Система взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала

Не раз было доказано, что чем лучше работник понимает поставленные перед ним цели и чем больше они соответствуют его внутренним устремлениям, тем с большей вероятностью эти цели будут достигнуты. Практическая реализация этого принципа в условиях конкретной организации достаточно сложна, и именно она, как правило, является главной преградой на пути внедрения MBO.

Наиболее действенный способ решения этой проблемы заключается в постепенном внедрении на предприятии системы взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала. Процесс внедрения данного модуля можно разделить на две стадии: вначале — концептуальное внедрение, позволяющее разграничить и соотнести интересы организации и работающих в ней сотрудников, затем — выстраивание системы критериального и количественного соотношения целей организации и целей персонала.

На первый взгляд может показаться, что сама по себе система взаимосвязи между целями организации и личными целями персонала имеет вторичный характер по сравнению с двумя другими модулями: «системой вертикальной зависимости целей» и «системой оценки деятельности персонала», но это не так.

Система вертикальной взаимосвязи может принести не меньше пользы для организации, чем два других модуля. Ее сущность заключается в возможности детально оценить слабые и сильные стороны организации, ее внешние контакты и стратегические направления развития через призму трудовых ресурсов.

Начинать работу по внедрению всех трех модулей одновременно смысла нет. У поочередного внедрения есть немало плюсов: оно не только позволит распределить расходы во времени, но и в случае возникновения непредвиденных ситуаций минимизировать убытки.

Рекомендовать какой-либо определенный порядок внедрения модулей нет смысла — все зависит от специфики конкретной организации, но при этом можно дать несколько общих рекомендаций. Так, в компаниях с высокой трудоемкостью производства следует начинать с внедрения второго модуля, а с большим количеством уровней управления — с первого.

Впрочем, внедрение всех трех модулей еще не гарантирует переход организации к управлению по целям. Это лишь первый этап, по итогам которого необходимо провести тщательный анализ и определить две вещи. Во-первых, по-прежнему ли организация нуждается в MBO. Во-вторых, насколько потребности в дальнейшем внедрении MBO обеспечены ресурсами организации. Вполне возможно, что эффект, полученный от функционирования первичных модулей, достаточен, а дальнейшая работа не принесет оправданной отдачи.

Сущность второго этапа заключается в парной интеграции первого-третьего и второго-третьего модулей (рис. 1). В итоге получатся две новые, по-прежнему сохраняющие самостоятельность макросистемы. Первая из них (М1-М2) отражает стратегические устремления организации и представляет собой технологическую систему достижения поставленных целей. В ее рамках система вертикальной зависимости целей соотносится с ресурсным обеспечением деятельности организации на каждом уровне управления.

Вторая (M2-M3) выступает в качестве управляемой системы мотивации в организации — оценки деятельности и вознаграждения персонала становятся более адресными, повышая тем самым возможности для регулирования производственных, информационных и организационных процессов. На втором этапе фактически происходит форматирование всех первичных модулей. Они становятся более жесткими, структурируемыми, а описывающие их показали и корреляционные зависимости более четкими и конкретными.

Лишь затем, после тщательного анализа и оценки целесообразности и сроков дальнейшей работы над внедрением MBO, дело доходит до третьего и последнего этапа. Система приобретает законченный вид, позволяющий предприятию добиваться поставленных целей при достаточном ресурсном обеспечении и реалистичного прогноза рыночной конъюнктуры. Главная особенность третьего этапа заключается в необходимости двухуровневого подхода. С одной стороны, происходит интеграция трех первичных модулей, а с другой — объединение в единое целое систем M1-M3 и M2-M3. Разделить два этих процесса невозможно. Несмотря на достаточно высокие ресурсные затраты, работа должна проходить одновременно. При этом разрабатываются планы действий и использования ресурсов, планы развития, планы распределения рабочего времени, одновременно формируется бюджет и система отчетности.

Поэтапный подход к внедрению на предприятиях и организациях метода управления по целям имеет немало преимуществ. Во-первых, он позволяет добиться рационализации расходов на перестройку системы управления. Во-вторых, получить практические результаты еще до полного завершения работ по внедрению MBO. А, в-третьих, минимизировать финансовые и организационные риски. В российских условиях это особенно ценно, поскольку позволяет предприятиям и организациям постепенно совершенствовать систему управления.

Метод бюджетирования

Внедрение в компании бюджетного управления - проект, требующий значительных инвестиций. Существует критерий, позволяющий сделать четкий вывод о своевременности реализации такого проекта.

Задумывались ли вы, почему студенческие годы большинство из нас вспоминают как самое счастливое время в жизни? Предлагаю свой вариант ответа. Все дело, как это ни банально, в деньгах. Вернее в их отсутствии. Стипендии, доходов от подработок и помощи родителей среднестатистическому студенту хватает только на еду и пиво. Идея накопить и приобрести что-нибудь значимое в этот период жизни настолько утопична, что даже и не возникает. Поэтому нет и внутренней неудовлетворенности, знакомой людям постарше: ведь ее обычно порождает стремление к обладанию какими-либо материальными ценностями.

