Этап -- расширение объема предложения, сложное предложение

Цель:

1. научить детей строить сложные предложения

2. продолжить работу над словоизменением

3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными

(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)

Самостоятельная речь:

1. образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ

2. согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО

3. согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ

4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ

5. составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ

6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ

7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ

8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ

9. составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ

10. составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ

11. согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ

12. составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ

13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ

14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ

15. составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ

16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»

17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ

18. образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ

19. образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ

20. образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

21. образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ

22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА

23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ

24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ

25. различение слов с оттенками значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ

26. различение близких по значению слов: РВЕТ -- ЛОМАЕТ

27. замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо

28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ

29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре-

чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной

Доли доминантного полушария

Проявления:

§ ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене

§ при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

§ не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

§ гиперакузия- повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии– от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

Ø большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

Ø ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего

Ø улучшение понимания при многократном медленном повторении

Ø трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)

Ø улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

Ø улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего

Ø улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии:

Ø из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи

Ø двигательное беспокойство, трудности поведения

Ø дети мало пользуются жестами и мимикой

Ø реагируют на интонацию, не понимания смысла

Ø игру сопровождают модулированным лепетом

Ø логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

Ø эхолалия --повторение обращенной речи

Ø при появлении первых слов:

* ошибки в ударении

* замены

* искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру

гая ошибка

Ø высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.


Наши рекомендации