Особенности игровой деятельности детей 3-4 лет

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) определяющей и доминирующей деятельностью ребенка является игра. Игровая деятельность, как гарант двигательного развития представляет собой самостоятельную ценность для человека. Наиболее существенные приобретения организма детей связаны с развитием двигательной функции посредством игровой деятельности. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения.

С.Л. Новоселова отмечает, в этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. С одной стороны, их знания становятся более четкими: они быстро ориентируются в сенсорных характеристиках предметного мира, достаточно легко объединяют предметы не только по внешнему виду, но и по назначению. С другой стороны, в этом возрасте детей привлекают и малореальные «загадочные» явления. Растет интерес к сказкам, стихам [10, с. 38].

Дети начинают более тонко воспринимать настроение, отношения людей, подражают их интонации. При знакомстве с художественными произведениями они различают ритм, рифму, прозаические и поэтические тексты. Узнают известные им музыкальные произведения (песни, пьесы), называют их, различают по настроению (веселые, спокойные, грустные).

Малыши становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы, часто высказывают элементарные суждения об окружающих вещах и явлениях. Все это обогащает их речь, развивает наглядно-образное мышление и воображение.

Поведение ребят уже носит преднамеренный характер: они начинают ставить цель и действовать в соответствии с ней в быту, в игре, в новых для них формах деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Однако в силу неустойчивости внимания малыши могут легко отвлекаться.

Ребенка уже не устраивает постоянная опека взрослых (особенно в семье). Если раньше он обращался к старшим за поддержкой, оценкой и помощью, то сейчас его общение претерпевает качественные изменения – оно превращается в духовную потребность. Взрослый предстает перед ребенком как источник знаний об окружающем [10, с. 38].

Игра младших дошкольников носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные [3, с. 112].

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом игровые действия ребенка (крутит руль машины, готовит обед и т.д.) – одно из основных средств реализации сюжета. В младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые сюжеты (игры в семью, детский сад). Характерным признаком игр детей младшего дошкольного возраста является ограниченность содержания, бедность сюжета. Содержание детских игр прямо связано со знаниями об окружающей действительности. Можно часто наблюдать, как младшие дети быстро теряют интерес к сюжету игры и переходят к другому, т.к. игра их не захватывает [5, с. 42].

Дети младшего дошкольного возраста имеют различный опыт игрового взаимодействия, включения в игровые отношения с детьми и взрослыми, возможность использования предметов-заместителей в игре. Игра с подобными предметами может возникать спонтанно: на улице, дома, в образовательном учреждении. Под предметами-заместителями мы понимаем любую вещь (предмет), не имеющую игрового назначения, которая используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации. По мнению Д.Б. Эльконина, «замещение одного предмета другим впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент» [26, с. 190-191]. При этом, по мнению исследователя, к предмету-заместителю предъявляются минимальные требования к сходству с изображаемым предметом.

Игра с предметами-заместителями – это особенное и необходимое умение ребенка, которое:

- развивает умственную активность и познавательные интересы;

- развивает самостоятельность и самодеятельность;

- способствует развитию мышления, воображения, памяти, внимания;

- обеспечивает общение со сверстниками и умение ориентироваться в социальных ситуациях. Таким образом, умение игрового употребления предметов-заместителей включает большую часть функций, формируемых в процессе игровой деятельности.

Действия с предметами осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые [5, с. 41-42].

Таким образом, игровая замещающая деятельность не только создает основу для нормального роста и развития, стимулирует психическое развитие ребенка, но и способствует обогащению жизненного опыта малыша, его воображения, памяти, установлению логических связей. Поэтому родителям дошкольников вместе с детскими дошкольными организациями необходимо найти правильное соотношение в распорядке дня дошкольников, в котором должно быть место разнообразной игре, ведь от этого зависят моральное, физическое здоровье ребенка, формирование его как самодостаточной личности [14, с. 38].

Игровая деятельность младших дошкольников выступает формой общения. Основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей, которыми дети должны овладеть в дошкольном возрасте. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Дети младшего дошкольного возраста впервые вступают в общение со сверстниками в различных играх и в самостоятельной деятельности, в которой ребенок воображает себя кем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развертывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом. Желает привлечь к себе внимание взрослых, получить от них оценку своей деятельности.

