Условия обеспечения педагогической поддержки
> Согласие ребенка на помощь и поддержку.
> Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них.
> Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.
> Совместность, сотрудничество, содействие.
> Конфиденциальность (анонимность).
> Доброжелательность и безоценочность.
> Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.
> Реализация принципа «Не навреди».
> Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Этапы педагогической поддержки
* диагностический; * деятельностный (действия ребенка, действия
* поисковый; / педагога);
* договорный; * рефлексивный.
Этика поддержки — единство педагогических и нравственных норм поддержки
О ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
О самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;
О всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
О все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
О не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
О дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой
растущего поколения; воспитание-диалог культур; О не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; О доверяя -+■ не проверяй!
О признавай право на ошибку и не суди за нее; О умей признать свою ошибку; О защищая ребенка, учи его защищаться; О не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, если бы ты был на
месте воспитанника. •
■fl Позиция педагога: не — борьба с ..., а — я помогу тебе.
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа
Внеклассная и внешкольная (внеучебная и внеурочная) воспитательная работа— работа, проводимая школой, внешкольными учреждениями, общественными организациями и объединениями, работа по месту жительства с детьми и подростками во внеучебное время.
Внеклассная воспитательная работа— воспитательная работа, проводимая классными руководителями (наставниками) и учителями-предметниками с учащимися своей школы во внеучебное время.
Внешкольная воспитательная работа— воспитательная работа, проводимая учреждениями дополнительного образования.
Задачи
й осуществление разностороннего воспитания;
й воспитание общественной и познавательной активности;
й пробуждение и углубление интереса к различным областям знания и видам
деятельности; й выявление и развитие способностей; Й осуществление профессиональной ориентации; й культурная организация досуга.
Принципы
е> добровольность в выборе форм и направлений внеучебных занятий;
е> комплексный подход к реализации целей воспитательной работы, системность;
в> инициатива и самодеятельность детей, личная ориентированность;
е> романтика, игра, интерес;
©> сочетание массовых, индивидуальных и коллективных форм работы;
е> преемственность и взаимодействие всех видов внеучебной воспитательной работы.
Виды
♦По содержанию:
♦ общие — лекции, вечера, конкурсы;
♦ специальные — формы эстетического воспитания, формы гражданского воспитания и т. д.
♦ По количеству участников:
♦ индивидуальные;
♦ групповые;
♦ массовые.
Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса
Дидактика как научная дисциплина
Дидактика (общая теория обучения)— особая область педагогики, изучающая закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.
Предмет дидактики— процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми результатами (Ч. Куписевич).
Основные понятия дидактики:
• процесс Обучения;
• содержание образования;
• знания;
• умения;
• навыки (ЗУНы);
• методы обучения;
• формы организации обучения;
• учение;
• научение;
• преподавание;
• учебная деятельность;
• учебный предмет;
• урок;
• образовательные технологии и др.
Методологическая основа— теория познания и отражения. Познание челове
ка — активный процесс. Практика — необходимая исходная и конечная ступе
ни познания. , '-
Движущие силы обучения— противоречия.
Дидактикасвязана с философией, социологией, информатикой, этикой, психологией, медициной, эстетикой, частными методиками и др.
Основные концепции обучения в дидактике
Традиционная
Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя
Я. Коменский, И. Пес-тал оцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.
Цель — передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков их применения
Педоцентристская
Доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников
Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.
Цель — развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого
Современные
дидактические
системы
В центре обучения — взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика
Л. Занков, Д. Элысонин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др.
Цель — формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого
7]
Соотношение познания и учения
Познание | Учение |
Открываются объективно новые знания | Познается познанное (субъективно новое) |
Путь познания длителен | Ускоренный темп познания и индивидуального продвижения |
Путь проб, ошибок и заблуждений | Специально организованный процессе с продуманной методикой и технологией |
Процесс познания сложен и противоречив | Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями Личности |
Многое познается непосредственно . | Многие знания приобретаются опосредованно |
Практика — источник и критерий истины | Практика — способ закрепления и применения знаний |
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно, в процессе научного поиска | Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями |
Взаимодействие обучающего и обучаемого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) | Познание происходит в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обучаемого |
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной науки и исследовательской деятельности | Организация знаний обучаемого соответствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область |
И |
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таковдиалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)
Сущность учебного процесса
Процесс обучения— совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения и мировосприятия.