Развитие науки КУ в 30-е годы
Республика Татарстан уже в 1920-х годах стала одним из крупных научных центров Советского Союза. В области физико-математических и химических наук, несмотря на тяжелые 1920-е годы, ценные исследования дали ученые А.Арбузов, Н.Парфентьев, Н.Четаев, А.Аминов, Х.Муштари, Г.Камай, Н.Чеботарев и др. Работы казанских ученых по астрономии, физике привлекали и тогда внимание ученых не только СССР. Недаром именно в Казанском университете организовывались международные конкурсы на соискание премии им. Лобачевского. По инициативе проф. Чеботарева ряд казанских математиков и механиков с 1929 г. работали в области теории устойчивости, которая имела громадное значение для решения вопросов машиностроения, теории аэроплана, сверхскоростных поездов.
К концу 1930-х гг. механико-математической школой разрабатывались и научные проблемы, имеющее оборонное значение. Бурное развитие физики приходится на 1930-е гг. Перед началом Великой Отечественной войны ученые Е.Завойский, С.Альтшулер, Б.Козырев стояли на пороге открытия мирового значения – явления парамагнитного резонанса.
В 1920-е гг. в лаборатории А.Е.Арбузова были открыты пути синтеза фосфоро-карбоновых кислот, впервые получены эфиры пирофосфористой и в чистом виде субфосфорной и пирофосфорной кислот. Благодаря указанным открытиям республика стала мировым центром исследования фосфорорганических соединений. В конце 1920-х гг. в лаборатории Арбузова была решена еще одна важная для экономики проблема – метод получения фурфурола из отходов сельского хозяйства, ставшего сырьем для производства пластических масс.
Деятельность кафедры физиологии Казанского университета под руководством проф. А.Самойлова была известна за пределами СССР уже в конце 1920-х гг. По точности и четкости в деле записи электрических токов животного тела его лаборатория не только занимала первое место в СССР, но и имела возможность конкурировать с заграничными аналогами. Казанские ученые уже тогда знали, что любой миг жизни человека, центральной нервной системы сопровождается появлением электрического тока, что всякий орган обнаруживает себя еще и своей электрической реакцией. Сам проф. Самойлов приглашению иностранных научных обществ читал лекции в Голландии, в США, в Физиологическом обществе при Гарвардском университете в Бостоне, в Берлине.
Знаменитая московская больница им. Боткина, Институт профзаболеваний им. Обуха в Москве, курортные кардиологические клиники по методике и инструкции, разработанной казанским ученым Самойловым, создали у себя электрофизиологические кабинеты.
Как достижение в технической области отмечали в конце 1920-х г. работу казанского изобретателя – инженера Шейх-Гали, в результате которой в Казани было организовано первое в СССР производство пишущих машин с татарским и русским шрифтами.
В области истории и филологии в первое десятилетие после Февральской революции 1917 г. открылись сравнительно благоприятные возможности для научной разработки актуальных проблем. Этим активно воспользовалась татарская интеллигенция. Начались мероприятия по усовершенствованию шрифта и орфографии татарского языка, хотя эта проблема занимала умы ученых еще в самом начале ХХ столетия. При Галимджане Шарафе, первом заведующем подотдела Востоковедения Академического центра, были разработаны принципы реформы орфографии и шрифта татарского языка, велись работы по выработке научной терминологии.
В области истории проглядывается тенденция по изучению актуальных проблем древней истории татарского народа. На это были нацелены в основе своей научно-исследовательские планы Научной коллегии, Академцентра, различных научных обществ, таких как: Татарское педагогическое общество, Научного общества татароведения, Общества изучения Татарстана, Дома татарской культуры, затем Татарского научно-исследовательского экономического института, созданного в 1930 г. и просуществовавшего около двух лет. В 1920-е гг. были опубликованы такие фундаментальные труды, как: “Очерки истории Казанского ханства” М.Худякова, “История татарских классов” Г.Ибрагимова, ”К вопросу о происхождении Камско-волжских болгар” В.Ф.Смолина. Им же в 1925 г. были закончены “Введение в Волжско-Камскую Булгарию”, ”Реальный словарь Волжско-Камского края”.
Благодаря трудам и изысканиям Ф.Баллода был поднят вопрос о пересмотре установившихся взглядов о Золотой Орде как кочевом и варварском государстве.
Приоритетное место получила история татарского народа и в плане Татарского научно-исследовательского экономического института, открытого на основе Постановления Совнаркома ТАССР от 18 марта 1930 г. Так, в плане Кабинета истории на 1930-1931 годы значились темы: «Тюркизм в истории татар», «История главнейших татарских медресе Казани и Казанской губернии, Уфы, Оренбурга». В плане Кабинета языка и литературы на 1931 г. в разработке были темы: «Происхождение ремесел у урало-алтайских народностей по данным палеонтологии речи», «Происхождение земледелия у тюрков по данным палеонтологии тюрко-татарского языка» требующие высокой профессиональной подготовки. Исполнителями этих тем были известные ученые и писатели, общественные деятели Г.Алпаров, Г.Шараф, С.Атнагулов, Г.Галеев, А.Рахим, Г.Тулумбайский, А.Шнаси, М.Фазлуллин и др.
Поступательное развитие общественных наук продолжалось до конца 1920-х гг. После постановлений ЦК ВКП (б) о журнале «Под знаменем марксизма» (янв. 1931 г.) и «О работе Коммунистической академии» (март 1931 г.), общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль и должны были служить целям идеологического обоснования партийной политики. К ученым стали предъявляться требования, согласно которым они должны были доказывать добровольность вступления крестьян в колхозы, правильность политики советской власти в период коллективизации, оправдывать репрессии против крестьян классовой борьбой.
Развитию науки в Татарстане серьезный урон нанесли необоснованные репрессии в отношении тех, кто стоял у истоков науки, ведущих научных работников (Г.Ибрагимов, Ф.-С.Казанлы, М.Корбут, С.Атнагулов, А.Рахим, Г.Нигмати, Дж.Валиди, Г.Сагди, Г.Тулумбайский, Г.Губайдуллин, Г.Максудов, М.Худяков, В.Ф.Смолин и др.).
Многие научные методы, направления и проблемы исследований оказались на долгие годы забытыми.
Тоталитарный режим лишил ученых права направлять развитие общественной мысли и во многом определять уровень духовной жизни вообще. Общественно-политическая ситуация в 30-е гг. сдерживала развитие науки в ТАССР, но не могла полностью его остановить, ибо в республике имелось богатое научное наследие, свои глубокие научные традиции.