Речь -увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Память К конце дошкольного возраста 6-7 лет появляются произвольные формы психической активности. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Объем внимания составляет 7-8 предметов.
Восприятиестановится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).
Физическое развитие:
Кисть 7-го ребенка окрепла, он уверенно держит карандаш, его рисунки объеденены общим сюжетом. Без труда завязывает и развязывает шнурки. Уже может определить время по часам. Умеет ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху, внизу).
У детей 6-8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Очень чувствителен к деформации позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений
К 10-11 годам объем легких составляет половину объема легких взрослого человека.
При этом у мальчиков мышечная масса особенно интенсивно возрастает в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет.
В 7-ем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200гр, рост на 0,5 см изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-их детей = 113-122 см, средний вес 21-25 кг.
К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой, но специфические человеческие отделы головного мозга отвечающие за регуляцию и контроль слоных форм психической деятельности еще не завершены. Ребенок постепенно учиться овладевать своими психическими процессами (внимание, память).
20. Кризис 7 лет: общая характеристика, новообразования.
Кризис семи лет – кризис в развитии ребенка, который возникает при переходе из дошкольного в младший школьный возраст. В этот период у ребенка начинает формироваться социальное «Я». Ярким проявлением этого кризиса является желание быть похожим на взрослых. К 7-ми годам ребенок осознает свою психологическую автономию, осваивает язык чувств.
Симптомы кризиса:
- Непослушание
- Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр)
- Не отвечает на просьбы
- Упрямство, капризы
- Не переносит критику
- Копирование взрослых, подражание их манерам
Самой существенной чертой этого кризиса, по Выготскому, является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Во время кризиса происходит окончательное формирование воображения, образного мышления, произвольной памяти и внимания. В этом периоде ребёнок выстраивает для себя систему, по которой он определяет что есть «добро», а что есть «зло». Эту систему он строит на основании внешних факторов среды, своих внутренних чувств и социальных отношениях. Ребёнок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом возрасте начинает формироваться самооценка, ребёнок осознает себя как отдельную личность не только в семье, но и социуме, он осознает свое место в обществе.
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Новообразования:
1. Возникновение первичных этических инстанций - понятий добра и зла.
2.Возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и системы соподчиненных мотивов являются основой для произвольного поведения дошкольника.
3. Возникновение самосознания личности дошкольника. У ребенка
формируется самооценка, он осознает возможности своих действий и их ограничения. Таким образом, к нему приходит понимание своего места в той системе отношений, в которой он находится.
Таким образом, к концу дошкольного детства формируются такие психологические образования как воображение, образное мышление, произвольные память и внимание.