Учебно - методическое обеспечение кружка «волшебное плетение» для учащихся 3 класса

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА «ВОЛШЕБНОЕ ПЛЕТЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Дипломная работа

студента

Курдюмовой

Татьяны Николаевны

Курс – 4

Группы – «НК»

Специальность – 44.02.02

Преподавание

в начальных классах

Научный руководитель:

Зубарева

Галина Риммовна,

преподаватель методики

преподавания технологии

с практикумом

Дата:_______________

Оценка:_____________

Подпись:____________

Оршанка

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..
Теоретические аспекты организации дополнительного образования обучающихся в системе внеурочной деятельности в условиях начальной школы……………………………………………………………………………………..    
1.1 Требования к содержанию и структуре внеурочной деятельности ………………….....
1.2 Дополнительное образование младших школьников в условиях школы ………………
1.3 Кружок как одна из форм внеурочной деятельности ……………………………………
1.4 Психологические особенности младших школьников………………………………......
Методическое обеспечение программы кружка «Волшебное плетение» в системе дополнительного образования учащихся 3 класса ………………………...  
2.1 Плетение как вид рукодельного искусства младших школьников на уроках технологии и внеурочных занятиях…………………………………………………….....  
2.2 УМК для организации и проведения кружка «Волшебное плетение»……………….....
2.3 Выводы и рекомендации ………………………………………………………………......
Заключение …………………………………………………………………………………….....
Список использованных источников ………………………………………………………….
Приложение ………………………………………………………………………………………

Введение

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования – воспитать личность, такой, которая способна к адекватной адаптации в современных условиях. Школа должна развивать такие качества выпускника, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Адекватное усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, получение навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе невозможно без знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли [3, с. 21-29]. Успешное овладение знаниями общеобразовательной школы происходит только благодаря интересу детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. Во внеурочной деятельности осуществляется то дальнейшее образование, повышение и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не в полной мере. Именно внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности [26].

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей, на основании всего этого составляется программа дополнительного образования, и реализуется она посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции и др.

Мы считаем, что одной из форм, которую сможет реализовать сама школа, в полной мере может стать кружок «Волшебное плетение». Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках, в том числе по изготовлению изделий способом плетения. Для более эффективной организации работы кружка обязательным является его обеспеченность учебно - методическим материалом, включающим: программу, конспекты и наглядные средства к ним. Именно этот комплекс, обеспечивающий проведение кружка «Волшебное плетение», нами представлен в рамках данной дипломной работы в помощь учителям начальных классов, которые захотят организовать такой кружок для учащихся своего класса и всех желающих детей.

Вышесказанное подтверждает актуальность нашей дипломной работы и позволяет выделить:

- объект исследования:методическое оснащение внеурочной деятельности в условиях начальной школы;

- предмет исследования:учебно – методическое обеспечение кружка «Волшебное плетение» для обучающихся 3 класса;

- цель исследования:разработать учебно – методическое обеспечение кружка «Волшебное плетение» для учащихся 3 класса: программу дополнительного образования, конспекты занятий и наглядные средства к ним.

Достижение цели данной дипломной работы требует постановки и решения следующих задач:

1.Изучить, обобщить и систематизировать доступную информацию по вопросам:

- требований к содержанию и структуре внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО;

- дополнительного образования младших школьников в системе внеурочной деятельности в условиях школы;

- форм организации внеурочной работы по технологии;

- возрастных особенностей младших школьников;

2.Разработать программу и учебно - методическое обеспечение кружка «Волшебное плетение» для учащихся 3класса:

- программа дополнительного образования ;

- конспекты занятий кружка;

- материалы, сопровождающие проведение занятий кружка;

3. Частично апробировать на практике проведение занятий кружка с младшими школьниками по изготовлению изделий способом плетения;

4.Сформулировать выводы и рекомендации на основе научного анализа полученных результатов исследования, подготовить и оформить материалы исследования к защите дипломной работы

Методы исследования:

