Дневник наблюдений за дошкольником как методика проведения наблюдения за ребенком и форма фиксации его достижений
Для наблюдения за ребенком дошкольного возраста воспитатель ДОУ может использовать разные способы и методики, но, на мой взгляд, самой эффективной является форма дневника наблюдений. Существуют разные формы таких дневников и разные принципы их ведения и заполнения. Но в любом случае в дневнике наблюдений необходимо обязательно указать педагогов, которые работают с группой детей, также возрастную группу, фамилию и имя ребенка, его дату рождения и возраст. В самом дневнике по дням недели в табличной форме можно отмечать следующие сведения (табл. 6).
Таблица 6. Примерная форма дневника наблюдений за ребенком
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Дата наблюдения | |||||
Настроение - утром - в течение дня | |||||
С кем и во что играл | |||||
Взаимоотношения ребенка с детьми | |||||
Конфликты | |||||
На занятия (с комментариями специалиста) | |||||
Взаимоотношения ребенка с - педагогами - специалистами | |||||
Как ел | |||||
Как засыпал | |||||
Проблемы для обсуждения | |||||
Предложения коллегам |
Данная форма дневника очень удобна, но в нашем исследовании рассмотрим еще одну форму дневника, которая предлагается в Дневнике педагогических наблюдений, разработанном Е.Ю. Мишняевой.
Наблюдение проводилось на 3-х детях в возрасте 2 – 3 лет (табл. 7). Наблюдение проводилось в течение пяти дней (прил. 1 - 3). В приложении 4 приводится шпаргалка для воспитателя, которая может помочь при составлении выводов.
Таблица 7. Список группы
№ п/п | Фамилия, имя | Пол | Дата рождения | Дата зачисления в группу | Возраст на начало периода (лет и месяцев) | Возраст на конец периода (лет и месяцев) | Символ |
Иванова Даша | Ж | 01.02.2014 | 01.07.2016 | 2 г. 5 мес. | 3 г. 5 мес. | ||
Петров Кирилл | М | 15.04.2014 | 01.07.2016 | 2 г. 2 мес. | 3 г. 3 мес. | ||
Максимова Настя | Ж | 27.06.2014 | 01.07.2016 | 2 г. | 3 г. |
Цель ведения данного дневника заключается в сознательном отслеживании происходящих с детьми событий для последующего отражения фактов, которые свидетельствуют об уровне и динамике их развития. Дневник заполнялся ежедневно, в течение всего периода наблюдения.
При заполнении дневника использовались следующие сокращения:
С – социально-коммуникативное развитие | П – познавательное развитие | Р – речевое развитие | Х – художественно-эстетическое развитие | Ф – физическое развитие |
С1 – эмоционально-личностная сфера С2 – сфера коммуникации С3 – сфера жизненной практики | Х1 – музыка и танец Х2 – изобразительное искусство, конструирование и моделирование | Ф1 – крупная моторика Ф2 – мелкая моторика |
Благодаря заполнению дневников наблюдений за детьми можно выявить моменты, которые могут вызывать озабоченность. Такой дневник может помочь педагогу в вопросе определения потребности немедленно вмешаться в случае испытываемых ребенком затруднений в чем-либо. Наблюдения дают возможность найти способы, благодаря которым проблемные ситуации разрешатся лучше всего. Благодаря наблюдениям педагоги могут научиться определять, какое поведение может ожидаться от ребенка в конкретных условиях и какие средства могут позволить избежать негативных реакций и последствий. С помощью дневника наблюдений педагог может сформировать максимально адекватную оценку ситуации в развитии ребенка. Кроме того, с помощью дневника наблюдений есть возможность согласования мнений различных взрослых, имеющих возможность наблюдения за одним и тем же ребенком. Путем наблюдения педагог получает различную информацию, которая позволит сформировать понимание сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Также с помощью дневника наблюдений можно получить подтверждение выдвигаемых гипотез или их опровержение.
Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды.
Заключение
По итогам исследования нами сформулированы следующие выводы.
В рамках первой задачи было определено, что игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Игра должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребенка, быть средством формирования положительных черт его личности. Возраст дошкольников – 3-4 года – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи с переходом от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой.
Выводы по первой задаче: Поскольку игровая деятельность является ведущей для ребенка 3-4 лет, необходимо организовать педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей в игровой деятельности. Индивидуализация рассматривается как принцип, согласно которому в образовательной работе обеспечивается педагогическое взаимодействие педагога с ребенком, основанное на знании его индивидуальных особенностей. Педагог, изучая индивидуальные проявления каждого ребенка, его интересы и способности, а также влияние семьи, выстраивает соответствующее психолого-педагогическое воздействие средствами образования.
