Речь: словарный запас, 2-3 гожа

Учебная цель: цельное распознание от пяти до десяти написанных слов

Задание: соотносить с предметом и читать написанное слово

Материал: карточки со словами (дверь, стол, свет, шкаф)

Напишите на карточках печатными буквами слова. Изготовьте для каждого слова 5 карточек. Научите Яна сначала рассортировывать карточки, чтобы убедиться, что oн может отличать их друг от друга.

Наклейте затем клейкой лентой карточки на соответствующие предметы в Вашей квартире, называя при этом данный предмет. Сядьте рядом с Яном, поднимите одну карточку и спросите: "Что это?". Если он не знает, то скажите ему и попросите его поднести карточку к соответствующему предмету. Подтвердите: "Да, это стол!". Пусть он повторит это слово. Проводите эту игру каждый день и помогайте ему, если он затрудняется. Когда убедитесь, что соотношение его больше не затрудняет, уберите карточки, наклеенные на предметах, и понаблюдайте, справляется ли он далее с соотношением и чтением. Если Ян в течение недели без помощи распознает карточки, то попытайтесь обучить его чтению следующих слов. Используйте при этом слова, которые будут полезны, когда Вы будете давать ему письменные указания, как, например, "Выключи свет!", "Грязную одежду сюда"и т.д.

Раздел 3. Грубая моторика

Важной областью в программе стимулирования детей, страдающих задержкой в развитии или аутизмом, является обучение владению телом. Хотя достижение полного развития моторики и создание образцов движения происходит у этих детей часто согласно возрасту, все же необходимо прививать им определенные моторные навыки тем же способом, как это происходит и в других функциональных областях развития. Энергия, сила и стремление к движению ребенка-аутиста могут развиваться намного шире, чем его умственные способности или его ориентация на запрет и социальные правила. Включая упражнения по владению телом, которые доставляют ребенку радость, в определенные рамки цельной и индивидуальной программы стимулирования, преследуются следующие цели: более сознательное восприятие собственного тела и отношение к окружению, лучшее управление и контроль за собственным поведением, наконец, создание моторных предпосылок для навыков из других функциональных областей. Сверхактивность, показанная некоторыми детьми, страдающими аутизмом, может эффективнее использоваться в рамках структурных упражнений по овладению телом.

В немецких спецшколах, постоянно увеличивающихся, работают сегодня спортивные терапевты и терапевты свободного времени, которые занимаются специальным совершенствованием детской моторики. По нашему мнению, очень важно, чтобы родители и учителя сами обучали этим навыкам, а у специалистов по движению только консультировались. Учителя и родители лучше всего в состоянии интегрировать такие упражнения в процессе обучения и программу тренировок дома, так как они несут основную ответственность за это.

Наиболее часто встречающиеся недостатки в овладении телом детей-аутистов следующие:

· недостатки в энергии и мышечной силе;

· плохой контроль равновесия;

· неловкость при обхождении препятствий;

· плохой контроль за скоростью и силой;

· трудности включить все тело в единый процесс движения.

Нижеследующие примеры из индивидуальных программ по совершенствованию грубой моторики направлены в первую очередь на эти проблемы. Возрастной период для этих упражнений охватывает первые шесть лет, так как в это время развитие грубой моторики прогрессирует быстрее.

Упражнение 51. "Ладушки, ладушки"

Грубая моторика: руки, 0-1 год

Учебная цель:улучшение двусторонне координированных движений

Задание: хлопать в ладони

Материал: отсутствует

Посадите Свету к себе на колени лицом к Вам, хлопайте в ладони и ритмично напевайте простую мелодию: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". Нежно погладьте Свету, чтобы она была довольна. Возьмите ее руки и повторите песенку, хлопая в ладони ее руками. Погладьте ее еще. Когда она привыкнет к игре, уменьшайте свою помощь, поддерживая ее слегка под локти, чуть касаясь ее рук, чтобы дать сигнал к хлопанью ладонями.

Наши рекомендации