Итак, студент оканчивает вуз, устраивается на работу и начинает ежемесячно получать свою, пока небольшую, зарплату. И тут же появляется какая-то заветная мечта, связанная с покупкой, например, машины. Проходят месяцы и годы, но накопить сумму, хоть как-то сопоставимую со стоимостью желанной модели, все не удается. Вроде и зарплата уже неплохая, и даже повышают ее регулярно, а практически ничего не откладывается, хоть убей.

А теперь подходим собственно к теме бюджетирования. Хорошенько разозлившись на себя, наш герой твердо решает осуществить свою мечту вопреки всему. Для этого он одалживает деньги; занимаясь до позднего вечера, получает второе высшее образование или даже степень MBA; доводит свой английский до заветного и меняет работу, значительно продвигаясь по карьерной лестнице. Теперь его зарплата уже в 4 раза выше, чем после окончания института. И что же? Прошло уже полгода с момента получения новой должности, а на машину отложены какие-то жалкие несколько сотен у. е.

Наконец, не переставая удивляться тому, как сложно осуществить мечту, молодой человек твердо решает, что машина должна быть куплена не позже чем через 2 года. Как известно, мечта, которая должна стать явью к определенному сроку, называется целью, а значит, пришло время подумать о способах ее достижения. Поэтому наш герой берет бумагу и ручку, садится за стол и начинает считать. Простейшим арифметическим действием определяется сумма, которую нужно откладывать каждый месяц; доходы известны с точностью до премий, то есть практически без погрешности; допустимый уровень расходов равен разности между доходом и необходимой ежемесячной прибылью. Теперь остается только контролировать фактические расходы, чтобы они не превышали определенного уровня.

Увы, в жизни это оказывается совсем не просто. В первый же месяц превышение фактических расходов над плановыми составляет 70%, что заставляет страдальца еще раз взяться за письменные принадлежности. Он начинает вести учет, сколько денег тратится и на что, причем постоянно уточняет классификацию затрат. Во второй месяц выясняется, что чуть ли не половина затрат приходится на статью «Прочее», а в третий с целью ее детализации добавляются отдельные статьи «Проезд на такси», «Пиво в пятницу» и т. д. Благодаря этим усилиям уже с пятого месяца отклонения «плана» от «факта» удается свести к нулю, а в шестом - потратить даже меньше, чем было запланировано. Финал, как вы, наверное, догадались, голливудский: машина куплена, наш герой счастлив.

В приведенном примере ясно прослеживаются все этапы, которые проходит большинство фирм, внедряя бюджетирование. Аналогия абсолютно полная, без каких-либо допущений и натяжек. Судите сами:

- этап 1-й: «студенческая жизнь». Первые 1-3 года новая фирма борется за выживание. Цели в их классическом понимании у нее отсутствуют. Решаются тактические задачи, сводящиеся к обеспечению текущей платежеспособности;

- этап 2-й: работа, оторванная от цели. Достигнутый к этому моменту уровень доходов позволяет отойти от борьбы за существование и сформулировать стратегические цели компании. Однако деятельность ведется по-старому, никакой планомерной (задумайтесь о происхождении этого слова!) работы для достижения целей не предпринимается;

- этап 3-й: работа на основе планов. К этому времени менеджеры компании уже отчетливо понимают, что цели не будут достигнуты без разработки финансовых планов (бюджетов). Такие планы разрабатываются регулярно, однако из-за отсутствия управленческого учета и контроля фактически достигнутых результатов возможность достижения поставленных целей сводится к нулю;

- этап 4-й: бюджетное управление компанией. Теперь все пришло в норму. Дорога к целям вымощена оперативными планами, а внедренная система мотивации ведет точно по этой дороге, пресекая каждый шаг в сторону (возникающие отклонения плана от факта).

Компании пора инвестировать во внедрение бюджетного управления тогда, когда ее собственники и руководство ясно сформулировали стратегические цели. Бюджетирование станет средством их достижения, безотказно работающим при правильном его использовании.

С каждым годом внедрение технологий бюджетирования на предприятиях происходит все более интенсивно. Многие руководители уже осознали ценность данного инструмента для эффективного управления предприятием, однако не многие могут построить систему бюджетирования таким образом, чтобы она приносила реальные результаты. Особенно сложно внедрить процессы бюджетирования в крупной компании, имеющей сложную производственную и финансовую структуру.

Термин «бюджетирование» в литературе имеет множество различных трактовок, начиная от определений «бюджетирование — это финансовое планирование в компании» и заканчивая определениями «бюджетирование — это комплексный интегрированный процесс планирования». Такой диапазон мнений относительно сущности бюджетирования чаще всего продиктован либо незнанием общей методологии создания данного процесса, его задач, технологии реализации этих задач и результатов, которые можно получить в процессе внедрения этих технологий, либо попыткой внедрить зарубежные методики без адаптации их к российским условиям хозяйствования.

