Педагогический процесс как модель деятельности
ГЛАВА 9. О предмете педагогики и ее современном состоянии
ГЛАВА 10. Функции образования в жизнедеятельности
ГЛАВА 11. Понятие и структура педагогического процесса
ГЛАВА 12. Педагогическое взаимодействие в образовательных процессах
ГЛАВА 13. Структурирование содержания в образовании и профессиональной
деятельности
ГЛАВА 14. Результативность педагогического процесса
Глава 9
О предмете педагогики и ее современном
Состоянии
Представление о субъекте образования. Природные, социальные, духовные детерминации в субъекте образования. Психологический, социальный, философский аспекты образования, их сущность и проявления. Образовательный процесс как осознанное действие субъекта образования. Педагогические процессы как предмет педагогики.
Ключевые слова: педагогика, педагогический процесс, образование, субъект образования
• Понятие о субъекте образования
• Становление педагогической науки
• Современное состояние педагогической науки
9.1. Понятие о субъекте образования
Нет ничего более практичного,
чем хорошие теория и методология
А. Больцман
Чем бы мы не занимались, какой профессией не владели, рано или поздно в нашей жизни наступает такой период, когда мы пытаемся понять свое предназначение, свое место, свои функции в окружающем мире. Многие в своих размышлениях уходят в философию, изучают историю этих вопросов, обобщают их до уровня общечеловеческих и конкретизируют до уровня собственной жизни сегодня, «здесь и сейчас».
Давайте размышлять совместно: я предложу свое видение, вы добавите свое. Возможно, наши размышления совпадут (безусловно, не во всем), возможно, будут противоположны, но в любом случае полезны как всякие размышления, в которых мы ищем истинный смысл своего существования.
Представим окружающий нас мир системно (элементы и связи) и целостно (в единстве). Окружающий мир — это природа, в которой из всех видов только человек наделен разумом. Сознание отличает нас от братьев меньших наличием «стержня» — духа, духовного пространства. Кроме того, каждый в этом мире взаимодействует с себе подобными, выстраивает свои отношения, образуя еще одну среду — общественную, социальную.
Итак, окружающий нас мир — сложная система с элементами — сферами, пространствами: «био», «социо» и «дух».
Мы с ними связаны, являемся частью и ко всему причастны.
Рассмотрим каждую составляющую более глубоко, более подробно, и тогда яснее будут те связи, о которых мы рассуждали на предыдущей странице.
Каждый из нас — индивид, имеет свой особый вид — полный или худой, блондин или брюнет, молодой или старый, мужчина или женщина и т.д. В нашей индивидуальности проявляется род, природа. Более того, от природы мы наделены способностями, которые определяют способы наших действий. От наших действий зависит, развиваем мы природные способности или они спят, застыли, а возможно, даже разрушаются. От наших действий зависит, во что мы превратимся, именно это имел в виду Сервантес, говоря, что «каждый из нас — сын собственных действий».
Попытаемся проанализировать связи индивида с природой.
Причастность индивида к биосфере | Позиция — индивид | Ценности — индивидуальность |
Организм | часть природы | здоровье |
Родители | сын, дочь | любовь к родителям |
Род | продолжение рода | наследственность |
Родина | сын отечества | любовь к Родине |
Земля | человек | общечеловеческие ценности |
(жизнь, любовь к природе...) |
Рассмотрим социальную составляющую в каждом из нас. Когда хотят подчеркнуть свою важность, значимость для социума (семья, коллектив, общность, общество и т.п.) — говорят: надо «иметь свое лицо», т.е. быть личностью. Это очень сложное понятие соотнесено с тем, что индивид приобретает к тому, чем наделила его природа: к какой культуре приобщается; какие позиции занимает в социальных общениях; что признает как ценность?
Общество создает каждому условия для жизни, образования, деятельности — социальные условия, которые во многом предопределяют, как сложится его жизнь. Напомню известную притчу о художнике, который долго искал натурщика для портрета Иуды. Наконец нашел, начал писать. Через несколько сеансов художник спросил его: «Почему ты так загадочно на меня смотришь?» «А ты не узнаешь меня? — вопросом на вопрос ответил натурщик. — 10 лет назад ты писал с меня Иисуса Христа». Каково?
