Условия обеспечения педагогической поддержки

> Согласие ребенка на помощь и поддержку.

> Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них.

> Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.

> Совместность, сотрудничество, содействие.

> Конфиденциальность (анонимность).

> Доброжелательность и безоценочность.

> Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.

> Реализация принципа «Не навреди».

> Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Этапы педагогической поддержки

* диагностический; * деятельностный (действия ребенка, действия

* поисковый; / педагога);

* договорный; * рефлексивный.

Этика поддержки — единство педагогических и нравственных норм поддержки

О ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

О самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;

О всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

О все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

О не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

О дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой

растущего поколения; воспитание-диалог культур; О не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; О доверяя -+■ не проверяй!

О признавай право на ошибку и не суди за нее; О умей признать свою ошибку; О защищая ребенка, учи его защищаться; О не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, если бы ты был на

месте воспитанника. •

■fl Позиция педагога: не — борьба с ..., а — я помогу тебе.

Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Внеклассная и внешкольная воспитательная работа

Внеклассная и внешкольная (внеучебная и внеурочная) воспитательная работа— работа, проводимая школой, внешкольными учреждениями, обще­ственными организациями и объединениями, работа по месту жительства с детьми и подростками во внеучебное время.

Внеклассная воспитательная работа— воспитательная работа, проводи­мая классными руководителями (наставниками) и учителями-предметни­ками с учащимися своей школы во внеучебное время.

Внешкольная воспитательная работа— воспитательная работа, проводи­мая учреждениями дополнительного образования.



Задачи

й осуществление разностороннего воспитания;

й воспитание общественной и познавательной активности;

й пробуждение и углубление интереса к различным областям знания и видам

деятельности; й выявление и развитие способностей; Й осуществление профессиональной ориентации; й культурная организация досуга.

Принципы

е> добровольность в выборе форм и направлений внеучебных занятий;

е> комплексный подход к реализации целей воспитательной работы, систем­ность;

в> инициатива и самодеятельность детей, личная ориентированность;

е> романтика, игра, интерес;

©> сочетание массовых, индивидуальных и коллективных форм работы;

е> преемственность и взаимодействие всех видов внеучебной воспитательной работы.

Виды

♦По содержанию:

♦ общие — лекции, вечера, конкурсы;

♦ специальные — формы эстетического воспитания, формы гражданского воспитания и т. д.

♦ По количеству участников:

♦ индивидуальные;

♦ групповые;

♦ массовые.

Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса

Дидактика как научная дисциплина

Дидактика (общая теория обучения)— особая область педагогики, изуча­ющая закономерности единого процесса образования и воспитания в обу­чении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образова­ния, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

Предмет дидактики— процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми резуль­татами (Ч. Куписевич).

Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Основные понятия дидактики:

• процесс Обучения;

• содержание образования;

• знания;

• умения;

• навыки (ЗУНы);

• методы обучения;

• формы организации обучения;

• учение;

• научение;

• преподавание;

• учебная деятельность;

• учебный предмет;

• урок;

• образовательные технологии и др.

Методологическая основа— теория познания и отражения. Познание челове­
ка — активный процесс. Практика — необходимая исходная и конечная ступе­
ни познания. , '-
Движущие силы обучения— противоречия.

Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru


Дидактикасвязана с философией, социологией, информатикой, этикой, психоло­гией, медициной, эстетикой, частными методиками и др.




Основные концепции обучения в дидактике

Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Традиционная

Доминирующую роль иг­рает преподавание, дея­тельность учителя

Я. Коменский, И. Пес-тал оцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.

Цель — передача и ус­воение готовых знаний, выработка умений и на­выков их применения

Педоцентристская

Доминирующая роль от­водится учению, деятель­ности учеников

Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.

Цель — развитие лично­сти воспитанника и рас­крытие всех потенциаль­ных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого

Современные

дидактические

системы

В центре обучения — взаимодействие препо­давания и учения, дея­тельность как учителя, так и ученика

Л. Занков, Д. Элысонин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др.

Цель — формировать си­стему знаний и обеспе­чить развитие личности обучаемого

7]

Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru Соотношение познания и учения

Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процессе с продуманной методикой и техноло­гией
Процесс познания сложен и противо­речив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями Личности
Многое познается непосредственно . Многие знания приобретаются опо­средованно
Практика — источник и критерий истины Практика — способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются са­мопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обуча­емого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельнос­ти Организация знаний обучаемого соот­ветствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область
И

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таковдиалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)

Сущность учебного процесса

Процесс обучения— совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения при­менять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюда­тельности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоз­зрения и мировосприятия.

Условия обеспечения педагогической поддержки - student2.ru

Наши рекомендации