть доля истины, так как традиционное педагогическое мышление под воспитанием понимает назидание, подавление, которое взрослые действительно не терпят. В отношении процесса развития также сложился устойчивый стереотип, что оно идет само собой и потому остается за пределами педагогических технологий.
Мы уже показали, что связь между целями, содержанием и методом адекватна связям между потребностями, нормами, способностями в сознании обучающегося.
Выращивание из потребностей целей в педагогическом процессе есть его компонент — воспитательный процесс. Не назидание, не подавление является его содержанием, а актуализация той дозы содержания, которая предназначена для усвоения. Она и будет содержанием (что содержит?) воспитания.
Выращивание внутренних норм путем присвоения новых в педагогическом процессе есть ею компонент — обучение. Не то, что записано в программе и что проговорил преподаватель, а то, что каждый в разном объеме сделал своим, присвоил, усвоил, и есть содержание обучения как индивидуальный результат каждого.
Выращивание способностей в педагогическом процессе есть его компонент — развитие. Оно происходит в действии. В зависимости от того, что содержит действие, происходит развитие тех или иных способностей. Это содержание развития и обусловливает индивидуальный результат каждого.
Итак, содержание педагогического процесса имеет внутреннюю структуру, состоящую из элементов: содержание воспитания, содержание обучения, содержание развития в их взаимосвязи, обеспечивающей единство и целостность компонентов системы. Если мы видим главную педагогическую цель в создании условий для гармонизации сознания, то наши технологии направлены на овладение саморегуляцией — приведение в соответствие потребностей, норм, способностей. Умение предотвратить внутренний конфликт, столкновение, катастрофу — главный результат образовательных процессов. Его достижение возможно путем гармонизации (соответственно) целей, содержания, методов в педагогическом .процессе.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие содержания внутреннего и внешнего.
2. Содержание образования как приращение внутреннего содержания.
3. Субъективность представлений, объективность определений, абсолют понятий, их взаимосвязь.
4. Модульный принцип структурирования содержания образования.
5. Индивидуальная траектория продвижения в усвоении содержания.
Контрольные вопросы
1. Определение содержания образования как критерия профессиональной деятельности. Представление его в виде системы.
2. Структурирование содержания по принципу деления на элементы и связи между ними. Выбор наиболее актуального продвижения, индивидуальной траектории.
3. Оформление каждой дозы содержания в модуль.
4. Связь содержания с целью и методами, обеспечивающими продуктивную работу.
5. Единство и целостность представлений, определений, понятий.
Упражнения
1. Работая над текстом учебника или записями лекций, постарайтесь представить содержание структурно: систему разделить на элементы и связи, разделить элементы по видам, типам и т.д., т.е. ввести классификации. Старайтесь поразмышлять о связях между элементами, тем самым создав себе тренинг на продуктивное мышление.
2. Прежде чем начать работать над учебным материалом, постарайтесь сосредоточиться над уже имеющимися собственными представлениями по содержанию темы. Читая учебный материал, Вы обретаете объективную информацию в виде определений, которая влияет на Ваши представления. Выстраивая определения в логике, Вы достигнете понимания сути вопроса, которое тоже повлияет на Ваши представления. Происходит ли это с Вами?
Опорные конспекты
1. Понятие содержания образования.
2. Планетарная модель составления программ содержания образования:
3. Модульный принцип структурирования содержания.
Изучаемая система | Функции, источник, нормы механизмы, результат |
Элементы системы | Составные части системы — подсистемы |
Связи между элементами Системы | По формам движения материи, по формам детерминизма, по силе, по характеру результата, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию предмета |
Актуализация | DП (воздействие на потребности) |
Новая информация | DН (усвоение новых норм) |
Собственное открытие | DСп (выращивание способностей: мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных) |
4. Ниже в таблицах дана структура главных категорий образования: цели, содержание, метод, результат. Можете их преобразовать и изучать более углубленно. Таким образом Вы на себе ощутите достоинства опережающего обучения.
Структура целей образования по субъектам