Формирование в ходе учения познавательной активности школьников

Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Учебно-познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса[34]: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования (на уроке, на ученических собраниях, на часе классного руководителя).

Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемное обучение сопровождается'ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.

В последние годы дидакты подчеркивают необходимость оптимального сочетания разных методов, что позволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем и в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений. С психологической точки зрения сочетание методов нужно и для формирования разных видов мотивации школьников.

Перечисленные выше формы учебной работы возбуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых, более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели и т. д.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников. Укажем некоторые из них.

1. Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) выполняются и осознаются с помощью учителя. Этому способствуют многочисленные упражнения и вопросы на анализ и преобразования учебной деятельности, которые может использовать учитель в ходе урока. Например, учитель может дать следующие задания:

«Ответь, что в твоей работе будет результатом, каким способом ты его предполагаешь достигнуть, есть ли другие способы достижения этого же результата, соотнеси эти способы между собой.

Определи задачу своей учебной работы, выбери способ действия, соответствующий этой задаче, измени задачу и посмотри, как изменится способ.

Определи этапы своей учебной работы: постановку задачи, выбор способов действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни сам последовательно эти этапы на материале конкретной работы, запиши графически — в виде схем, значков — последовательность этапов своей работы.

Спланируй свою учебную работу: что является ее более далекой задачей, что — более близкой, какие действия надо для решения этих задач выполнить. Назови первое, второе, третье действие, определи, сколько времени потребуется для каждого этапа работы, какой этап для тебя субъективно труднее, какой— легче, какие действия у тебя лучше отработаны, какие — хуже».

Постепенно учитель передает все компоненты учебной деятельности для самостоятельного выполнения школьникам. Психологи считают, что самостоятельное выполнение должно начинаться с самоконтроля и с самооценки. Это подводит к следующей форме учебной деятельности.

2. Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя. Дидакты отмечают, что самостоятельная учебная работа — это работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время. Становлению самостоятельной учебной работы школьников способствуют следующие вопросы и задания учителя, обеспечивающие переход школьников от одного компонента учебной деятельности к другому.

«Мы определили сейчас задачу урока. Кто скажет, что должно стать следующим шагом, что надо делать вслед за постановкой задачи?

Мы наметили несколько способов своей работы. Что будем делать дальше?

Мы сравнили эти способы, соотнесли их с условием, с предполагаемым результатом. Как поступим дальше?» И т. д.

3. Самообразовательная деятельность школьников — это познавательная деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляет ее в соответствии со своими задачами, мотивами и целями. Самообразовательная деятельность имеет разные уровни: она может «сопутствовать» школьному обучению, может присутствовать в виде отдельных эпизодических форм самообразования и, наконец, может превратиться в особую развернутую деятельность школьника по самообразованию и самовоспитанию. Все эти уровни нуждаются в руководстве учителя.

Руководство учителем формами самостоятельной учебной работы школьников может осуществляться на уроке, в кружковой и факультативной работе, на ученических собраниях, посвященных теме «Научиться учиться».

Перечислим приемы самостоятельной работы школьника, формирование которых желательно для развития положительной мотивации учения:

приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач, самостоятельное построение школьниками системы задач определенного типа;

приемы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной1 записи (выписки, план, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т. д.;

общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранение в домашней библиотеке;

приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;

приемы рациональной организации времени, учета затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных и легких, устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение).

Все эти формы работы учителя способствуют становлению зрелых познавательных мотивов — учебно-познавательного мотива и мотива самообразования, постановке цеди (в связи с выполнением отдельных учебных действий и их самоконтролем), сопровождаются положительными эмоциями. Активизация учебной деятельности школьников — основной путь активизации разных видов их познавательной активности.

В целом, все стороны процесса обучения — система понятий учебного курса, методы обучения и их сочетание, структура урока, деятельность самих школьников — оказывают большое мотивирующее влияние, развивают все виды познавательной активности учащихся.

Формирование в ходе учениясоциальной активности школьников

Широкие социальные мотивы (мотивы социальной отдачи) формируются причастностью школьника к жизни всей страны, всей воспитательной работой школы, семьи. Социальные позиционные мотивы (стремление утвердить себя через положительную оценку, мнение окружающих в ходе взаимодействия и контактов с ними) складываются и развиваются в общественно-политической (комсомольской, пионерской) работе, в общественно полезных видах деятельности, в разных формах коллективной и групповой учебной работы. Мотивы социального сотрудничества (стремление осознать и усовершенствовать способы взаимодействия с другим человеком) не всегда складываются в рамках школьного возраста, но также развиваются в ходе общественных и учебных контактов с окружающими школьника людьми.

Если формирование познавательной активности школьников с помощью методов проблемно-развивающего обучения достаточно широко осуществляется в современной советской школе, то формирование социальной активности в ходе учения нуждается в особом внимании учителя. Мотивы-социальной отдачи нередко менее развиты у школьников, чем познавательные мотивы. В советской психолого-педагогической науке разработаны общие подходы к формированию личности в коллективе[35], а также вопросы влияния на личность школьника коллективных и групповых форм учебной работы[36].

Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели (задачи) совместной работы и обсуждение ее вариантов членами группы, поиск способов выполнения этой общей работы и сопоставление нескольких различных вариантов способа решения, определение путей само- и взаимоконтроля в совместной работе, сопоставление разных способов ее контроля, предлагаемых членами группы, мотивация к коллективной деятельности—-стремление участвовать в групповой работе, потребность и желание получить оценку от других членов группы.

