Разграничение компетенции в системе местного самоуправления
Проблема разграничения компетенции занимала и занимает одно из главных мест в системе местного самоуправления. Она глубоко уходит своими корнями в далекое прошлое нашей страны.
История компетенции и ее разграничение – отнюдь не формальное явление. В древний период компетенция делилась между вече и администрацией, между представительными, исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в целях обеспечения надлежащего управления делами местного значения.
Разграничение компетенции имело и имеет место между местным самоуправлением и государственной властью. Основой разграничения компетенции между местным самоуправлением и государственной властью являлось разграничение собственности и материально-финансовых ресурсов.
Объем полномочий и предметов ведения, т. е. компетенции, должны соответствовать объему собственности и материально-финансовых ресурсов местного самоуправления. В случае недостаточности муниципальной собственности и материально-финансовых ресурсов компетенция местного самоуправления, установленная законодательством, окажется невостребованной.
В связи с этим важно принятие федерального закона о разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность местного самоуправления.
Более четкого разграничения требуют источники доходов бюджетов всех уровней. Сегодня недостаточной является существующая доходная часть местных бюджетов для осуществления компетенции, закрепленной за местным самоуправлением.
Для реализации компетенции местного самоуправления, определенной Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995, 2003 гг.), необходимо, чтобы удельный вес доходов местных бюджетов составлял не менее 30–35 % от объема доходов федерального бюджета.
Сбалансированное распределение собственности и материально-финансовых ресурсов и на основе этого – компетенции между различными уровнями власти обеспечит наиболее эффективное управление в обществе и государстве.
Жизнь выдвигает все новые проблемы, связанные с повышением эффективности управления в обществе, требующего совершенствования как на государственном, так и на местном уровнях. Новая экономическая модель не в полной мере соответствует модели всей системы государственного и общественного управления. Преобладание государственно-административных методов управления не вполне соответствует модели рыночных отношений и мешает развитию производства и приумножению различных форм собственности, в том числе и муниципальной. Сравнительно большой удельный вес государственно-административных методов управления увеличивает разрыв между обществом и государством, что несет в себе известные негативные последствия. Разрыв этот необходимо сокращать.
Средством, обеспечивающим сокращение разрыва между обществом (народом) и государством на протяжении всей истории нашей страны, было местное самоуправление. Но для этого местное самоуправление необходимо наделить достаточным объемом собственности, материально-финансовых ресурсов и соответствующей им компенсацией.
Конституция Российской Федерации (ст. 3) установила, что многонациональный народ является единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы местного самоуправления. Поскольку Конституция закрепила право на осуществление власти за народом, он может ее реализовать. А как известно, всякая власть основывается на собственности. Без собственности власть не может быть полноценной.
Следовательно, для осуществления власти народом ему необходимо передать основную долю собственности, на которой будет базироваться эта власть.
В большей мере власть народа может быть реализована в системе местного самоуправления, самого приближенного к народной среде института управления.
Основная часть дел местного значения будет передана с государственного уровня на местный, что освободит государственные органы от не свойственных им функций.
Успеха в управлении можно достичь только в том случае, если каждое звено управленческой системы будет заниматься своим делом, а высокие инстанции освободятся от массы текущих дел, отвлекающих их от более крупных проблем.
Проблема оптимального разграничения компетенции между государством и местным самоуправлением подчеркивается снижением объема производства, ростом безработицы, приближением людей к органам местного самоуправления, изменением структуры экономических отношений и слабой управляемостью в масштабе всей страны.
Центральная власть не в состоянии решить все эти задачи самостоятельно. Следовательно, во избежание пробелов в управлении целесообразно передать часть таких задач на решение муниципальных образований.
Таким образом, компетенция между государством и местным самоуправлением разделяется с учетом разграничения собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, на основе которых можно установить предметы ведения и полномочия.
Разграничение компетенции между государственными органами и местным самоуправлением ни в коем случае не означает отделение местного самоуправления от государства. И государство, и местное самоуправление, являющееся его продолжением, осуществляют сходные функции. Местное самоуправление является продолжением государственного управления. Однако объем компетенций у них совершенно разный. Поэтому необходимо уравновесить эти величины в пределах разумного.
Не менее важной является проблема разграничения полномочий в системе местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении определили различные формы осуществления местного самоуправления. Естественно, в этих условиях возникает необходимость в распределении полномочий внутри системы местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) устанавливает лишь исключительные полномочия представительного органа, не упоминая о полномочиях исполнительно-распорядительных органов, должностных лиц, а также о вопросах, решаемых на местных референдумах, собраниях и сходах граждан.
Закон «Об общих принципах…» (2003 г.) в этом отношении более прогрессивен. В нем предпринята попытка разграничения компетенции между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и внутри системы местного самоуправления – с другой. Этот прием состоит в том, что разграничение предполагается осуществить через обозначение вопросов местного значения вообще, чтобы отделить государственные задачи от местных задач и, в частности, определить вопросы местного значения для муниципальных образований различного вида: поселений, муниципальных районов, городских округов. Однако все перечисленные вопросы местного значения материально не обеспечены в законах. Для их осуществления в условиях кризиса необходима соответствующая материально-финансовая база. На нынешний период такая база отсутствует, что не позволяет реализовать компетенцию в полном объеме.
Вопросы местного значения
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:
– формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
– установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
– владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
– организация в границах поселения электро–, тепло–, газо– и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
– дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
– создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
– участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
– создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
– участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
– обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
– создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
– организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
– создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
– сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
– создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
– обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
– создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
– формирование архивных фондов поселения;
– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
– утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
– утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
– присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
– организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
– организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
– осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
– создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
– содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
– организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
– осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
– осуществление муниципального лесного контроля;
– оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
– до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
– оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
– осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
– обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
– осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1–3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.