К ребенку в этом возрасте, предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережным отношениям к игрушкам, к труду взрослых. Кроме того больше внимания необходимо уделять формированию у детей навыков выполнения правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Детей очень увлекают игры и упражнения, которые носят характер закрепления правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми. В них используются кукольные театры, развивающие игрушки, юмористические картинки, иллюстрации, беседы на нравственные темы: «Наши мамы», «Уроки доброты», «Правила дружной игры», «Наши хорошие поступки», «Кукла Таня собирается в гости», «Как вести себя во время разговора с взрослыми», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Не забывай о товарищах».

Необходимо отметить, что четвертый год жизни – это конец раннего возраста, у ребенка открывается огромный простор для фантазии. Также этот год важен для дальнейшего отношения ребенка к себе.

При должной организации игровой деятельности к пяти годам дети должны уметь:

1. Взаимодействовать с товарищами по игре, принимая на себя роль и действовать от имени героя игры.

2. Уметь объединить в единую линию сюжета несколько игровых действий, а также уметь отразить в игровых действиях с предметами проекцию на взаимоотношения людей.

3. Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.

4. При театрализованном представлении внимательно следить за развитием сюжета и эмоционально отзываться на действия героев.

5. Уметь разыграть отрывки из знакомых ребенку сказок, рассказов. Уметь сымитировать движения героев, их интонацию и мимические движения.

6. Уметь вести беседу о театре и известных сказок, включая поведение остальных людей в зрительном зале или же сверстников [13, с. 28].

На основе педагогических наблюдений И.А. Виноградова делает следующие выводы:

- потребность в игре у детей младшего дошкольного возраста невысока и определяется настроением ребенка, местом игры в режиме дня, особенностями взаимодействия со сверстниками;

- у большинства детей в ходе игры отмечается частая смена эмоциональных состояний;

- сюжеты игр неразвернутые, однообразные, либо отсутствуют совсем;

- речевая активность в ходе игры невысокая, дети сопровождают игровые действия отдельными речевыми высказываниями или звуками;

- большая часть детей самостоятельно использует предметы-заместители в играх, воображаемые предметы используют, в основном, с помощью взрослого [5, с. 26].

Таким образом, игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Игра должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребенка, быть средством формирования положительных черт его личности. Возраст дошкольников – 3-4 года – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи с переходом от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой.

1.3. Критерии оценки уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей 3-4 лет

В педагогике принято выделять следующие группы критериев оценивания игровой деятельности в зависимости от условий и результатов. В свою очередь при выделении критериев по результатам игровой деятельности выделяют оценку по уровням воспитанности детей в игровой деятельности, личностного и эмоционально-волевого развития ребёнка, физического и психического здоровья детей и интеллектуальной активности в процессе игровой деятельности.

Представим данные критерии в виде таблицы.

Таблица 1. Критерии оценивания игровой деятельности

Оценивание игровой деятельности в зависимости от условий определено следующими критериями Оценивание игровой деятельности в зависимости от результатов определено следующими группами критериев
Уровень ресурсного обеспечения Уровень воспитанности детей в игровой деятельности подразумевает оценку по таким критериям, как культура поведения и культура общения
Создание предметно-игрового пространства в группе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей Уровень личностного и эмоционально-волевого развития ребенка оценивается в соответствии с такими критериями, как мотивы поведения, развитие чувств, развитие волевых действий, развитие самооценки и инициативности, эмоциональный интерес к окружающим людям
Уровень инновационной игровой компетентности педагогов Уровень физического и психического здоровья детей педагог определяет согласно таких критериев, как двигательная активность детей, её целенаправленность и избирательность, двигательные умения, поведение детей и их настроение
Уровень планирования игровой деятельности Уровень интеллектуальной активности в процессе игровой деятельности по следующим критериям: представления об окружающем мире; развитие психических процессов, речи; познавательная культура.
Уровень организации руководства игровой деятельностью  
Создание благоприятного психологического климата для общения в процессе игровой деятельности  
Уровень понимания, признания, принятия ребенка педагогом  
Уровень сотворчества, сотрудничества с детьми в игровом процессе  
Уровень создания ситуации успешности в игровой деятельности  
Эффективная помощь детям в самовыражении средствами игровой деятельности  
Использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям в игровой деятельности  

Задача по определению уровня развития игровой деятельности для каждой возрастной группы детей возлагается на воспитателя и реализуется с опорой на постоянно проводимые наблюдения за процессом самостоятельной игровой деятельности детей с учетом реакции детей на инициативные игровые действия взрослого. При определении уровня развития игровой деятельности невозможным представляется определение жестких критериев, но воспитатель вправе руководствоваться системой показателей, которые дают возможность относить игру ребенка к высокому, среднему или низкому уровню согласно возрастных возможностей детей.

