Представление результатов реализации городской модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя, способов их выявления и оценки
Актуальность разработки данного проекта обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванными низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.
Задачи:
1. Разработать комплекс вариативных образовательных программ и инструктивно-методических материалов, обеспечивающих профессиональные функции классного руководителя в условиях введения новых стандартов обучения и реализации национального проекта «Образование» для повышения профессионального статуса классных руководителей системы общего образования.
2. Способствовать повышению эффективности работы классных руководителей в городе путем нормирования их деятельности и формирования государственно-общественного механизма ее оценивания.
3. Разработать систему мониторинга деятельности с целью повышения социального статуса классного руководителя.
В качестве показателя эффективности повышения социального и профессионального статуса классных руководителей будет выступать рост показателей удовлетворенности деятельностью классных руководителей со стороны обучающихся, их родителей, представителей организаций – социальных партнеров школы, позитивно оценивающих роль классного руководителя в социализации школьника.
В нашей практике эффективность данной модели проявлялась еще в процессе ее становления: в участии классных руководителей образовательных учреждений города в творческих и экспериментальных площадках по совершенствованию форм работы с классным коллективом.
В результате работы по проекту будет создана основа для повышения профессиональной компетентности классных руководителей, способствующая утверждению их социального и профессионального статуса.
Социально-экономический эффект проекта заключается в повышении социального и профессионального уровня классных руководителей системы общего образования города и совершенствовании работы методической службы образовательных учреждений по росту профессионализма классных руководителей.
Областью практического использования является система дополнительного профессионального педагогического образования.
Пользователями результатов работы являются классные руководители образовательных учреждений города.
Практические результаты будут направлены на:
1) свободное получение профессиональной информации, связанной с технологиями работы классных руководителей в современных условиях;
2) создание профессиональных педагогических сообществ классных руководителей (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и их участие в выработке принципов и направлений образовательной политики;
3) реорганизацию и придание динамизма системе повышения квалификации классных руководителей на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик; совершенствование существующей разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений.
Приложение 1
Основные определения:
Воспитание (социальное) – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Праксиология (реже праксеоло́гия; от др. -греч. πράξις – деятельность, и λογία – наука, учение) – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Педагогическая деятельность – один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.
Педагогическая деятельность как совместная предполагает субъект-субъектные отношения в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.
Профессиональный стандарт – система требований к работнику, определяющая возможность занять определенную должность, быть допущенным к определенной деятельности.
Под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
Поступок – социальное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность, в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе или обществу, к природе в целом.
Профессионализм – это характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств, индивидуального имиджа учителя (заметьте, профессионально значимые качества составляют основу, ядро личности, именно они обеспечивают формирование и реализацию составляющих профессионализма).
Приложение 2