Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка дошкольного возраста.
Результаты современных психолого-педагогических исследований убедительно доказывают необходимость реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании детей. В Федеральным государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что индивидуализация образования – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом подчеркивается, что сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Индивидуализация предполагает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпов обучения учитывает индивидуальные различия детей, уровень развития их способностей к учению. Индивидуализация образования способствует не просто передаче социального опыта деятельности и отношений, но и формированию субъектных свойств, активности, уникальности, способности к творчеству и действиям по собственному убеждению. Индивидуализация образования в дошкольной образовательной организации обеспечивается посредством проектирования индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальные маршруты развития выстраиваются с учетом интересов, потребностей, желаний, способностей, темпов развития ребенка, индивидуального стиля обучения, характера социального запроса родителей и степени их взаимодействия с педагогом.
Важнейшим показателем развития индивидуализированного образования является способность ребенка генерировать новые информационные и культурные тексты, проявлять творчество.
Реализация принципа индивидуализации образования на уровне каждого воспитанника возможна при наличии у него культуры выбора. Только в этом случае пространство разнообразных образовательных услуг может выступить для ребенка конкретным ресурсом его самообразования. Безусловно, в дошкольном возрасте можно говорить только о начальном этапе формирования культуры выбора различных образовательных предложений. Спектр и качество образовательных предложений, сфер и видов деятельности детей зависит от профессионализма воспитателя и педагогической культуры родителей.
В современных условиях деятельности дошкольных образовательных организаций воплощение идеи индивидуализации образования в практику является весьма затруднительным. Результаты нашего исследований показывают, что большинство воспитателей дошкольных образовательных организаций основные трудности в реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании детей видят в большой наполняемости групп. Так же они связывают сложности в обеспечении индивидуального подхода с обилием педагогической документации. Около 20% воспитателей полагают, что низкая родительская компетентность в воспитании, отказ от сотрудничества с педагогом, потребительское отношение родителей к дошкольному образовательному учреждению, невнимание к собственному ребенку не способствует раскрытию заложенных в ребенке задатков.
Затрудняют процесс индивидуализации образования дошкольников, по мнению педагогов увеличение в группе количества детей с особыми образовательными потребностями.
В данных условиях воспитанники не получают необходимой психолого-педагогической поддержки.
Обобщая результаты современных исследований в области индивидуализации образования можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуализации образования дошкольников:
- наличие содержательно-насыщенной, вариативной и доступной развивающей предметно-пространственной среды, удовлетворяющей потребности ребенка в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных и других впечатлениях;
- содействие становлению субъектности ребенка в различных видах детской деятельности (игровой, исследовательской, проектной и др.),
- поддержка активности, инициативы и творчества детей взрослыми;
- проектирование индивидуальных программ и образовательных маршрутов развития с учетом гендерных различий детей, их интересов и способностей, формирующегося когнитивного стиля и т.д.;
- подбор методов и форм взаимодействия, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
- обеспечение эмоционально комфортной и социально защищенной атмосферы в группе воспитанников;
- повышение педагогической культуры родителей, влияние дошкольной образовательной организации на формирование социального запроса родителей, адекватного интересам и потребностям ребенка;
- проведение мониторинга образовательных потребностей детей;
- наличие в педагогическом процессе психологического сопровождения деятельности всех субъектов образовательных отношений (детей, родителей, педагогов).
Содержание управленческой деятельности. Характеристика основных функций управления в ДОУ
У. д. требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации задач.! необходимость ее постоянного совершенствования ! знание нормативных, правовых и других локальных документов, и умение организовать успешную работу педагогического коллектива, родительской общественности по воспитанию и образованию детей. Управленческие функции определяются в соответствии с требованиями должностных инструкций в которых чётко указаны и определены функциональные и должностные обязанности(ФГОС ДО). Одной из главных функций деятельности ДУ является организация воспитательно-образовательного процесса. К основным функциям можно отнести: · планово-прогностическая функцию, обеспечивающюю сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования; · информационно-аналитическую функцию − предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя; · мотивационно-целевую функцию, которая предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей); · организационно-исполнительскую функцию, которая относится к каждому циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной модели к организации деятельности в ДУ; практическое распределение обязанностей, рациональную организацию труда; · контрольно-диагностическую функцию, предполагающую сочетание административного и общественного контроля внутри ДУ с самоанализом участников педагогического коллектива (взаимопосещения при организации различных видов детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.); · регулятивно-коррекционную функцию, которая предполагает внесение корректив в управление учреждений с помощью оперативных линий.