Понятие личности в научной литературе определяется по-разному, однако все определения отмечают его социальную доминанту. Личностностъ — это свойство, приобретаемое в течение всей жизни, подвергающееся изменениям в разные периоды жизни и в разных обстоятельствах. Проявление личностности в элементах социума — семье, группе, коллективе, общности, обществе — выражается в статусе. Например: глава семьи, лидер, руководитель фирмы, хозяин предприятия, глава города, президент страны. На разных уровнях социальной «матрешки» личностность проявляется по-разному и определяется вкладом в общее дело, значимостью на данном уровне социоструктуры. Немало примеров тому, когда личностность ограничивается сферой коллектива, либо сферой собственной семьи, либо уровнем региона или научного мира. Проявление этих свойств можно рассматривать как социальную основу структуры личности, ее внешнее проявление.
В сочетании с социальной основой личности в единстве и целостности проявляются природные качества индивида и духовная сущность человека.
Причастность личности к социосфере | Позиция — личность | Ценности — личностные |
Семья | (отец, мать, ...), член семьи | традиции семьи |
Коллектив | должность | профессионализм |
Региональная общность | москвич, бакинец, ... | любовь к родному краю |
Национальная общность | поляк, русский, казах ... | национальная культура |
Профессиональная общность | педагог, геолог, экономист | квалификация |
Общество | гражданин | патриотизм |
Мировое сообщество | человек | общечеловеческие ценности |
И теперь самый трудный вопрос, самая тонкая и необходимая составляющая, которая выделяет нас из всей остальной природы, которая позволяет подняться над обыденным, «не оскотиниться». Лошадь, овца, корова, свинья и т.д. Кого я перечисляю? Животных, которые живут на нашем подворье, которых мы кормим, о которых заботимся, которых порой ласкаем, любим. А что, если кто-то приложит одно из этих названий к нам? Какова реакция? Безусловно, оскорбление — мы не можем стерпеть такого уравнивания. Человек возвышен над природой, он наделен особым свойством — разумом. Только его сознание имеет «стержень», называемый духом, который позволяет ему не упасть, не согнуться, не распластаться под тяжестью бытия, подняться над обыденным. Именно он делает индивида человеком.
Сейчас мы много говорим о гуманизме как, о проблеме. Его недостаточность пытались устранить путем «человеческого фактора», «социализма с человеческим лицом» и т.п. Гуманизм и человечность — синонимы, вернуть их в нашу жизнь — значит возвысить духовное над материальным, отнюдь не отождествляя духовность с религией, рассматривая ее (духовность) значительно шире — как способность «творить добро и красоту» (определение из устава Курской духовной семинарии).
Причастность человека к духовной сфере | Позиция — человек | Ценности — общечеловеческие |
Любовь | человек любящий | гуманизм |
Вера, надежда | человек уверенный, верящий | религия |
Свобода | человек свободный | свобода |
Разум | человек разумный | разум |
Творчество | творец добра и красоты | духовность |
После того как проанализирована (т.е. расчленена) каждая из составляющих, объединим их в одно целое. Единым их делают связи между элементами, изучение которых позволит нам сделать множество открытий, испытать состояние инсайта (понимания ранее непонятого), рождения собственной мысли, творчества (однокоренное с творить, творец), т.е. состояние подъема.
Модель окружающего мира, обоснованная ранее, позволяет системно посмотреть на связь с окружающим миром. Она представляется как окружающие условия, которые влияют на жизнедеятельность. Теперь в них можно различить три сферы условий: природную, социум и ноосферу. Они влияют на нашу жизнь с разных сторон и по-разному. Кто-то к ним относится фатально и ничего не предпринимает, чтобы что-то изменить, кто-то, наоборот, считает, что все зависит только от него. Рассмотрим каждую сферу условий, используя модель:
Природные условия сказываются на здоровье каждого с момента его рождения на генетическом уровне. Все, что получили от природы предки и их предки, тем или иным образом трансформировалось и проникло в организм новорожденного. И это данность, как и то, в каких экологических условиях индивид живет. Если они плохо влияют на состояние здоровья, люди меняют место жительства (повышенная влажность, слишком жарко, слишком холодно и т.п. — климатические условия, которые от нас не зависят и мы не в состоянии их изменить). Экологические условия — это не только климатические, но и те, которые создаются деятельностью людей в данном или соседних регионах и за которые мы ответственны перед собой, природой и последующими поколениями. Как же надо не любить себя, свой род (родителей, детей) и весь род людской, чтобы вредить природе; нарушать ее гармонию, истреблять, не восстанавливая стартовых условий.
