Урок как основная форма занятий

Рассмотрим разновидности, структуру и содержание отдель­ных частей урока по борьбе, а также вопросы, связанные с его подготовкой, проведением и анализом.

Структура и содержание отдельных частей урока

Типовая структура урочного практического занятия строго соответствует динамике работоспособности спортсменов. Так, в на­чале занятия применяются различные упражнения, призванные сократить период врабатывания организма, затем следует напря­женная мышечная активность, а в заключение даются упражне­ния, не требующие больших физических усилий. Урочная форма занятий строится так, чтобы организация и подготовка борцов к выполнению поставленных задач, само их выполнение и окон­чание урока были четко разграничены.

Исходя из этого, следует различать вводно-подготовителъную, основную и заключительную части урока. Важно, однако, знать не количество частей урока, а какие задачи должны решаться в каждой из них.

В вводно-подготовителъной части урока создается рабочая обстановка. Она состоит из общей и специальной раз­минок.

Основные задачи общей разминки сводятся к повышению функциональной активности всех органов и систем за счет использова­ния общеподготовительных упражнений. Особенно это касается более инертной вегетативной нервной системы. Для повышения эмоционального воздействия используемых средств разминка может проводиться с музыкальным сопровождением.

Общая разминка в подавляющем большинстве случаев начи­нается бегом или легкими прыжками на месте. Вслед за ними или вперемежку выполняются строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, имитационные и игровые. Они могут выпол­няться без предметов и с предметами: гантелями, гимнастиче­скими палками, набивными мячами, скакалками, эспандерами и т. п. Широко используются упражнения с элементами акроба­тики, на гимнастической стенке, с гимнастическими скамейками и с использованием других снарядов.

В ходе специальной разминки обеспечивается необходимая координация движений и подготавливается энергетическая база для последующего энергичного выполнения основных соревнова­тельных и специально-подготовительных упражнений. Для обес­печения тонких кинестезических ощущений и актуализации дви­гательных представлений важно чередовать упражнения глобаль­ного, регионального и локального характера для различных частей тела, в различных режимах работы мышц (уступающем, преодо­левающем, удерживающем) и для совершенствования различных физических качеств. Необходимо также выполнить несколько профилактических упражнений в так называемых критических позах с целью предупреждения травм. Широко используются раз­нообразные упражнения с партнером. Выполняются упражнения на мосту, упражнения для укрепления связок голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, страховка и самостраховка при падениях, простейшие формы борьбы, упражнения, сходные по своей структуре с изучаемыми в основной части урока, имитацион­ные и другие упражнения.

Объективным критерием достаточности разминки может слу­жить частота сердечных сокращений на уровне 130—160 уд/мин, причем через 1—2 мин отдыха ЧСС должна прийти к величине/ близкой к исходной.

После разминки в течение 3—5 мин можно применить легкий самомассаж.

Основная часть урока по структуре может быть простой и сложной. Простая структура характеризуется однотипной дея­тельностью занимающихся (например, двусторонняя игра в фут­бол или забег на 10 км). В сложной структуре применяют разно­родные упражнения, требующие дополнительной специальной разминки. Основная трудность заключается в порядке располо­жения разнородных упражнений. Это зависит от задач урока и тренировочного периода. Тем не менее желательно придерживаться трех следующих основополагающих положений:

— главные задачи урочного занятия следует решать в первой половине основной части;

— распределение упражнений желательно (но не обязательно) приблизить к программе предстоящих соревнований;

— в начале основной части занятия следует чаще отдавать предпочтение упражнениям анаэробного характера, в се­редине— смешанным упражнениям анаэробно-аэробного характе­ра и в конце основной части — аэробным упражнениям.

Задача заключительной части урока — успокоить дея­тельность основных систем организма и подвести итоги. В данной части занятия применяются построение, медленная ходьба, упраж­нения на расслабление, оценка деятельности занимающихся.