Бюджетирование следует рассматривать с трех позиций:

· Как процесс трансформации планов деятельности компании в показатели доходов и расходов, платежей и поступлений, то есть в финансово-экономические показатели.

· Как инструмент повышения ответственности руководителей за затраты на достижение поставленных целей и полученные результаты.

· Как технологию информационно-аналитической поддержки управления, предназначенную для повышения экономической обоснованности принимаемых руководителем решений.

Каждая из этих позиций — очередная ступень в развитии системы бюджетирования на предприятии. Рассмотрим эти ступени.

Для начала необходимо определиться с терминологией, используемой в планировании и бюджетировании:

Цель — ориентир в определенной области управления, заданный в рамках иерархии вышестоящим руководителем нижестоящему руководителю.

Целевой показатель — показатель, количественно характеризующий цель(и). Плановое значение целевого показателя — ориентир для руководителя. Фактическое значение отражает степень выполнения цели (ей). Одна цель может характеризоваться несколькими показателями. Аналогично один показатель (чаще всего интегральный) может описывать несколько целей.

План — это набор действий, мероприятий, проектов и т. д., которые собирается реализовать конкретный руководитель для достижения поставленных ему целей.

Бюджет — сумма располагаемых средств для выполнения запланированных мероприятий.

Далее нам необходимо определиться с понятием масштаба компании. Масштаб компании характеризуется численностью работников, производственной мощностью, оборотом, сложностью производственно-хозяйственной структуры компании, географической разобщенностью структурных подразделений, количеством и сложностью бизнес-процессов, а также рядом других факторов.

Деление компаний на крупные, средние и мелкие по численности персонала является условным. Персонал — лишь один из критериев классификации. По персоналу наиболее объективно можно классифицировать предприятия в рамках одной отрасли.

Производственная мощность — вполне объективный критерий, понятный любому специалисту на предприятии. Производственная мощность предприятия определяется максимально возможным годовым выпуском продукции (оказанием услуг, например, по транспортировке) в номенклатуре и ассортименте, установленным планом, при полном использовании производственного оборудования и площадей в соответствии с оптимальным режимом работы предприятия.

Оборот компании является финансово-экономическим критерием масштаба компании и одним из важнейших факторов в определении ее стоимости.

Производственно-хозяйственная структура компании определяет направления ее деятельности. Производственно-хозяйственная структура любого крупного предприятия характеризуется следующими параметрами:

Наличием двух четко выраженных контуров управления: производственного и административно-хозяйственного.

Наличием большого количества вспомогательных процессов и значительной долей ресурсов, занятых в этих вспомогательных процессах.

Значительным количеством структурных подразделений различных уровней управления.

1. Бюджетирование как процесс трансформации планов деятельности компании в показатели доходов и расходов, платежей и поступлений, то есть в финансово-экономические показатели.

В компании существуют три процесса, которые связаны с формированием перспективных величин:

· процесс целевого планирования;

· процесс планирования мероприятий;

· процесс бюджетирования.

Целевое планирование предусматривает установление целей и их формализацию в виде целевых показателей. В качестве целевых используются финансовые и нефинансовые, качественные и количественные показатели, с помощью которых для каждого руководителя устанавливается одна или несколько целей.

Целевые показатели задают те параметры, которые должно обеспечить подразделение, для того чтобы «вписаться» в общую программу работы предприятия, которая объединяет все подразделения и функциональные направления.

Далее следует оценить ресурсы, необходимые для выполнения заданных целевых показателей. Оценка ресурсов проводится с помощью нормативов (там, где это возможно) и планов мероприятий. Если рассмотреть нормативы и мероприятия с точки зрения процессов, то нормативная база — это измерение текущего хода процесса, а мероприятия — это внесение изменений в сам процесс с целью улучшения его характеристик.

Нормативы и мероприятия оцениваются с точки зрения потребности в финансовых ресурсах. Так появляются бюджеты. Бюджеты содержат все расходы, на которые может влиять руководитель. Например, предприятие, имея запасы товарно-материальных ценностей, несет затраты, связанные со складированием, расходы по выплатам налога на имущество, а также альтернативные затраты, связанные с невозможностью куда-либо инвестировать оборотные средства, находящиеся в виде запасов. Все эти расходы связаны с объектом управления — запасами. Посредством воздействия на данный объект мы можем управлять величиной расходов.

Специфика крупных предприятий в данном вопросе заключается в том, что ввиду масштаба предприятия система нормативов значительно превалирует над целевыми мероприятиями. Крупным предприятием значительно легче управлять посредством максимального нормирования всех процессов. Однако далеко не все нормативы при этом являются экономически обоснованными. Значительная часть из них устарела и не соответствует требуемым на сегодня технологическим и организационным параметрам процессов. В то же время внести коррективы в процесс бывает зачастую настолько трудно ввиду большого количества согласований, что этим просто пренебрегают.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность реализации процесса планирования и бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей. Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не значит, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.

Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов:

Мероприятие проводится централизованно на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху».

Мероприятие реализуется только на нижнем уровне и связано с верхним уровнем управления через бюджеты (Рис.1).

Наши рекомендации