Порядок работы и техническое обслуживание
- Во время эксплуатации следует производить регулярные осмотры в зависимости от режима работы системы.
- При осмотре проверить: общее состояние задвижки; резьбовую часть шпинделя, которая должна быть смазана (рекомендуется смазка ЦИАТИМ-201); состояние болтовых соединений; герметичность прокладочного соединения и сальникового уплотнения.
- При длительной работе задвижки периодически, не реже одного раза в два месяца, производить открывание и закрывание в целях очистки затвора.
- Для предотвращения попадания между шиберами механических частиц из трубопровода необходимо установить перед задвижкой по направлению потока среды фильтр механической очистки.
- При невозможности добиться устранения протечки в сальниковой камере путем подтяжки откидных болтов сальниковую набивку следует сменить.
- Конструкцией задвижек предусмотрена возможность ремонта уплотнительных
поверхностей путем проточки и притирки. - С целью устранения дефектов разборку задвижек нужно производить на отключенном трубопроводе или в снятом положении.
- Возможные неисправности и способы их устранения:
Неисправности | Признаки неисправности | Причины неисправностей | Способы устранения неисправностей |
1. Нарушение герметичности затвора | Пропуск среды при закрытии затвора | На маховик приложено усилие менее расчетного | Приложить усилие на маховик в пределах расчетного |
Износ или повреждение уплотнительных поверхностей инородным телом | Исправить уплотнительные поверхности (притиркой на месте). В случае невозможности исправления дефектов на месте отправить изделие в ремонт | ||
2. Нарушение герметичности прокладочных соединений | Пропуск среды через прокладочные соединения | Недостаточно уплотнена прокладка, ослаблена затяжка, болтов. Разрушение материала прокладки или повреждение уплотнительной поверхности | Уплотнить прокладку дополнительной затяжкой гаек и болтов равномерно, без перекосов. Заменить прокладку или восстановить уплотнительные поверхности |
3. Нарушена герметичность сальника | Пропуск среды через сальниковую набивку | Недостаточно уплотнена набивка; ослабление затяга гаек сальника | Дополнительно подтянуть гайки: равномерно, без перекосов |
Износ сальниковой набивки | Заменить износившуюся набивку. После перенабивки сальниковой камеры втулка сальника должна войти в гнездо не менее чем на 2 мм, но не более 30% своей высоты |
Ремонт вентилей и задвижек
Неисправные задвижки могут стать серьезной преградой при ремонте теплопровода, и не позволят провести проверку на плотность отключенного участка.
Следует напомнить о том, что чугунные параллельные задвижки состоят из пары дисков, внутри которых помещается клин, при закрытии распирающий эти диски.
Для лучшего уплотнения задвижки снабжаются бронзовыми уплотнителями. Бронзовые кольца впрессовываются в диск и вставляются внутрь корпуса, таким образом, кольца насаженные на диск скользят по корпусу как по направляющим.
Как правило, все неисправности задвижек связанны с наличием в трубах песка, окалин и прочего мелкого «мусора», который попадает туда во время монтажных работ. При закрытии задвижки, попавшая между уплотнительными кольцами окалина прорезает канавки, нарушая плотность задвижки. Для предотвращения выхода из строя задвижек необходимо тщательно промывать тепловые и отопительные сети, а также абонентские водоводы.
Ремонт задвижек проводится в централизованных мастерских, где есть притирочные станки. Ремонт заключается в притирке колец диска с кольцами корпуса. Операция выполняется с помощью притирочного порошка (стеклянный либо мелкий наждачный порошок) по поверхностям колец смазанных маслом.
После притирки начинается сборка задвижного крана, при этом устанавливается новая прокладка, смазанная графитной смазкой (графит предотвращает прилипание прокладки к стенкам корпуса – это облегчает разборку в случае ремонта). Затем набивается сальник, для чего используется асбестовая набивка, и после того как все болты будут затянуты, задвижка проходит гидравлические испытания на стенде.
Во время опрессовки необходимо из задвижки удалить воздух, для этого ослабляются сальниковые болты, а при появлении воды снова затягиваются. Одна сторона задвижки крепится к прессу, а с другой наблюдают за поведением дисков: если диски не пропускают воду, то задвижка прошла испытание.
Снятые при ремонте болты очищают от ржавчины, а при сборке их опускают в графитную смазку.
Ремонт вентилей, также заключается в притирке поверхностей и набивке сальников. Для набивки сальников используется масляный прографиченный шнур.
При сборе все детали вентиля должны быть смазаны маслом, а крышку необходимо устанавливать, когда шпинель с клапаном находиться в верхнем положении.
После ремонта запорная арматура нуждается в уходе, который заключается в слежении за состоянием сальников, смазке и предотвращения прикипания поверхностей.