Учебно – методический комплекс для организации и проведения кружка «волшебное плетение»
2.2.1 Программа дополнительного образования младших школьников художественно- эстетической направленности кружка «волшебное плетение»
В нашей жизни плетеные изделия продолжают играть значительную роль. Они всегда согреют душу и порадуют взгляд в вашем доме или квартире, создадут уют и дадут разнообразие в нашей повседневной жизни. Поэтому будет не лишним каждому человеку усвоить основные способы изготовления вещей путём плетения.
Программа кружка «Волшебное плетение» для 3 класса разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373). Федерального Закона «Об образовании в РФ», примерной программы внеурочной деятельности Григорьева Д. В., Куприянова Б.В. «Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество», рекомендованной Минобрнауки России и с учетом стандарта начального общего образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента ФГОС НОО, изменения внесены в соответствии с направлением деятельности кружка, возраста учащихся – кружковцев, месторасположением школы.
Плетение - вид декоративно - прикладного искусства, рукоделия. Плетение развивалось с давних времен, начиная от плетения лаптей, мебели, корзин. Сейчас все чаше используется плетение украшений (браслетов, подвесок и др.), закладок и др. Плетение является очень полезным занятием, так как развивает мелкую моторику рук, успокаивает, да еще и в итоге получаются очень необычные, красивые и полезные изделия.
На уроках технологии учащиеся получают лишь основные знания по изготовлению различных изделий способом плетения и зачастую не успевают их выполнить на практике. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации и практики в данной области и организован наш кружок.
Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Образовательная программа «Волшебное плетение» сконцентрированнана обучение детей плетению из разных материалов, таких как бисер, атласные ленты, газетные трубочки, полоски из бумаги, нитки мулине, сутаж и др.
Новизна образовательной программы в том, что в ней представлены несколько направлений декоративно-прикладного искусства, что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свою фантазию, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние.
Актуальность программы.Программа «Волшебное плетение» расширяет возможности в развитии у учащихся 3 класса творчества, творческих способностей, познавательной деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Практическая направленность, создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которыми можно украсить дом, подарить, продать на школьной ярмарке. Плетение и изделия, полученные путем плетения, приносят радость не только себе, но и окружающим, а результат приносит радость успеха, рождает у него уверенность в своих силах. Ребенок, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми, уважать труд взрослых, все это позволит ему преодолеть барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности.
Деятельность кружковцев и их работы оцениваются не так как на уроке, а выделяются все, например, по номинациям: самая быстрая работа, самая яркая, самая аккуратная и т.п., что дает радость общения, удовлетворение результатами своего труда, позволяет исключить боязнь неудачи (любой результат положителен), создает обстановку взаимопомощи.
Педагогическая целесообразность.Программа имеет интегрированный характер, в которой соединяется обучение рукоделию с основами творческой деятельности. В ней используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, при выполнении схем плетений, эскизов изделий, расчете узлов применяются знания математики и рисования. Предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, выставок и др.); средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы, доступные для детей) дают возможность детям, посещающим кружок «Волшебное плетение», научиться применять разные материалы для плетения и изготовлять интересные и полезные подделки, при этом соблюдать правила работы и правила техники безопасности.
Цельобразовательнойпрограммы: обучение учащихся 3 класса плетению изделий из разных материалов (бумага, бисер, атласные ленты, сутаж и т.д.) и организация их плодотворного досуга.
Задачиобразовательнойпрограммы:
· воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать культуру общения, умения работать в коллективе;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
- воспитывать ориентацию на оценку результатов собственной деятельностью;
-проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять интерес к истории возникновения плетения.
· развивающие:
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер и точность движений;
- развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление;
-выполнять учебное действие, используя план и схему плетения;
-отработать навык составления плана работы;
-анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность.
· образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения макраме, плетения из газет, плетения из атласных лент и др.;
- дать общие представления о материалах, которые используются в работе;
- формировать у детей навык ручного труда;
- развивать практические умения и навыки плетения;
- обучать основам плетения и приемам плетения из разного материала;
- познакомить с разными материалами, используемыми для плетения;
- дать основные признаки материалов используемых для плетения;
- развивать умения работы по схемам;
- научить учащихся составлять схемы для плетения;
- закрепить знания о правилах безопасности при работе с ножницами;
- формировать умение анализировать готовое изделие, составлять план работы;
Отличительная особенность программы «Волшебное плетение» является то, что кружковцы научатся применять для плетения несколько разных видов материалов (бумагу, бисер, ленты, газетные трубочки, мулине, сутаж и т.д.) и использовать разные способы плетения (бисероплетение, макраме, плоскостное плетение, объемное плетение из бумаги, спиральное и т.д.)
В программе сделан уклон на комплексный подход к содержанию:
- объединение известных и малоизвестных техник, способов при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
- формирование у обучающихся специальных знаний в области разных видов плетения, необходимых для осуществления инновационных процессов в декоративно-прикладном творчестве;
- в организации внеурочного процесса осуществляется творческая работа, формируются универсальные учебные действия у обучающихся.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей в обучении конкретному ремеслу.