По мере развития научно-технического прогресса, создания новых технологий переработки сырья все острее встает вопрос об их влиянии на окружающую среду и, значит, на здоровье людей. Ключ к решению этой проблемы в гуманизме, здравом смысле, духовности, объединенных в вопрос: «А ради чего предпринимается та или иная деятельность?» Да, конечно, ради выгоды, интереса отдельных людей, которые, между тем, не должны вредить остальным. Это вопрос и морали, и права, и науки.
Социальные условия в значительной степени предопределены природными условиями, методами хозяйствования на земле, способами возделывания различных культур и переработки сырья. В одних местах зацветает даже прутик, если его воткнуть в землю, в других — сплошные скалы, и чтобы что-то проросло — надо привезти землю. Где-то доход людям приносят мандарины, где-то море, где-то нефть и алмазы. Все это превращается в товар, которым люди обмениваются. Когда-то такого обмена не было и хозяйство называлось натуральным — все необходимое для себя каждый производил сам. По мере того, как людей становилось больше, расширялись контакты, возник прямой обмен леса на мед, меда на железо и т.д. Стали складываться рыночные отношения и появилась необходимость в эквиваленте, который совершенствовался и в законченной форме сформировался в виде денег. Появился эквивалент стоимости товара — цена, эквивалент стоимости труда — оплата. Естественным путем складывались, развивались рыночные отношения, становились все шире и шире. Социальные отношения — всегда обмен между теми, кто в них вступает, и тем, что каждый производит.
Обмен нормальный, если честный. Критерий социальных отношений — совесть.
Духовные детерминации. В обиходе мы их называем судьбой, понимая под этим то, что дано свыше, то, что нам предначертано. Можно ли повлиять на судьбу и как? Обратимся к народной мудрости, накопленной и оформленной в пословицы и поговорки. Помните: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Сначала Бог разум отнимет, потом бедой накажет» и т.п., т.е. от нас тоже что-то зависит. И здесь существует взаимосвязь, которая осуществляется по каналу — разум. Если действие разумное — оно во благо. Разумность укрепляет дух и просветляет сознание, неразумность разрушает стержень нашего сознания, вносит сумятицу, суету, приводит к бедам.
Судьбу духовная литература называет проектом, который человек всю жизнь пытается реализовать. Судьба связана и с природными условиями и с социальными. Кто-то родился на севере, а кто-то на юге; один под одним созвездием, другой — под другим. Социальные условия тем более зависят от нашей разумности, от каждого в отдельности и всех вместе. Важна и обратная связь. Сколько мы сегодня имеем примеров тому, как заменив российские социальные условия на иные, переехав в другую страну, многие добились успеха в реализации своего таланта. Но всем не уехать, и потому будем улучшать социальные условия здесь своими разумными действиями, укреплять свой дух. У него особый смысл. Здесь все возвышено, озарено творчеством, окружено свободой, полетом. Есть категории, над смыслом которых многие века мучаются люди, пытаясь определить их место в мировоззрении. Если вначале, моделируя, разложить их по компонентам: «био» — «социо» — «дух», а затем объединить в целостность, можно понять сложную структуру этой целостности через ее составные части.
Рассмотрим на примерах.
1. По трем компонентам можно понять категорию — «ум»:
- «био» — ум природный, унаследованный — умственные способности;
- «социо» — ум окультуренный, адаптированный к данной культуре, данному социуму через образование;
- «дух» — ум возвышенный, свободный, просторный и широкий — это разум.