Основной метод -исследовательская стратегия создания методического продукта;

Частные методы:

Теоретические

• научный анализ теоретических источников,

• аннотирование теоретических источников,

• теоретическое моделирование,

• способы организации умственной деятельности (мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация, обобщение, конкретизация, абстрагирование; умозаключения: индукция, дедукция)

Эмпирические

• практическое моделирование

Этапы исследования:

Подготовительный этап

ü анализ содержания теоретического материала по проблемам: требования к содержанию и структуре внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО; дополнительное образование младших школьников в системе внеурочной деятельности в условиях школы; формы организации внеурочной работы по технологии; возрастные особенности младших школьников; техника плетения изделий из разных материалов;

ü определение и обоснование актуальности проблемы;

ü формирование научного аппарата исследования;

ü разработка и оформление теоретической части дипломной работы.

Исполнительный этап

ü составление программы дополнительного образования художественно - эстетической направленности кружка «Волшебное плетение»;

ü разработка конспектов и наглядных средств к организации занятий кружка.

Заключительный этап

ü оформление материалов исследования в соответствии с требованиями

ü анализ результатов исследования

ü формулирование выводов и разработка рекомендаций

ü подготовка выступления и презентации к защите дипломной работы

ü защита дипломной работы

Наше исследование не претендует на сколько-либо заметную научную новизну.

Теоретическая значимостьданной дипломной работы заключается:

Ø в систематизация и обобщении изученной научно-теоретической информации по вопросам:

- организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

- дополнительное образование младших школьников в системе внеурочной деятельности в условиях школы;

- формы организации внеурочной работы по технологии;

- возрастные особенностей младших школьников;

Ø в разработке и описании научно-обоснованной системы работы учителя начальных классов – руководителя кружка по организации и проведению кружка «Волшебное плетение» (Программа дополнительного образования, конспекты занятий и наглядные средства к ним)

Практическая значимостьдипломной работы заключается:

Ø в разработке образовательной программы кружка «Волшебное плетение» для младших школьников в помощь учителям начальных классов, кружководам, студентам педколледжа и всем, кто занимается дополнительным образованием детей

Ø в разработке конспектов занятий кружка «Волшебное плетение»

Ø в разработке наглядных средств, сопровождающих проведение занятий

Ø в овладении автором диплома знаний, умений и навыков по плану и осуществлению исследования, а так же оформлению его материалов в соответствии с современными требованиями

Ø в возможности внедрения данного комплекса в практику деятельности автора данной дипломной работы и деятельности других педагогов, занимающихся воспитанием и обучением младших школьников

Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Требования к содержанию и структуре внеурочной деятельности

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. А что же такое само понятие внеурочная деятельность?

В разных источниках понятие внеурочная деятельность толкуется по-разному. Так Ш.А. Амонашвили понимает его как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Причем, согласно ему, направления, формы и методывнеурочной (внеклассной) работыпрактически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей [18].

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова внеурочная работа также представляется как, составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В энциклопедии также утверждается, что внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие эта работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности [18].

ВФедеральном Государственном Образовательном СтандартеВнеурочная (внеучебная) деятельность учащихся определяется как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [26].

Таким образом, внеурочная деятельность педагогами рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.Ведь и на уроках, и на занятиях кружков и факультативов решаются поставленные учебные задачи. Хотя нужно понимать, что задачи внеурочной деятельности могут быть не связанными с решением учебных задач.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В тоже время она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность, прежде всего, организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание личности ребенка, в соответствии с его индивидуальными способностями.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся [19].

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение [25]. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена организационная модель, приведенная нами выше, согласно которой она может осуществляться через: классное руководство, учебный план школы (секции, школьные научные общества), дополнительное образование, группы продленного дня, деятельность педагога-организатора, старшего вожатого и т.д.

Согласно письму Минобрнауки №03-296 от 12.05.2011 года, школа, опираясь на данную базовую модель, может реализовать один из четырех типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель. Каждая из них имеет свои «плюсы» и «минусы» [22].

