Стратегии сексуально-полового просвещения и воспитания (М. Козакевич)
ш> Рестриктивная — ограничительно-охранительная: основана на запретах и в современных условиях малоэффективна.
т> Пермиссивная — разрешительно-либеральная: не учитывает особенностей традиционной культуры народов и возрастные особенности воспитуемых, возлагая на них преждевременное бремя ответственности.
е> Стратегия «золотой середины» — наиболее оптимальная.
И |
Роль школы и семьи в вопросах сексуально-полового воспитания и просвещения значительно возросла в условиях «сексуальной революции» и либерализации сексуальной информации по СМИ и сети ИНТЕРНЕТ.
И |
Половое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, то есть большого и глубокого чувства — чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд (А. С. Макаренко).
В последнее время стали широко использоваться термины: тендер, тендерная роль, тендерное воспитание и т. п.
Тендер—■ совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять человеку в зависимости от его пола; социальный пол. Эти нормы отличаются подвижностью, достаточно широким разнообразием. Различными группами и обществами практикуется по-разному.
Психолого-физиологические основы полового воспитания
Сексуальное развитие человека;— постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека.
Стадии осознания сексуального развития ребенком
1.Элемент не замечается или не осознается.
2. Осознается как таковой.
3. Осознается во взаимосвязи с другими элементами как часть системы.
О |
Важнейшая педагогическая задача — предупреждение преждевременного осмысливания элементов сексуального развития.
Возрастные проявления сексуального развития ребенка
♦ элементарные сексуально значимые реакции:
♦ непроизвольная эрекция — с 7-8 месяцев до 1 года; в 2-3 года; с 10-12 лет
до 15-16 лет;
♦ движения коитального характера — с 7-8 месяцев до 1 года; с 2 до 5 лет;
120
• ощущения оргастического характера — с 4-6 лет; при испуге, ожидании
наказания;
■ половая идентификация — понятие о половой принадлежности:
■ различают пол взрослого — с 7-8 месяцев;
■ определяют свой пол по указанию взрослых — с 7-8 месяцев;
■ интерес к собственному телу и осознанная идентификация — с 2-3 лет до 4-5 лет; в подростковом возрасте;
• половое влечение — отношения особого характера к людям другого пола:
• дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам — с 3 лет;
• кокетство, стремление к украшениям и нарядам — у девочек с раннего возраста;
• стыдливость — у девочек с 5-6 лет проявляется ярче, чем у мальчиков, у которых четче проявляется ближе к подростковому возрасту;
• игры с сексуальным содержанием (дочки-матери, игры в больницу и т. п.) — с 6-8 лет;
• любовь (влюбленность)
— с 3 лет, чаще к родителям, но и к сверстникам противоположного пола;
— с 7-8 лет (как правило, к учителю, воспитателю, может быть и к сверстникам; чувство мало осознанное, проявляется во взаимной нежности, подарках, стремлении к общению);
— в 12-13 лет (для чувства характерны элементы фетишизма, ярко выраженный интерес к объекту любви);
— в 15-17 лет (носит романтический характер (в норме), стремление к личностному общению, совместные прогулки, уединение, разговоры)
Общечеловеческое воспитание
Общечеловеческое воспитание— воспитание, направленное на формирование глобального, общечеловеческого мышления.
i
Функции общечеловеческого воспитания
т> Развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению.
е> Обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой терпимости с решением общечеловеческих задач.
ш> Налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры.
Механизмы осуществления
познание
общение
деятельность
Критерии воспитанности
6Ь знание и понимание общечеловеческих проблем;
А интерес воспитанников к глобальным проблемам;
0Ь практическая деятельность в решении общемировых проблем.
Методы целостного педагогического процесса
Методы воспитания
Методы воспитания--общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.