Этап -- расширение объема предложения, сложное предложение
Цель:
1. научить детей строить сложные предложения
2. продолжить работу над словоизменением
3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными
(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)
Самостоятельная речь:
1. образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ
2. согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО
3. согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ
4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ
5. составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ
6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ
7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ
8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ
9. составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ
10. составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ
11. согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ
12. составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ
13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ
14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ
15. составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ
16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»
17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ
18. образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ
19. образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ
20. образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ
21. образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ
22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА
23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ
24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ
25. различение слов с оттенками значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ
26. различение близких по значению слов: РВЕТ -- ЛОМАЕТ
27. замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо
28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ
29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре-
чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной
Доли доминантного полушария
Проявления:
§ ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене
§ при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза
§ не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия
§ гиперакузия- повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители
Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии– от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:
Ø большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
Ø ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
Ø улучшение понимания при многократном медленном повторении
Ø трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
Ø улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
Ø улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
Ø улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии:
Ø из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи
Ø двигательное беспокойство, трудности поведения
Ø дети мало пользуются жестами и мимикой
Ø реагируют на интонацию, не понимания смысла
Ø игру сопровождают модулированным лепетом
Ø логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
Ø эхолалия --повторение обращенной речи
Ø при появлении первых слов:
* ошибки в ударении
* замены
* искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру
гая ошибка
Ø высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме
В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.