Педагогический процесс

…В ходе развития теоретического знания о педагогическом процессе можно выделить следующие этапы.

Первый этап связан с выделением компонентов педагоги­ческого процесса, поиском характера и типа их связей. В качестве функциональных компонентов рассматриваются процессы целеполагания-целереализации, контроля-оценки результатов педагогического процесса. Выявленная структура педагогиче­ского процесса (цели — содержание — методы — формы органи­зации — результат) позволила поставить задачи поиска при­емов и методов организации педагогического процесса от выбора и постановки, целей до этапа оценки его результатов, а также условий его оптимизации, результативности и эффек­тивности.

Второй этап связан с исследованием дискретно-непрерыв­ного характера развития педагогического процесса, с выделени­ем состава педагогической системы, в рамках которой реализу­ется педагогический процесс. В качестве составляющих педагогического процесса выступают: педагог и субъекты педа­гогического процесса, цель и предмет их совместной деятельно­сти, условия их взаимодействия и действий

Третий этап в развитии знания о педагогическом процессе связан с исследованием его функций в развитии субъектов педа­гогического процесса (педагога и школьника, педагога и студен­та и т. д.) и динамики отношений между участниками педагоги­ческого процесса, установлением типов связей педагогических систем с другими системами (микро- и макросистемами).

…Отбор педагогических феноменов осуществляется на основе реализации принципа идеализации реально существующих педагогических процессов.

... При этом мы выделяем две группы признаков — внеш­ние и внутренние.

Внешнее основание объективного характера выполнения человеком педагогической функции в обществе как способ его отношения к воспроизводству, обогащению, обновлению опыта Педагогический процесс - student2.ru и культуры с целью установления преемственности между поколениями людей, развития подрастающего поколения есть педагогическая деятельность.

Внутреннее основание существования педагогической реальности характеризуется, категоризируется как педагогическое взаимодействие. Таким образом, педагогическая реальность есть особая сфера педагогического взаимодействия и осуществления человеком педагогической функции в обществе в системе «человек-человек».

…На наш взгляд, в педагогической науке выявлены три типа педагогического процесса — это процесс обучения, процесс воспитания и процесс образования человека. Каждый тип подразделяется на подвиды, описываемые разными способами.

В анализе же самого педагогического процесса принято вычленение компонентов и структуры, этапов, определяющих циклы протекания педагогического процесса в пространстве и времени, условия протекания такого процесса, роль и позиция его субъектов.

Исходя из нашего понимания, педагогический процесс фиксирует ряд параметров в описании и объяснении педагоги­ческой действительности.

Информативность — предмет, характер, виды и последо­вательность действий педагога и другого субъекта, тип складывающихся отношений между педагогом и субъектом педагогического процесса; позиция педагога в решении педагогических задач как вклад педагога в процессы социализации и аккультурации, субъективации и индивидуализации субъекта педагогического взаимодействия; позиция индивида, на которого направлено педагогическое воздействие; структура и функции педагогического процесса.

Направленность педагогического процесса определяется, прежде всего, содержательным наполнением и конкретизацией его целей как системообразующего компонента любого его вида и типа.

Результативность педагогического процесса характеризует степень реализации его целей и отражает уровень и особенности развития субъектов педагогического процесса по сравнению с исходным состоянием в начале такого процесса.

Эффективность педагогического процесса связана с определением затраченных усилий, как педагога, так и самого субъекта для достижения целей педагогического процесса, а также степенью удовлетворенности каждого субъекта полученным результатом. Мера вклада человеческих усилий в решение педагогических задач может быть разной со стороны и педа­гога и другого индивида.

Технологичность педагогического процесса определяется циклом разных видов действий педагога для достижения целей конкретного типа педагогического процесса, который может быть восстановлен или воспроизведен в определенной логике выполнения действий педагога и их смены. Технологичность педагогического процесса — это параметр внешней организации педагогического процесса, как возможность его относительной «алгоритмизации» без учета субъективного фактора.

Интенсивность педагогического процесса определяется прежде всего затратой времени, в течение которого педагог решает конкретные задачи непосредственно в процессе своего взаимодействия с субъектом. Это промежуток времени, который определяет период того или иного цикла при переходе от одного этапа к другому в развитии педагогического процесса.

Оптимальность педагогического процесса определяется экономией затраченных ресурсов, в том числе и человеческих (педагога и субъекта педагогических влияний, прежде всего), и времени на получение результата при постановке одних и тех же целей.

…Среда, в которой осуществляется педагогический процесс, — это комплекс всех условий, в которых протекает этот процесс. Среда как характеристика в оценке условий протекания педагогического процесса в реальной практике представляет собой пространство взаимодействия участников педагогического процесса с людьми, предметами, средствами коммуникации и пр. При этом важными параметрами анализа среды являются: изменчивость (динамика), темп, масштабы, глубина, активность взаимодействия среды и личности, представленность среды в восприятии субъектов и др. Учет фактора среды обеспечивает эффективность организации и результативность педагогического процесса.

…Несмотря на неоднозначность и уязвимость любого варианта, мы видим возможность использования для измерения выделенных параметров в оценке педагогического процесса следующих критериев:

направленность педагогического процесса — доминанта в ориентации педагогического процесса при определении его целей, выражающаяся, прежде всего в приоритете целей педагогического взаимодействия или целей педагогической дея­тельности;

нормативность педагогического процесса — степень соответствия норме, задающей тип или вид педагогического процесса, его структуру и учет этих норм в реальной практике организации педагогического процесса;

результативность педагогического процесса — степень согласованности целей и полученных результатов,

эффективность — затраченные усилия со стороны участников педагогического процесса для достижения целей и удовлетворенность субъектов полученными результатами,

технологичность педагогического процесса — возможность и полнота воспроизведения и повторения всего цикла действий педагога и характера его отношений с субъектами педагогического процесса, интенсивность педагогического процесса — время, затраченное на достижение целей,

оптимальность педагогического процесса — экономия затраченного времени и усилий участников педагогического процесса для достижения поставленных целей;

развернутость пространства педагогического процесса — соответствие между широтой связей субъектов с окружающим миром,

сформированность среды педагогического взаимодействия — информированность участников педагогического процесса о целях взаимодействия и учет интересов, ценностных ориентации и возможностей всех субъектов педагогического процесса, их целей и ожиданий.

Сущность педагогического процесса проявляется в конкретных фактах, отражающих характер и последовательность, формы и типы соотношения между взаимодействием и деятельностью педагога в проявлении субъект-объектных и субъект-субъектных отношений между людьми.

(Цитаты из работы: Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб., 2001. С.72-93.)

Приложение 2

М.И.Рожков, Л.В.Байбородова

Наши рекомендации