Целесообразным представляется проведение диагностики в группах младшего дошкольного возраста трижды в год, также как и в средних и старших. Первоначальную диагностику проводят в сентябре с целью подбора соответствующих приемов взаимодействия, которые бы способствовали продвижению детей в игре. В середине учебного года (примерно в январе-феврале) проводится очередное определение уровня развития игровой деятельности ребенка, благодаря которому воспитатель имеет возможность провести корректировку своих формирующих воздействий, определить кому из детей это необходимо в большей степени. В конце года (примерно, в мае-июне), педагог должен провести итоговую диагностику уровня развития игровой деятельности. Данная заключительная диагностика может стать отправной точкой при определении примерной будущей тактики педагога по отношению к ребенку в следующей возрастной группе. Примерные показатели для определения уровней развития сюжетной игры определяются традиционно по Эльконину (мы возьмем младший дошкольный возраст) (табл. 3). В нашей курсовой работе возьмем критерии уровней анализа сюжетно-ролевой игры дошкольников по Н.Н. Серовой (табл. 2).

Таблица 2. Критерии уровней анализа сюжетно-ролевой игры дошкольников (Н. Н. Серова)

Компоненты игры Уровни игровых умений Параметры оценки уровня игровых умений
Организация игры 1-й уровень 1.1. Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре - игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. 1.2. И с пользование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.
2-й уровень 2.1. В структуре игры выделяется подготовительный период: договор о теме игры («Во что будем играть?»), в основном самостоятельно распределяются роли в знакомых играх. 2.2. Игрушки заранее не подбираются, используются, как правило, одни и те же, любимые. 2.3. Частично используются предметы-заместители
3-й уровень 3.1. На подготовительном этапе дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета 3.2. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. 3.3. Активно используют предметы-заместители.
4-й уровень 4.1. В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. 4.2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры с учетом мнения партнеров по игре. 4.3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.
Содержание игры 1-й уровень 1.1. Шаблоновые игровые сюжеты. 1.2. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры. Действия развертываются более полно.
2-й уровень 2.1. Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. 2.2. Основное содержание игры - действия с предметом с соблюдением соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры. Действия развертываются более полно.
3-й уровень 3.1. Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. 3.2. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.
4-й уровень 4.1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. 4.2. Основное содержание игры - действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
Роль 1-й уровень 1. Роль определяется действием, а не определяет действия сама. Роль не называется, дети не становятся по отношению друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.
2-й уровень 2. Роль называется ребенком. Намечается разделение функций. Данная роль реализуется действием, связанным с ней.
3-й уровень 3. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.
4-й уровень 4. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
Ролевые действия 1-й уровень 1.1. Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями. 1.2. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.
2-й уровень 2.1. Количество игровых действий расширяется и выходит за пределы какого-либо действия. 2.2. Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности.
3-й уровень 3.1. Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.
4-й уровень 4.1. Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. 4.2. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается. Мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но указанием на рациональность правил.
Речь 1-й уровень 1. Ролевая речь отсутствует.
2-й уровень 2. В индивидуальной игре присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером - игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.
3-й уровень 3. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.
4-й уровень 4. Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь практически отсутствует.
Общение 1-й уровень 1. Ребенок проявляет неустойчивость в игровом общении, конфликтует в ходе игры.
2-й уровень 2. Общение между участниками на основе использования общей игрушки или направленности действий. Доброжелательное отношение к партнерам по игре.
3-й уровень 3.1. Выбор партнера по игре на основе избирательной симпатии. 3.2. В общей игре вступает в конфликты, не всегда может вникнуть в общей замысел. 3.3. Часто оставляет общую игру до ее завершения.
4-й уровень 4.1. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса детей друг к другу. 4.2. Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре. 4.3. Беспроблемно взаимодействует в подгруппе детей 4.4. Пытается справедливо разрешать споры.