2. Три компонента в понятии «любовь»:
- «био» — любовь психофизиологическая индивида к индивиду (мужчины и женщины, детей и родителей). Как и у других видов в природе в ее основе инстинкты выживания, продолжения рода;
- «социо» — это любовь — уважение, желание служить людям в своей профессиональной деятельности — обслуживать в соответствии с требованиями качества, это способность быть значимым, важным для других, уважаемым, не нарушать контракты (в широком смысле: в браке, в дружбе, в соседстве и т.д.);
- «дух» — любовь, ниспосланная свыше, любовь — полет, озарение, подъем, понимание, духовное единение, слияние.
3. Три компонента в понятии «свобода». Несвобода — это зависимость, осознание этой зависимости, принятие ее — это и есть свобода:
- «био» — индивид не может быть свободен от природы — он часть ее. Что может изменить — меняет, а что не может — принимает. Он зависим от биоциклов (сон, пища, дыхание и т.д.), от биоритмов, от чистоты атмосферы, воды, земли, от расположения звезд и т.д.;
- «социо» — личность — часть многих элементов социума, в каждом из которых свои правила, по которым социум организует свою жизнь, устанавливает порядок. Эти правила могут быть менее жесткими (приходить вовремя на работу, возвращаться вовремя домой и т.д.) и более жесткими (все, что записано в Кодексах, нельзя переступать — это преступление);
- «дух» — человек в абсолютной свободе, он свободен в мыслях, творчестве, вере, надежде, любви. Ограничитель здесь один — разум.
Категория свободы — одна из ключевых в философских рассуждениях. Ее смысл в понимании смысла несвободы как зависимости, ограничения, «осознанной необходимости». Индивид, являясь частью природы, одним из ее видов, подчиняется ее законам и, стало быть, зависим в самом главном: выживании, продолжительности жизни, жизненных циклах труда и отдыха, воспроизведении потомства, здоровье. Индивиды в общении между собой образуют социум, который устанавливает объективные общие законы взаимодействия. Нормы, правила, установки, предписания, законы ограничивают социальную жизнь каждой личности. Свобода в отношениях с природой и обществом относительна. Субъект, признавший ограничения как собственные нормы, не считает их насилием и потому внутренне организован. Свобода в разумности, в осознанности собственных действий и взаимодействий, в умении понять, договориться, уступить, т.е. справиться с собственными потребностями, управлять ими, организовывать их разумность, учитывая интересы других.
Свобода обусловлена внутренними факторами, внешними условиями и их взаимопроникновением. Самоопределение человека свободного сформулировано древними как молитва: «Дай мне Бог смирения, чтобы вытерпеть то, что я не могу изменить. Дай мне Бог мужества изменить то, что я могу изменить. Дай мне Бог мудрости не перепутать первое со вторым».
Понятие веры как компонента духовности имеет разные толкования. Попытаемся систематизировать их по уровням взаимопроникновения духовного и материального:
• запредельное — трансцендентное, которое для человека — вера в Бога (абсолют); вера, проявляемая в отношении к событиям внешнего мира, к собственному бытию;
• вера в самого себя как человека разумного, интегрирующего в себе духовное и материальное в их взаимопроникновении. Трансцендентное воспринимается (либо не воспринимается) без логических обоснований как абсолютная вера — «верую» (или как неверие);
• вера, проявляемая в отношении к собственному бытию, может рассматриваться как уверенность в завтрашнем дне, восприятие событий как правильных, не опасных для жизнедеятельности или невосприятие их как таковых, в результате чего нигилизм, скепсис, уход во внутреннюю оппозицию;
• вера в самого себя, интегрирующая веру во внутреннее и внешнее, проявляется как уверенность в самом себе, в возможность влиять на внешние ситуации, ход событий, как вера в разум и разумность бытия. Скепсис и нигилизм как психологическая защита, как способ отгородиться от хода событий в окружающем мире, снятие с себя ответственности за происходящее также является способом укрепить свой дух. Подсознательная логика говорит: «Я бы поступил иначе. Происходящее неразумно. Я более разумен, ибо знаю, что события должны развиваться иначе», внутренний голос продолжает: «Я не могу повлиять на эти события. Я не услышан. Жизнь покажет их неправоту».