В рамках второй задачи было определено, что наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребенка. В ходе наблюдения важно: сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторонах каждого ребенка, а не на его неудачах; способствовать успеху детей, вдохновлять их и тем самым оптимизировать процесс развития; учиться видеть признаки учения, развития, взросления ребенка в любых ситуациях; собирать разнообразные источники информации (записи эпизодов, рисунки, фотографии и пр.), которые могут стать подсказкой, чему и к обучать разных детей; понимать, что развитие идет одновременно во всех областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое), но в разных ситуациях, в разные периоды может доминировать развитие той или иной способности; включаться в активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями), а по возможности и между детьми; быть искренним и доброжелательным по отношению к детям и родителям; собирать факты, способные прояснить ситуацию с особыми потребностями детей; уточнять, обсуждать, а не выносить скороспелые вердикты; обеспечивать достаточное количество информации для понимания того, как продвигаются в развитии дети и группы в целом, с тем чтобы и пробое время можно было объяснить руководителю детского сада, что и вы делаете; подбирать такую информацию, которая позволит сопоставить достижения детей, занимающихся по разным образовательным программам.
Вывод по второй задаче: Общая процедура наблюдения включает следующие этапы: определение целей и задач наблюдения; выбор объекта; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и обеспечивающего сбор необходимой информации; выбор способов регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация полученной информации
Стратегия решения каждой конкретной проблемы своя, а вот тактика предполагает одно обязательное действие – наблюдение, запись и систематизацию фактов. Проблемы может не быть вовсе, или она может быть не там, где ее увидели воспитатели и родители, тем не менее, точка напряжения дает о себе знать в отношениях всех участников.
Для оценки проблемного поведения необходимо: определить проблемы в поведении ребенка. Если наблюдается несколько проявлений проблемного поведения, определить их приоритетность. Сконцентрировать внимание на одной проблеме; наблюдать за ребенком и определить, где, при каких обстоятельствах наблюдалось проблемное поведение; пообщаться с другими взрослыми, детьми и с самим ребенком и, если возможно, определить, что происходило непосредственно до и поело проявлений проблемного поведения; выдвинуть свои предположения относительно функции проблемного поведения.
Анализируя результаты наблюдения, воспитатели выделяют образовательные области, в которых достижения ребенка наиболее ощутимы (сильные стороны), и те стороны, которые вызывают озабоченность или особый интерес. На основе выделенных сильных и проблемных сторон в развитии формулируются индивидуальные цели. Поставленные цели всегда могут быть достигнуты путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, № 265, 25.11.2013.
3. Бирюкова М.И. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 112-114.
4. Булатова И.В. Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста // Ямальский вестник. 2015. № 3 (4). С. 45-50.
5. Виноградова И.А. Специфика игрового поведения детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к дошкольной образовательной организации // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (8 апреля 2016 года), Том I. Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. С. 25-27.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 291.
7. Головнева Н.А., Перепелицина Т.И. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 46.
8. Егиазарова Г.П., Чаплыгина М.Л. Наблюдение как основной метод педагогического исследования // Педагогика. Теория. Практика. Сборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». 2014. С. 51-54.
9. Захарова Л.Е., Белозубова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях индивидуализации образования // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Васютенковой. 2015. С. 80-86.
10. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с. : ил.
11. Кравцова Е.Е. Игра на весь мир // Первое сентября. 2001. № 54. – С. 67-71.
12. Михайлова-Свирская Л. В. Педагогические наблюдения: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. М.: Просвещение, 2016. 127 с. : ил.
13. Николаева Л.Ю., Николаева Е.А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. Международный научный журнал. 2016. № 2 (07). С. 25-29.
14. Николайчук Д.Г., Шрамкова О.В. К вопросу о роли предметов-заместителей в игровой деятельности младших дошкольников // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). С 34-38.
15. Никоноров В.Т., Никоноров Д.В. Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей. Сборник научных статей. Ответственный редактор – Т. Н. Семенова. 2015. С. 171-175.
16. Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС: хрестоматия. Ч. 5. М., 2014. 26 с.
17. Ревягина Т.А., Вербовская Е.В. Теоретические основы и практический опыт реализации принципа индивидуализации в системе дошкольного образования // Мир психологии. 2015. № 1. С. 85-94.
18. Садыкова Г.З. Принципы организации сюжетной игры // II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности 2016. С. 125-127.
19. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2006. № 1 (6). С. 51-61.
20. Сперанская Е.Б. Педагогические исследования: метод наблюдения // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 24-25.
21. Яценко И.А. Понимающее наблюдение в педагогической работе с детьми дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 144-151.
22. Турлаева Т.П. Особенности принятия роли в игре детьми дошкольного возраста // Инновации в современной науке Материалы VIII Международного весеннего симпозиума. Центр научной мысли; научный редактор С. П. Акутина. 2015. С. 67-70.
23. Усольцева И.В. Ценности и цели игры в оценке воспитателей детского сада // Образование и наука. 2015. № 8. С. 140-162.
24. Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 4-13.
25. Шкрабова И.Н., Старцева А.И. Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 661-663.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. 360 с.