Таблица 3. Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)

Показатели I уровень II уровень III уровень
Основное содержание игры Действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры
Характер игровой роли Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется «ролевая речь», обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны
Характер игровых действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры
Отношение к правилам Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое

В табл. 4 приводятся разработанные в соответствии с приведенными ранее критериями показатели уровней развития игры для группы детей младшего дошкольного возраста на начало и середину года, а в табл. 5 – на конец года.

Таблица 4. Показатели уровней развития игры для младшей группы детского сада на начало и середину года

Уровни развития игры Самостоятельная игра Реакция на игровые действия взрослого
Низкий Предпочитает играть с сюжетными игрушками-копиями, самостоятельно не включает в игру предметы-заместители. Не обозначает игровую роль, игровые действия не выстраиваются в смысловую цепочку. Преобладают стереотипные манипуляции с сюжетными игрушками или частая хаотическая смена игрушек и игровых действий Не включается в инициативные игровые действия взрослого, предпочитая наблюдать со стороны. Отвергает предложенные взрослым действия с предметами-заместителями, ищет подходящие сюжетные игрушки. Не принимает игровую роль, предложенную взрослым, предпочитая оставаться самим собой
Средний Может использовать в игре предметы-заместители, но в привычном (введённом взрослым или сверстником) значении, сам их в игру активно не вводит. Осуществляет игровые действия, подразумевающие роль, но не обозначает её словесно. Подражает игровым действиям сверстника Охотно включается в игру взрослого, склонен к подражанию его игровым действиям. Принимает предложенную взрослым игровую роль, если до этого видел образец её реализации. Поддерживает ролевой диалог со взрослым на уровне кратких реплик-ответов.
Высокий Вводит в игру предметы-заместители вместо недостающих сюжетных игрушек, может использовать один предмет в разных значениях. Развёртывает цепочки игровых действий, связанных по смыслу, подразумевающих игровую роль. Есть ролевая речь по отношению к кукле, косвенное обозначение своей роли («Дочка, делай, что мама говорит»). Действует в общем смысловом поле со сверстником, инициируя игровые действия Легко включается в совместную игру со взрослым. Не только подражает образцам его ролевого поведения и использования предметов, но и вносит небольшие инновации («Лучше так…», «Лучше это…»). Включается в ролевой диалог со взрослым, инициирует ролевое обращение к взрослому.

Таблица 5. Показатели уровней развития игры для младшей группы детского сада на конец года

Уровни развития игры Самостоятельная игра Реакция на игровые действия взрослого
Низкий Может выстроить цепочку связанных по смыслу игровых действий, но преобладают стереотипные наигранные сюжеты, частое многократное повторение отдельных действий с сюжетной игрушкой. Скудная ролевая речь, отсутствует ролевой диалог с кукольным персонажем. Подражает игровым действиям сверстника, но не включается с ним во взаимодействие на уровне дополнительных ролей Включается в игру со взрослым лишь при прямом предложении последнего, следует за инициативой взрослого. В «телефонном разговоре» односложно отвечает на ролевую речь взрослого
Средний Может выстраивать цепочки игровых действий с сюжетными игрушками и заместителями, но чаще отталкивается от готовой игровой обстановки, не внося в неё изменений. Подключается к игре сверстника на уровне дополнительной роли, но не инициирует развёртывание игры, предпочитая следовать за сверстником. В игре использует ролевую речь в ответ на ролевые обращения сверстника Охотно включается в игру со взрослым, любит её повторять («Ещё так же»), но редко вносит встречные предложения. Может поддержать «телефонный разговор» игровых персонажей, инициированный взрослым.
Высокий Активно включает в игру действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Изменяет и дополняет игровую обстановку, а не довольствуется только тем, что есть или что попало на глаза. Развёртывает цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей. Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнёру дополнительную. Инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей Инициирует совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает роли для взрослого и для себя. Вносит встречные предложения по ходу игры. Легко включается в «телефонный разговор» по ролям со взрослым, может сам его инициировать в процессе совместной игры

Наши рекомендации