Методика по выявлению понимания ребенком-дошкольником эмоциональных реакций человека

Задачи:

1. Выявить, на основе каких признаков ребенок наиболее эффективно распознает эмоции (по экспрессии, действию или ситуации).

2. Изучить зависимость процесса узнавания эмоции от ее вида.

3. Раскрыть возрастные изменения в узнавании эмоции.
Методика: В эксперименте проводятся исследования четырех видов эмоций: испуга, радости, печали, злобы. По каждому из них ребенку следует предложить три группы картинок, где изображены эмоции в виде экспрессии, через действие и ситуацию, через экспрессию и ситуацию. Ситуации для второй и третьей групп должны быть простые. Например: старик-охотник убегает в испуге от медведя; девочка прижа­лась в испуге к забору, а на нее нападает злая собака.

Эмоция печали может быть представлена только через картинки первой и третьей группы. Ребенок получает два задания но этим картинкам:

1. Назвать изображенную эмоцию.

2. Ответить на вопрос, почему он догадался, что изобра­жены испуг или печаль.

Анализ: Обработка полученного материала может быть осуществлена .посредством вычисления процентных данных по таким критериям: правильные ответы, неправильные от­веты, отсутствие ответа. Кроме того, необходимо определить процент правильных ответов при распределении тех призна­ков, на основе которых ребенок узнал эмоцию. Например, для восприятия картинки второй группы он может сказать: «Дядя испугался — он бежит, за ним гонится медведь». В этом случае ребенком выделены признаки ситуации, т. е. объект, который вызвал эмоцию и действие персонажа. Экс­прессия не названа. Анализ следует провести по каждому виду эмоция. Он позволит выяснить, какие признаки являют­ся главными при узнавании, а также их зависимость от воз­растных особенностей ребенка и от категории эмоции.

8. Методика «Тест-рисунок»

Методика данного теста достаточно разнообразна. Один вариант аналогичен «недописанному диалогу»: предлагается рисунок поведенческой коллизии, один ребенок из этого ри­сунка произносит определенные слова, а слона другого сле­дует предположить и дописать.

Частично рисунки, используемые в качестве теста, напо­минают знаменитый ТАТ Меррия: анализируется восприятие рисунка (Что я вижу? Что я слышу?), при этом атрибутика ситуации доводится до минимума, так что рисунок напоми­нает пиктограмму.

Следующая разновидность рисунчатой методики состоит в том, что испытуемого просят дорисовать предложенное или написать, какие детали следует внести в незавершенный рисунок. Например, на рисунке отсутствует «выражение ли­ца» персонажа ситуации, а детей просят вписать это «-выра­жение лица»: черточка-дуга на лице человека кончиками вверх будет означать радость, а вниз —печаль (Рис. 5).

Дети очень любят вносить свои корректировки в рисунок и проявляют свое отношение к ситуации открыто и искренне. Предлагаются в качестве иллюстрации различные вариан­ты теста рисунка. Педагог может самостоятельно создавать такие картинки в точном соответствии своим исследователь­ским целям.

Методика по выявлению понимания ребенком-дошкольником эмоциональных реакций человека - student2.ru

Заметим, что данная методика очень нравится детям, они начинают сами рисовать «человечков», придумывай самые невероятные ситуации. Такое увлечение следует подхватить, и тогда можно использовать методику теста-рисунка в ее «перевернутом» виде: «Нарисуй, что произойдет, если один человек...» или «Нарисуй, когда никого нет дома...», или «На­рисуй, как ты хочешь, чтобы было.,.».

Разумеется, такие открытые рисунки не дадут «чистых» результатов, но послужат большим дополнительным мате­риалом к изучению детей.

Рисунок может быть предложен детям по заданной те­ме: «Мои товарищи», «Я в лагере», «Моя жизнь» и т. д. Ключ к прочтению рисунка-теста, предлагаемый психологами, сле­дует использовать очень редко. Такие рисунки педагогу нуж­ны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарище­ских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.

Методика «Лестница»

Эта методика включает в себя задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок ле­стницы и говорится, что идее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок дол­жен показать свое место, а также место других детей (дру­зей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шка­лы с различными характеристиками, например: «хороший — плохой», «умный — глупый» и др. Методика направлена па выявление уровня самовосприятия и самооценки ребенка.

Наши рекомендации