В зависимости от наличия всех этих компонентов совместной деятельности учебная работа в классе может находиться на разных уровнях. Чаще всего школьники владеют первым уровнем совместной деятельности, т. е. видят общую цель, но не могут найти способа ее достижения. Большую трудность, но вместе с тем и больший интерес школьников вызывает поиск различных способов работы, взаимодействие школьников в ходе этого поиска, который обычно сопровождается и ярко выраженными положительными эмоциями общения. Еще позднее складывается мотивация к коллективной учебной работе. Вначале она представлена у детей в виде самого общего нерасчлененного стремления к контактам, что учитель наблюдает уже у учащихся начальной школы, а затем постепенно складываются подлинные социальные мотивы сотрудничества в коллективной работе (как правило, к концу средней школы).

Соответственно совместная деятельность школьников может различаться по степени их самостоятельности и роли в ней учителя. Например, учитель может задавать школьникам общую цель (в этом случае ему надо проследить, чтобы эта цель была внутренне принята группой детей), а способы совместной работы и приемы ее контроля предлагает найти самим школьникам. В другом случае учитель в коллективную работу включает поиск учениками целей и способов, а контроль сохраняет за собой. Одним из примеров нежесткой организации коллективной познавательной деятельности является ситуация так называемой «мозговой атаки», когда участникам предлагается высказывать по данному вопросу любые идеи, причем и задачи, и способы поиска вначале ничем не лимитированы, и лишь позднее они оцениваются и критически обсуждаются.

Совместная деятельность школьников может осуществляться в ходе их коллективной и групповой учебной работы на уроке. Если названные выше моменты (постановка общей цели, сопоставление способов работы и контроля) объединяют часть класса, то эта работа является групповой, а если в ней участвует весь класс — то и коллективной.

Совместная учебная деятельность может различаться и по форме ее осуществления — одновременности или последовательности участия в ней нескольких участников. В первом случае ученики намечают, например, общую цель, и все сразу приступают к ее решению, к сопоставлению способов. Причем учитель может сталкиваться и с тем, что цель в групповой работе задается одним участником, а другие ее только реализуют, что обусловливается сложными внутригрупповыми отношениями, проанализированными в названной выше социально-психологической литературе. В другом случае бывает необходимо, чтобы один ученик начал работу, а второй продолжил, т. е. при определении способа своей работы опирался на результат предыдущего участника деятельности.

Совместная учебная деятельность имеет много и собственно организационных сторон: число участников в группах, чередование фронтальных, индивидуальных и групповых занятий. В литературе высказывается мысль, что лучше начинать урок с широкой фронтальной работы, затем осуществлять разные формы групповой работы, а ее проведение уже позволит перейти к подлинно коллективной работе.

Обсуждая роль совместной учебной деятельности школьников для формирования мотивации, надо иметь в виду, что вся-, кая учебная деятельность в классе в широком смысле слова является совместной. Ученик никогда не учится как изолированный индивид, а всегда живет в реальном коллективе и всегда (явно или неявно, осознанно или нет) сопоставляет свои действия, их оценку учителем с действиями и оценками других учеников, стремится завоевать в той или иной мере желаемое им место в коллективе сверстников. Когда учитель организует коллективную и групповую работу, это с психологической точки зрения означает, что учитель развертывает и выносит во внешний план все мысленные сопоставления себя с другим человеком, которые так или иначе проводит каждый ученик. Благодаря этому учитель получает возможность формировать, управлять социальными взаимодействиями учеников в ходе учения. Исследования и практический опыт показывают большую роль коллективной и групповой работы для воспитания личности школьников и ее мотивации.

В коллективной учебной работе складывается умение школьника оценивать себя с точки зрения другого человека, а также умение оценивать себя с разных точек зрения — в зависимости от места и функции этого школьника в совместной деятельности. Повышается также ответственность перед другим человеком (а на этой основе — и перед обществом в целом), умение принять решение, касающееся не только себя, но и другого человека. Это способствует выработке у школьника активной жизненной позиции, способности к саморегуляции и более адекватной самооценке, приемов согласования своих действий и координации с другими учениками, умений преодолевать конфликты в ходе общения.

Показано, что участие в коллективной и групповой работе улучшает учебную деятельность- и повышает мотивацию слабоуспевающих школьников. Через групповую работу учитель может управлять развитием личностных взаимоотношений внутри группы и тем самым социальных мотивов. В условиях групповой и коллективной работы резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю и товарищам, число контактов и разнообразных , форм общения со сверстниками в ходе учения. Таким образом, можно говорить о существенном влиянии коллективной и групповой учебной работы на .все виды социальной мотивации. Социальные мотивы могут поддерживать интерес к учению там, где не сформированы познавательные интересы. Вместе с тем сами по себе они играют неоценимую роль в гармоническом развитии мотивационной сферы личности школьника.

В литературе приведен ряд данных о большом мотивирующем значении совместной учебной работы. «Ученики отмечают, что возросло желание самому понять задание (61,2%) и не отставать от других (53,4%)». Групповая работа повышает общий рабочий настрой в классе и снижает число нарушений дисциплины. «Из ответов школьников выясняется, что чаще всего они отвлекаются и занимаются посторонними делами и разговорами, когда соученик выполняет задание у доски (66,2%). На втором месте находятся фронтальные объяснения учителя, во время которых, по данным 13,4% учащихся, они занимаются посторонними делами. На третьем месте стоит фронтальная работа, во время которой занимаются не тем, чем нужно, 8,5% учеников. Во время групповой работы такие случаи отмечены всего 2,1% учеников. Можно сказать, таким образом, что групповая работа способствует деловой направленности учащихся. 63,4% учащихся пожелало в дальнейшем выполнять задания в форме групповой работы, 33,1%—в форме фронтальной работы, а 3,5% —индивидуально»[37].

Следовательно, формы коллективной и групповой работы оказывают большое влияние на становление всех видов социальной активности школьников.

Наши рекомендации