Институт права муниципальной собственности
Общественные отношения, формирующие экономическую основу местного самоуправления, являются составными элементами институтов муниципального права. Они регулируются нормами муниципального права. Следовательно, в системе муниципального права имеется собственный институт, состоящий из отношений муниципальной собственности и муниципальных норм. Это вытекает из понятия, структуры и содержания экономической основы местного самоуправления и ее предназначения.
Структура экономической основы разнообразна. Она представляет собой сложную конструкцию, состоящую из статических и динамических элементов. В статьях 49 и 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) содержится статическая группа элементов, в ст. 14–16, 51 закреплена динамическая группа элементов. Соответственно, вначале устанавливается перечень элементов экономической основы, а затем порядок и организация использования экономической основы в системе местного самоуправления. Например, статическая величина– это муниципальная собственность (движимое и недвижимое имущество, местный бюджет и т. д.).
Динамическая величина:управление муниципальной собственностью; владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.
Институт права муниципальной собственности можно назвать имущественным муниципально-правовым институтом в силу сложности его конструкции.
Сложность эта обусловлена тем, что названный институт тесно связан, равно как и экономическая основа, с муниципально-правовым финансовым институтом.
В этой связи под «имущественным муниципально-правовым институтом» следует понимать совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения,входящие в экономическую основу местного самоуправления.
Отношения и нормы данного института имеют свои классификации:
– по целям– формирование имущественной основы для решения – задач местного значения;
– по принадлежности– муниципальная собственность разграничивается между различными уровнями муниципальных образований и принадлежит жителям соответствующих муниципальных образований;
– по порядку формирования– создание, приобретение;
– по порядку управления, владения, пользования и распоряжения– управление, владение, пользование и распоряжение осуществляют органы местного самоуправления.
Из этого следует, что имущественный муниципально-правовой институт является самостоятельным институтом, входящим в общую систему муниципального права.
Институт местных муниципальных финансов
Под муниципально-правовым финансовым институтом следует понимать совокупность норм муниципального, налогового и финансового права, регулирующих группы отношений, складывающихся по поводу формирования, утверждения и расходования финансовых ресурсов в системе местного самоуправления.
Это определение муниципально-правового финансового института представлено в виде общей системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов, т. е. подинститутов. Оно обусловлено сложностью структуры отношений, входящих в финансовую основу местного самоуправления. Из этого следует, что существуют институт как общее, т. е. система, и пединституты как частное. В силу этого очевидна классификация внутри муниципально-правового финансового института.
Подинституты можно классифицировать:
1) по группам общественных отношений и регулирующим их нормам;
2) по видам финансовых ресурсов в системе местного самоуправления;
3) по структуре местного бюджета;
4) по предназначению;
5) по цели;
6) по принадлежности.
1. По группам общественных отношений и регулирующих их норм пединституты можно разделить на касающиеся:
– подготовки, рассмотрения, утверждения, исполнения местного бюджета, отчетов об исполнении бюджета;
– формирования внебюджетных средств;
– межбюджетных отношений;
– отношений займа.
2. По видам финансовых ресурсов муниципально-правовые финансовые пединституты можно классифицировать исходя из структуры финансовых ресурсов местного самоуправления. К ним можно отнести следующие виды:
а) муниципально-правовой пединститут бюджетных средств, формируемых за счет собственных и регулирующих источников доходов;
б) муниципально-правовой пединститут внебюджетных средств (самообложение, субвенции, субсидии, муниципальные заимствования).
3. По структуре местного бюджета пединституты подразделены на:
а) пединститут доходов местного бюджета;
б) пединститут расходов местного бюджета.
4. По предназначению пединституты делятся на материальные и процессуальные.
Материальные устанавливают статические величины, процессуальные – процедуру применения материальных подинститутов.
5. По цели пединституты делятся на две группы:
а) обслуживающие систему местного самоуправления в целях решения задач только местного значения;
б) нацеленные на осуществление отдельных государственных функций.
6. По принадлежности муниципально-правовые пединституты делятся на:
а) собственно муниципальные;
б) смежные с финансово-правовыми институтами.
К собственным можно отнести пединститут утверждения местного бюджета на сессии представительным органом местного самоуправления.
Смежный институт – например, формирование доходной части за счет как собственных источников, так и с помощью регулирующих источников доходов.
В связи с тем, что муниципально-правовой финансовый институт является системой, имеющей подсистему в виде подинститутов, поддающихся классификации, его можно назвать самостоятельным институтом, входящим в общую систему муниципального права.