Лекция как основная форма ученых занятий в вузе: понятие и классификация

Она представляет основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

По месту лекции в учебном процессе выделяют вводную лекцию, установочную, информационную, заключительную и обзорную.

типы лекций:

^ Вводная лекция обычно начинает лекционный курс предмета или блок тем. Содержание ее обычно отражает структуру науки, ее взаимосвязь с другими областями знания, задачи и значение данной науки и т.п. Цель такой лекции чаще всего - пробуждение интереса к предмету или подготовка студентов к изучению предмета.

^ Установочная лекция может рассматриваться как разновидность вводной. Она наиболее уместна для работы со студентами заочной формы обучения. Цель - организация самостоятельного изучения курса. Основной акцент в ней делается на пояснение структуры науки, объяснение содержания и способов работы с программой, учебными пособиями и литературой, определение форм и сроков отчетности и т.п.

^ Информационная лекция направлена, в первую очередь, на исследование, логичное разъяснение основных положений темы. Преобладающая форма деятельности преподавателя - монолог. Задача студентов - понять логику развития темы, осмыслить центральные вопросы содержания.

^ Заключительная лекция завершает чтение курса или тематического раздела. Главным образом заключительная лекция направлена на обобщение и систематизацию изученного содержания, рассматривает перспективы развития науки и практики, возможно определение перспектив дальнейшего развития знаний, создает основы дальнейшего углубленного изучения предмета. Данный тип лекции может проводиться в разнообразных формах: монологическое изложение, учебная дискуссия, “работа в лабиринте”, решение проблемных ситуаций.

^ Обзорная лекция преподносит уже изученный материал в краткой обобщенной форме. Главная задача данной лекции - структурирование, корректирование знаний. Обзорная лекция наиболее уместна в работе со студентами заочной формы обучения или в процессе подготовки студентов всех форм обучения к государственным квалификационным экзаменам. Особые требования предъявляются не к формам организации занятия, а к отбору и реализации содержания. Оправдано чтение лекций на базе интегрированного, надпредметного знания. Допустимо обозначение только отдельных моментов той или иной темы, ограничение по какому-либо вопросу ссылкой на литературные источники.

Понятно, что рассмотренные типы лекций могут быть как традиционными, так и нетрадиционными по форме и методам работ.

23. Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы

В ходе подготовки лекции необходимо:

· Определить основное содержание и расположение материала.

· Продумать: где, как, в какой мере использовать методологические положения ведущих учёных; как использовать документы и другие материалы; в какой мере и как осуществить связь с задачами образования; где и в какой степени расположить материал воспитательного характера; какие предложить методические советы по самостоятельной работе студентов;

· Как лучше использовать мультимедиа, наглядные пособия, поясняющие какие-то основные, принципиальные положения лекции.

Педагогическая деятельность преподавателя

В круг задач лектора входят:

1. Установление и поддержание контакта с аудиторией

2. Создание у слушателей интереса к предмету лекции

3. Достижение убедительности речи

4. Эмоциональное воздействие на слушателей

5. Применение наглядных пособий (мультимедиа, фантомов, приборов и т.п.)

6. Соблюдение некоторых правил на трибуне

Начало лекции

Лектор должен сообщить чётко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность слушателям записать его.

Затем изложить вводную часть, в которой сказать:

· О роли и месте данной темы в курсе;

· Дать краткую характеристику литературы;

· Сообщить о распределении времени на тему;

· Если не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.

Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса его надо называть.Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. Большую помощь в обобщении и фиксировании материала оказывает сопровождение объяснен6ия демонстрацией материала с помощью мультимедиа аппаратуры.

Начало лекции имеет большое значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у слушателей интереса к теме. В этих целях можно использовать яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркнуть теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности.

Поддержание внимания слушателей на протяжении всей лекции достигается:

· Логикой изложения материала.

· Глубиной содержания материала.

· Чётким формулированием положений.

· Использованием в лекции новых интересных данных.

· Использование мультимедиа.

· Включение в лекцию материалов из практической деятельности.

Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории, когда он ставит студентов в определённую ситуацию, дающую им возможность самим прийти к необходимым выводам.

Лектору следует избегать слов-сорняков и в то же время канцеляризмов в ходе чтения лекции.

Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовки, недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т.п.

Наши рекомендации