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Связующим звеном при этом выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель в соответствии со своими функциями и задачами. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта [4,с 36].

Так какие же требования предъявлены к организации и проведению внеурочных занятий.

· обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;

· заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;

· информативность используемого материала;

· привлекательность форм внеурочной работы;

· обязательность выполнения взятых учащимися поручений;

· целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;

· массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности [17].

В организации и проведении внеклассной деятельности различают различные формы работы, такие как: массовые, групповые и индивидуальные.

К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

Содержание этих занятий составляют знаменательные даты, встречи с представителями страны изучаемого языка, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.

Однако некоторые эпизодические и периодические массовые мероприятия могут стать постоянными мероприятиями, как, например, олимпиады (школьные, районные, городские, краевые/областные, всероссийские и т.д.) и «Недели иностранных языков», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанной программы для каждого класса и которые завершаются заключительным вечером – концертом.

Групповыеформы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).

Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д [18].

Структура подготовительной работы внеурочного занятия состоит из:

1. Консультации с администрацией школы, с классным руководителем, с учителем-куратором, с групповым методистом по вопросу организации и проведения мероприятия

2. Определение темы и даты проведения мероприятия

3. Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия

4. Определение формы проведения мероприятия

5. Разработка программы-сценария мероприятия

6. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.

7. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала)

8. Распределение ролей и поручений

9. Проведение консультаций и репетиций

10. Оформление места проведения мероприятия.

11. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов

12. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо)

13. Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.)

14. Анализ мероприятия, выводы [25].

Примерной схемой анализа внеклассного мероприятия можно считать:

1. Актуальность выбора темы мероприятия.

2. Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям, уровню владения иностранным языком.

3. Связь с учебной программой.

4. Массовость и активность учащихся в подготовке и проведении мероприятия.

5. Адекватность приемов, способов и форм проведения мероприятия поставленным целям.

6. Успешность реализации поставленных целей.

7. Оценка мероприятия участниками, коллективом педагогов учебного учреждения и методистами [25].

Таким образом, изучив различные литературные источники мы можем дать определение понятию «внеурочная деятельность» которая понимается как совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Так же благодаря электронным источникам мы изучили требования, которые предъявлены к содержанию внеурочной деятельности и ее структуру. Внеурочная деятельность это одна из форм организации свободного времени учащихся, которая имеет большие возможности в своей реализации.

1.2 Дополнительное образование младших школьников в условиях школы

1.2.1 Особенности дополнительного образования детей

Понятие «дополнительное образование» появилось относительно недавно. До него существовало скорее понятие «внешкольное образование», которое было принято еще в 1917 году Народным комиссариатом просвещения РСФСР и просуществовало вплоть до 1992 года.

На разных этапах внешкольное образование определялось по-разному. По мнению Медынского Е.Н., внешкольное образование – это всестороннее гармоническое развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях. Он же отмечал, что внешкольное образование – это процесс, длящийся всю жизнь, не имеющий законченного характера [14, c.25]. Более поздние исследователи под внешкольным образованием понимали процесс и результат формирования у учащихся социокультурного опыта в процессе познавательной деятельности во внешкольных учреждениях, направленной на развитие творческих способностей школьников в области науки, техники и культуры и организацию их целесообразного досуга.

В 1992 году в связи с принятием закона «Об образовании» понятие «внешкольное образование» сменяется понятием «дополнительное образование». Было дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в систему дополнительного образования. Теперь под дополнительном образованием в соответствии со статьей 26 закона «Об образовании» понимались образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения обра­зовательных потребностей граждан, общества и государства в об­щеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях, а также учреждениях по­вышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ори­ентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества.

В действующем законе «Об образовании» дается более четкое определение «дополнительному образованию». Под ним понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, т.е. дополнительное образование представляется как часть системы непрерывного «через всю жизнь» образования [19]. Ведь в наш стремительный век современных технологий важно постоянное систематическое изучение смежных дисциплин, а реализовать это стремление возможно в системе дополнительного образования.

