Ш.Условия эффективности исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование – недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Условия эффективности исследовательской деятельности:
· Ребёнок должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и педагог (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.
· Ребёнок должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен суметь сделать педагог. Нельзя руководить исследовательской деятельностью, если не представляешь себе всю структуру работы, не знаешь методики, не умеешь определить направление деятельности. Для выполнения работы у учащегося уже должны быть сформированы определённые компетентности.
· Ребёнок должен получить удовлетворение от своей работы. (Педагог тоже – от своей деятельности и от работы учащегося).
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
• первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
• второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
• третий (высший): учащиеся сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение.
Исследования можно квалифицировать по-разному:
• по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
• по месту проведения (урочные и внеурочные);
• по времени (кратковременные и долговременные);
• по теме (предметные или свободные);
• по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение изученного на занятии; вопросы, не входящие в общеобразовательную программу).
Исследовательское поведение ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и образовательной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. Главное отличие юных исследователей - наличие у них потребности узнавать новое.
VI.Схема проведения исследования с учащимися начального звена.
Актуализация проблемы.
Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования (умение выделить проблему часто ценится выше умения её решить. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся). Найти проблему в окружающей нас действительности, актуальную, важную очень не просто, это самое трудное и ценное в исследовании, по словам учёных психологов.
Например:
Зима прошлого года в нашем городе (регионе) выдалась очень морозная. Нашим зимующим птицам пришлось очень тяжело, т.к. корма зимой в лесу совсем мало. А мы знаем, что птица зимой погибает не столько от холода, сколько от голода. А если будет гибнуть много птиц в течение зимы, некому станет истреблять вредных насекомых, уничтожающих посевы, некому будет петь песни весной. Что же делать? Можем ли мы помочь птицам выжить в предстоящую зиму?
Выбор темы исследования.
Обозначаем границы исследования. Тема исследования должна быть такой, чтобы работа выполнялась относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на данном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Тема должна быть интересна ребёнку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Полезным будет стремление ребёнка увлечь в свою практическую деятельность сверстников, взрослых. Вовлечение может происходить в разных формах: беседа, в процессе совместной деятельности, с помощью агитационных листовок (Образец: Приложение 1).
Темы могут быть:
А)теоретические, которые ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
Б)эмпирические, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
В нашем случае:
Тема – эмпирическая: «Птицы на моей кормушке».
Цель и задачи исследования.
Определить цель – это значит ответить на вопрос о том, зачем мы проводим исследование: «мне захотелось узнать о…», «я решил побольше узнать о…», «так ли, что …. », «а что если …… » и др..
В исследовательской работе цель формулируется кратко и развивается в задачах, которые расшифровывают её, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели, разрешения проблемы и раскрытия темы исследования. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чтобы чётко выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
В нашем случае:
В ходе исследования узнать, нуждаются ли птицы моего района в подкормке в зимний период.
Выработка гипотезы.
Цель: разработать гипотезу или гипотезы. Могут быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
Гипотеза - предположение, догадка, ещё недоказанная и не подтвержденная опытом. Гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
В нашем случае:
Вероятно, птицам для того, чтобы выжить в зимний период, необходима помощь человека.