На каждое урочное занятие отводится от 90 до 120 мин. Вре­мя на каждую часть урока в зависимости от его типа распреде­ляется примерно так, как указано в табл. 1.

Таблица 1. Распределение времени по частямурока в зависимости отего типа (мин.)

    Тип урока  
Часть урока   учебный   учебно-тре-нировочный трениро­вочный   контрольный  
Вводно-подготовителъная 30—40 25—30 20—25 -
Основная   50—70   55—80   65-90   80—110  
Заключительная   10—10   10—10   10—10   10-10  
Итого:   90—120   90—120   90—120   90—120  

Примечание. На контрольных урочных занятиях разминка прово­дится самостоятельно.

Разновидности занятий

По содержанию занятия борцов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными. Каждое из них может быть направлено на решение задач общей, специальной подготовки или же на параллельное совершенствование общей и специальной подготовленности.

Содержание занятий во многом определяется степенью разно­образия решаемых задач. Так, выше отмеча­лось, что на занятиях борцов могут решаться однородные и раз­нородные задачи. Среди них предпочтительнее те, в которых используется обширный комплекс однонаправленных тренировоч­ных программ (по сравнению с тем, когда на протяжении отно­сительно длительного времени используют ограниченное число стабильных тренировочных программ или тех сочетаний занятий, в которых тренировочные программы существенно варьируют). Поэтому можно заключить, что разработка полутора десятков однонаправленных тренировочных программ может обеспечить в течение нескольких микроциклов меньшую утомляемость борцов и формирование более высокой работоспособности.

Особого внимания заслуживают занятия с большими нагруз­ками, за которыми укрепилась слава мощного стимула роста тренированности квалифицированных спортсменов. Особенно наглядно эта идея проявляется при совершенствова­нии типичной для борцов выносливости в условиях смешанно­го аэробно-анаэробного энергообеспечения. Важно знать при этом, что общее увеличение суммарной нагрузки тренировочного дня или тренировочной недели не должно сопровождаться умень­шением нагрузок в отдельных занятиях. Эта неправильная тен­денция должна быть устранена из тренировки борцов разумным построением программ отдельных занятий (с целью исключения явлений монотонии), а не уменьшением количества занятий с боль­шими нагрузками. Однако занятия с большими нагрузками предъ­являют сложные требования не только к спортсменам, но и к тре­нерам, которые обязаны строго учитывать физические возможно­сти воспитанников и так строить тренировочные программы, чтобы достичь достаточной сложности, максимально мобилизовать функ­циональные возможности и, с другой стороны, добиться адекват­ности этой нагрузки их функциональному состоянию. При этом необходимо выполнить два условия, т. е. продолжать тренировоч­ную работу при наступившем и прогрессирующем утомлении и постоянно помнить о том, что ее необходимо прекратить, с тем чтобы избежать отрицательного влияния на спортсмена. Опыт представителей циклических видов спорта и результаты экспери­ментальных исследований свидетельствуют, что превышение на­грузки на занятиях скоростно-силовой и скоростной направленно­сти может варьировать в пределах 3—5% по сравнению с теми нагрузками, которые были зарегистрированы до наступления яв­ного утомления. При совершенствовании выносливости это пре­вышение может достичь 10—15% (В. Н. Платонов, 1980).

В заключение отметим, что, пользуясь рекомендациями трене­ра (учебных пособий), каждый спортсмен обязан приходить на тренировку с конкретным планом, дополняющим общее содержа­ние занятия. Это могут быть задачи по разучиванию новых за­хватов, защит и других технических действий или задачи по со­вершенствованию тактики ведения схваток (например, на краю ковра) и т. п. Все записи о намеченных тренировочных заданиях и степени успешности их выполнения следует вести в личном тренировочном дневнике, систематический анализ которого позво­ляет спортсмену более целеустремленно продвигаться по пути, к высшим спортивным достижениям.

Наши рекомендации