Работа системы дополнительного образование в современной России регламентируется рядом нормативных актов, прежде всего, ФЗ № 273 «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной постановлением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г., письмом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также письмом Минобрнауки от 12.05.2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Интересно, что современное дополнительное образование проникло во все типы и виды образовательных учреждений, оно реализуется не только в учреждении дополнительного образования детей системы образования, культуры и спорта, но и в школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждениях профессионального образования, а также в молодежных, частных и других организациях [20].

Так в письме министерства образования №03-296 была предложена модель организации внеурочной деятельности, в которой дополнительное образование занимает важное место (рис.1), т.к. реализуется, судя по ней, как на базе образовательного учреждения (школы), так и на базе учреждений дополнительного образования детей (УДОД) [22].

Внеурочная деятельность
Инновационная площадка по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ
Иные педагогические работники (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, ст.вожатый)
Учебный план ОУ (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.)
Дополнительное образование ОУ (кружки, секции, поисковые и научные исследования и т.д.)
Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД
Группы продленного дня
Классное руководство (экскурсии, соревнования, диспуты и т.д.)

Рисунок 1- Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

Нужно также отметить, что дополнительное образование ориентировано на формирование и развитие творческих способностей детей. Выделение «творческих» из общей совокупности способностей в тексте закона целесообразно понимать в качестве особого значения развития у учащихся именно «творческости» (креативности), а не отказ от развития иных способностей. При этом творческиеспособности понимаются, как свойства личности, позволяющие человеку решать задачи оригинальными (новыми, не традиционными, не стандартными) способами [21].

Важным также является ориентация на развитие индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом и (или) профессиональном совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Укрепление здоровья стало в последние годы общей задачей для всех образовательных организаций, в то же время в организациях дополнительного образования для решения этих задач имеются все необходимые условия.Дополнительное образование, кроме выше перечисленного, организует свободное время, как взрослых, так и детей.

Согласно пункту 4 статьи 12 ФЗ «Об образовании» среди дополнительных образовательных программ можно выделить: дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые как для взрослых, так и для детей и дополнительные предпрофессиональные программы, реализуемые исключительно для детей; а также дополнительные профессиональные программы, подразделяющиеся на программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки [26].

Согласно приказу Минобрнауки России № 1008 образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

· формирование и развитие творческих способностей учащихся;

· удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

· обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

· выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

· профессиональную ориентацию учащихся;

· создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

· подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

· социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

· формирование общей культуры учащихся;

· удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

При этом выделяется 5 основных направлений дополнительных образовательных программ: техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое [25].

Необходимо отметить, что использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит повысить качество образования и воспитания, реализовать процесс становления личности в разнообразных развивающих средах, содействовать профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни и т.д.

Дополнительное образование детей может стать одним из ведущих ресурсов для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе образования [8, с. 30 ].

Содержание дополнительных образовательных программ, согласно пункта 5 статьи 14 ФЗ «Об образовании», определяется конкретным образовательным учреждением, его образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно [26].

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования;

- направленностям дополнительных образовательных программ;

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения; методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения [8, с.22].

Согласно письму Минобрнауки России программа дополнительного образования детей должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы и список литературы. К каждому элементу предъявлены четкие требования. Так на титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Следует обосновать сущность сложившийся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности детей [22].

В пояснительной записке следует раскрыть:

- направленность дополнительной образовательной программы (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);

- новизну (новое решение проблем дополнительного образования, новые методики, технологии), актуальность (основывается на анализе социальных проблем, педагогического опыта, родительского спроса, требованиях системы образования), педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы (формы организации деятельности учащихся, методы обучения, формы проведения занятий) и режим занятий (продолжительность и количество занятий в неделю с обоснованием выбора);

- ожидаемые результаты (должны быть указаны конкретные знания и умения) и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исслед

Наши рекомендации