Количественный анализ рисунка человека, объем внимания в группах развития познавательных УУД.
№ | Фамилия, имя | класс | рисунок | внимание | ||
начало занятий | итог занятий | начало занятий | итог занятий | |||
1. | 1Б | |||||
2. | 1Б | |||||
3. | 1А | |||||
4. | 1Б | |||||
5. | 1Г | |||||
6. | 1Б | |||||
7. | 1Б | |||||
8. | 2В | |||||
9. | 2В | |||||
10. | 2В | |||||
11. | 2Г | |||||
12. | 2Г | |||||
среднее | 18,6 | 20,8 | 4,0 | 5,1 |
Очевидно, в рассматриваемых параметрах заметна некоторая положительная динамика, но в действительности для того, чтобы дети этих групп учились наравне со сверстниками, работа должна быть более интенсивной и индивидуализированной.
Помимо рассмотренных показателей эффективность работы групп развития может исчисляться в количестве детей, выбывших из них, по совместному решению классного руководителя и психолога, как не нуждающихся более в расширенном сопровождении. Таких детей за прошлый и текущий учебный год 5 человек. Как подтверждение вышесказанного, родители трех из этих детей находились в тесном взаимодействии с психологом и классным руководителем.
Предлагаемая система развивающей работы школьного психолога создана для оказания помощи учащимся начальной школы, имеющим трудности в поведении и обучении. Предлагаемая программа занятий является только частью работы. Развивающую работу с детьми необходимо дополнять консультативной работой с родителями. Также обязательным является сотрудничество с классным руководителем, иногда, при необходимости – с другими специалистами (социальный педагог, логопед, дефектолог, психиатр). Главное в этой работе – создание развивающей среды для ребенка, нуждающегося в помощи. И от эффективности взаимодействия с семьёй, как правило, напрямую зависит результативность и успешность развивающей работы психолога.
Рекомендуемая литература для работы с родителями:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2009
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: Как быть ребенком. М., 2009
3. Еремеева В.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М., 2006
4. Досани С. 52 способа помочь ребенку выжить в школе. М., Центрполиграф, 2009
5. Кон И. Мальчик – отец мужчины. М., 2010
6. Славина Л.С. Трудные дети. М., 2006
7. Герасимова А. Тесты для подготовки к школе. М., Айрис-пресс, 2005.
8. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. С.-Пб., изд. ПИТЕР, 2009
9. Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 1класс. М., 2010
10. Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 2 класс. М., 2010
11. Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 3 класс. М., 2010
12. Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 4 класс. М., 2010
Н.В. Снегирева
Взаимодействие специалистов ППМС-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
На формирование личности прежде всего оказывает влияние семья, поэтому комплексное сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Взаимодействие родителей и сотрудников психолого-педагогического медико-социального центра особенно актуально в настоящее время, которое характеризуется такими опасными для здоровья подрастающего поколения явлениями, как различного рода зависимости, детская безнадзорность и беспризорность, растущая волна детской преступности и суицидов.
Родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей. Они, как правило, в обоих случаях либо пытаются самостоятельно их решать, либо оставляют эти проблемы без внимания. Таким образом ребенок не научается принятию решений, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все трудности преодолеют взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, а родители являются его наставниками, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, выступая в роли координаторов, направляют это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.
Взаимодействие с родителями ориентировано на оказание помощи ребенку и его семье в решении различного рода проблем: взаимоотношения в семье, учебные затруднения, общение, выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и переходе в среднюю школу, выбор профильного образования и т.д. (Приложение 1).
Цель взаимодействия с родителями -профилактика возникновения (или эффективное решение) различного рода проблем у учащихся. Координатором сотрудничества с семьей во многих образовательных учреждениях является социальный педагог.
Взаимодействие социального педагога и родителей предполагает: консультирование по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка, информационную поддержку и сотрудничество в рамках реализации индивидуально и системно-ориентированных программ сопровождения. Системно ориентированные программы сопровождения направлены на предупреждение возникающих у учащихся социально-эмоциональных проблем и трудностей в обучении; проблем, связанных с выбором образовательного маршрута. Программы индивидуального сопровождения направлены на оказание помощи ребенку в решении проблем различного характера.
Направления работы социального педагога с родителями:
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- помощь социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения;
- помощь социально-уязвимой семье в выборе профиля обучения ребенка при переходе в 8 и 10 класс;
- предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у учащихся группы риска;
- помощь семье в решении проблем внутрисемейного общения;
- помощь семье в кризисной ситуации;
- организация и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.
Чем проблема серьезнее, тем специализированнее оказываемая ребенку и его семье помощь. Оказать такую помощь может районная или городская кризисная служба, районная комиссия по делам несовершеннолетних, районный отдел по делам несовершеннолетних, различные общественные организации. Важным фактом является взаимодействие социального педагога, психолога, логопеда с внешними организациями. (Приложение 2)
Проблемы, часто возникающие в семье:проблемы в системе взаимоотношения «ребенок-родитель», связанные с процессом обучения, расстройством поведения у ребенка/подростка, рискованным поведением, зависимостями, делинквентным поведением; проблемы в системах взаимоотношений: «родитель-родитель», «семья-школа», «семья-социум»; комплексные проблемы.
Очевидно, что необходим комплексный мультидисциплинарный подход и к анализу, и к решению перечисленных проблем. Выявить и изучить проблемы (а их, как правило, всегда несколько) позволяет технология индивидуального сопровождения «9 шагов».