Общая характеристика базовых потребностей в процессе психического развития ребёнка.
Потребности - есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам.
Базовые психологические потребности – это внутренние психологические ресурсы, необходимые для психологического роста, целостности и благополучия.
Всего таких потребности три: автономия, компетентность и связанность с другими людьми.
Автономия заключается в способности определять свое поведение, выражать свою волю, действовать в соответствии со своим внутренним Я и своими ценностями.
Компетентность тесно связана с врожденным желанием эффективно взаимодействовать с окружающей средой, а также использовать и развивать свой потенциал.
Связанность представляет собой тягу к общению с другими людьми, качественные отношения и заботу о них.
Удовлетворение этих трех базовых психологических потребностей является важным условием, определяющим оптимальное функционирование, здоровое развитие личности, а также приводит к повышению субъективного благополучия, снижению стресса и другим положительным изменениям.
С точки зрения процесса воспитания, важным моментом является то, что удовлетворение потребностей ведет к повышению внутренней мотивации ребенка.
Она помогает ему проявлять интерес к учебе и получать более высокие оценки, а также быть более эффективным в других областях жизни.
потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее.
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви . Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей
1. Потребность в уважении, 2. Потребность ощущать собственную значимость3. Потребность приятия - Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность.
Понятие ведущей деятельности и её признаки. Общая характеристика ведущих видов деятельности на разных этапах психического развития ребёнка.
А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности.
Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой
Признаки ведущей деятельности:
1. В ней возникают новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).
3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Ведущий вид деятельности, в зависимости от возраста ребёнка.
Младенчество(от 0 до1) -Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности) Новообраз-я - Потребность в общении. Эмоциональные отношения.
Раннее детство (1-3) -Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами) Ноообр-я - Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.
Дошкольный возраст(3-7) -Сюжетно-ролевая игра. Нов-я - Потребность в общественно-значимой.
Младший школьный возраст(7-10) -Учебно-познавательная деятельность. Н-я - произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.
Подростковый возраст(11-15) -Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности. Н-я - Стремление к «взрослости». самооценка.
Ранняя юность(11-17) -Общение со взрослыми в учебной деятельности. Н-я - Мировоззрение, проф. интересы.
Новорожденность и младенчество: общая характеристика периодов. Кризис новорожденности.
Границы возраста – от рождения до 1 года. В этом возрастном периоде выделяют этап новорожденности (1 – 2 месяца) и этап собственно младенческого возраста (2 – 12 месяцев).
Ведущая деятельность: взаимодействие (тактильное, зрительное, слуховое, речевое, эмоциональное) с матерью.
Психологические новообразования возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления.
Особенности развития двигательной сферы: двигательная расторможенность; нескоординированность движений рук, ног, глаз и головы; преобладание безусловных (врожденных) рефлексов (рефлекс шагания, хватательный рефлекс, плавательный рефлекс и др.).
Особенности развития познавательной сферы: развиты вкусовые и тактильные ощущения; наблюдается легкая тугоухость (из-за наличия околоплодных вод в среднем ухе, которые постепенно рассасываются), она пропадает через 2-3 недели, а также легкой степени близорукость (так как хрусталик глаза еще не адаптировался к воздушной среде), которая исчезает на 4-5 неделе жизни; преобладают ориентировочный рефлекс и фрагментарное восприятие.