Механизм раннего предупреждения
Механизм раннего предупреждения является одним из компонентов Энергетического диалога ЕС-Россия. Механизм описывает основные аспекты взаимного информирования сторонами друг друга о краткосрочных и долгосрочных рисках безопасности поставок и спроса. Контактные лица с обеих сторон назначены, и Механизм уже доказал свою эффективность. Официальная сторона документа, включая формат, содержание и организацию, определена в Меморандуме о механизме раннего предупреждения.
Диалог направлен на поддержку стратегических реформ в российском энергетическом секторе
Энергетический диалог ведется с прицелом на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это диалог двух сторон, которые в равной степени выиграют от его успеха.
ЕС главным образом заинтересован в долгосрочных и надежных поставках энергоносителей. Важно достичь с Россией договоренности по ряду реалистичных и взаимовыгодных обязательств, которые бы способствовали сотрудничеству сторон в энергетической сфере, и определить конкретные шаги для быстрого улучшения инвестиционного климата. По этим причинам Энергетический диалог поддерживает реформирование политики, проводимой в российском энергетическом секторе.
России важно привлечение инвестиций для увеличения добычи нефти и газа, для восстановления и модернизации своей энергетической инфраструктуры, а также для использования знаний и передачи технологий как средства усиления экономического роста. «Переменными величинами» в рамках этих процессов являются качество, сроки и реализация стратегических реформ, ослабление контроля государства над монополиями, либерализация тарифов на энергию, доступ к энергосетям, защита инвестиций и вопросы транзита.
Как ведется диалог
Энергетический диалог со стороны ЕС возглавляет Член Европейской Комиссии по вопросам энергетики; с российской стороны диалог возглавляет Министр энергетики Российской Федерации.
В рамках диалога было сформировано четыре тематических группы экспертов, осуществляющих деятельность по приведённым ниже ключевым направлениям, представляющим взаимный интерес:
- Группа по энергетическим рынкам и стратегиям,
- Группа по электроэнергетике,
- Группа по энергоэффективности и инновациям,
- Группа по атомной энергетике.
Проекты
В настоящее время в Калининградской области реализуется 2 проекта в области энергосбережения, финансируемых в рамках гранта ЕС.
- Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии в Калининградской области(Грант ЕС: 362759.71 евро). Общей целью проекта является содействие калининградским и скандинавским партнерам для более эффективного решения проблем, связанных с изменением климата, путем энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Проект сосредоточен на повышении управленческих способностей в части использования энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, проведении пилотных мероприятий, демонстрирующих НГО и органам местной власти реальные преимущества решения энергетических проблем, улучшении энергоменеджмента;
- Внедрение успешного опыта энергосбережения в жилищах и общественных зданиях в Балтийских регионах Российской Федерации(Грант ЕС: 478000 евро). Целью проекта является повышение стандартов энергоэффективности всех заинтересованных участников, создание условий для внедрения в России европейских инновационных методов повышения энергоэффективности, развитие сотрудничества между европейскими и российскими институтами, занимающимися вопросами строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий, повышение эффективности управления в сфере повышения энергоэффективности в жилых и общественных зданиях.
Защита окружающей среды и изменение климата
Ведущая роль сотрудничества
Защита окружающей среды обладает высокой значимостью как для Европейского Союза, так и для России. Учитывая наличие общих границ по земле и воде, целесообразным представляется совместное решение экологических задач.
Россия гордится своими обширными территориями, нетронутыми деятельностью человека, и располагает более чем 20% мировых водных и лесных ресурсов. Однако, одновременно с уникальными природными ресурсами, в России также существует ряд экологических проблем, некоторые из которых являются наследием советского времени, а некоторые - следствием экономического роста последних лет.
Основы сотрудничества
Начало сотрудничеству в области защиты окружающей среды между Европейским Союзом и Россией было положено в 1995 г. На протяжении нескольких лет ЕС оказывает поддержку ряду проектов, направленных на улучшение экологических стандартов в России.
С 2001 г. ЕС реализует программу двустороннего сотрудничества по вопросам экологии. Основными пунктами программы стали защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В рамках одобренной обеими сторонами "дорожной карты" ЕС и Россия работают по направлениям принятия политик об экологически чистом производстве, сокращения использования природных ресурсов, координирования водной политики и снижения загрязнения систем внутренних водоемов.
Инструментом сотрудничества является Диалог ЕС-Россия о защите окружающей среды, в рамках которого были созданы Рабочие группы по следующим областям:
- изменение климата;
- экологически чистое производство;
- сохранение биологического разнообразия;
- оценка воздействия на окружающую среду и гармонизация экологических политик;
- вопросы экологии вод (пресных и морских).
Проекты
В настоящее время стороны реализуют два проекта по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата:
- Проект "Выполнение Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю"(BASE)(грант ЕС: 2 500 000,00 евро). Основная цель проекта — поддержка мероприятий по защите морской среды от загрязнения опасными веществами и пищевыми отходами и сохранению биоразнообразия. Задача состоит в стимулировании деятельности по сохранению биоразнообразия и разработке необходимой системы управления. Мероприятия, проводимые в рамках проекта, будут направлены на совершенствование методов экологического мониторинга и представления результатов на международных форумах. Проект реализуется на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей. Также запланировано проведение специальных мероприятий в Пскове, Новгороде и Карелии;
- Проект "Кампания по повышению осведомленности в области энергоэффективности как способа борьбы с изменением климата" (грант ЕС: 484 545,00 евро). Основной целью проекта является повышение осведомленности и оказание поддержки российским экологическим НКО, представляющим неправительственный сектор в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, с тем, чтобы позволить им более эффективно участвовать в решении вопросов, связанных с энергоэффективностью как способом борьбы с изменением климата. Проект нацелен на разработку общей концепции, определение главных составляющих структуры и подготовку основных материалов для Кампании по повышению осведомленности в области энергоэфективности как способа борьбы с изменением климата в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также на расширение организационных и технических возможностей и улучшение подготовки НКО, играющих ведущую роль в проведении региональной Кампании по повышению осведомленности. Задачей проекта также является укрепление сотрудничества между местными и европейскими экологическими НКО посредством расширения связей, совместной работы и развития партнерских отношений.