В функциональные обязанности заведующего ДУ входит выработка и принятие решения по обеспечению системы образовательной и административно-хозяйственной работы дошкольного учреждения. Именно руководитель окончательно определяет цели и задачи развития ДУ, планирует его работу с целью осуществления мер по реализации задач, стоящих перед коллективом. В функциональные обязанности руководителя дошкольного учреждения входит осуществление учёта и контроля за выполнением решений педагогического совета и хозяйственной деятельности ДУ, регулирует постоянное поддержание необходимого уровня организации деятельности ДУ. Руководитель ДУ разрабатывает в соответствии с целями ДУ, на основе программы его развития конкретные должностные обязанности сотрудников ДУ, а также штатное расписание. Подбирает и принимает на работу сотрудников. Поощряет и стимулирует творческую инициативу сотрудников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Уделяет первостепенное внимание созданию положительного образа, имиджа ДУ в своём районе. Обеспечивает учёт, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Несёт ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом. Заместитель заведующего по основной деятельности вместе с заведующей ДУ осуществляет руководство ДУ. В её функциональные обязанности входит руководство организацией воспитательно-образовательной и методической работой в дошкольном учреждении. Организация текущего и перспективного планирования этой работы. Координирует учебно-методическую и воспитательную работу всех педагогических работников по выполнению учебных планов, программ и обеспечивает их полное и качественное выполнение. Осуществляет контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса. Организует просветительскую работу для родителей по вопросам обучения и воспитания воспитанников. Организует работу по изучению передового педагогического опыта. В должностные обязанности заместителя заведующего входит оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Составляет расписание учебных занятий, Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, оказывает помощь в проведении мероприятий, вносит предложения по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов. Принимает участие в работе по подготовке педагогического совета, организует и контролирует выполнение его решений. Занимается вопросами по организации и оснащению групповых помещений, организует работу методического кабинета. Осуществляет контроль за работой воспитателей, обеспечивает взаимосвязь в работе ДУ, семьи, школ.
32. Социокультурные факторы развития образования
Переориентация отечественной системы высшего образования на социокультурные факторы как детерминанты развития образования в стране — процесс довольно сложный. Данный процесс проявился, с одной стороны, в развитии многоканального финансирования, расширении сферы платных образовательных услуг и услуг, связанных с получением образования, с другой стороны, в изменении содержания образования, в стремлении разнообразить спектр образовательных услуг и привести их в соответствие с требованиями потребителя — работодателей и учащихся (или их родителей), перейти от узкоспециальной подготовки к обучению, обеспечивающему профессиональную мобильность. В социокультурном развитии к концу 1990-х гг. сложилась кризисная ситуация: обострились так называемые социальные болезни —алкоголизм и наркомания; сложилась критическая демографическая ситуация, обнищание населения, сложная обстановкой по безработице, моральная деградация значительной части общества, составляли социокультурный фон преобразований. 1990-е гг. в развитии системы образования проявили себя проникновения элементов информационной культуры Запада. заимствование норм и ценностей массовой культуры
В процессе развития данных тенденций «люди становятся свободными от социальных форм индустриального общества — от класса, слоя, семьи, от обусловленного полом положения мужчины и женщины». Данные изменения предполагают переоценку роли социальных институтов. Система образования также переживает кризис переоценки роли и места в обществе. Считается, что человек должен во всем преследовать свой личный интерес. Все социальные институты, в том числе и высшее образование, испытывающие в последнее время сильное общественное давление, служат лишь для того, чтобы быть полезными для человека. В свою очередь, динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность у каждого отдельного человека в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, росте своей профессиональной мобильности. Современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, поэтому он предъявляет все возрастающие и более конкретные требования к системе высшего образования. В обществах с рыночной экономикой образование, как правило, оценивается с точки зрения его роли в повышении конкурентоспособности на рынке труда. конец XX в. предстает в работах многих исследователей культуры как первая фаза глобальной катастрофы, проявляющаяся в виде глобальных духовной и информационной катастроф, знаменующих собой переход человечества в новые условия своего существования . В области образования данные изменения находят свое отражение в новых требованиях к содержанию образования. образование — это не только особый способ воспроизводства знаний, но и способ воспроизводства культуры как совокупности культурных образцов ценностей и норм. Исходя из этого, общей целью образования и образовательных систем становится поддержание непрерывности культуры . Реализация функциональных требований Болонского процесса и их научное обеспечение (в т.ч. рефлексивно-педагогическое и рефлексивно-психологическое) служат конструктивными социокультурными факторами модернизации современного инновационного образования. Эта модернизация осуществляется путем введения бакалавриата (4 года обучения), магистратуры (2 года обучения), а также усовершенствования на этой базе докторантуры, аспирантуры и даже довузовской подготовки. Подготовка школьников к получению профессионального образования начинается с их обучения на подготовительных курсах, в т.ч. на факультете довузовской подготовки
С учетом требований Болонского процесса обучение в бакалавриате и в магистратуре строится по модульной системе: учебный год состоит из 4-х модулей. Обучение по каждой дисциплине профессиональным компетенциям осуществляется по оригинальным учебным программам с применением инновационных образовательных технологий. Помимо базовых – для каждой специальности – дисциплин студентам дополнительно предлагаются различные предметы по выбору, отражающие новейшие достижения современной науки и социальной практики. Профессионально-исследовательские компетенции студенты приобретают в процессе подготовки курсовых и дипломных работ, а также участвуя в научно-прикладных исследованиях и практико-ориентированных проектах
Эти рефлетехнологии являлись важными социокультурными факторами модернизации образовательных систем, т.к. способствовали развитию их инновационности. Указанные оригинальные методы применялись в совместных разработках (с В.Г.Аникиной, И.В.Байер, И.М.Войтик, Г.И.Давыдовой, О.И.Лаптевой, М.И.Найденовым, Г.Ф.Похмелкиной, Ю.А.Репецким, С.Ю.Степановым и др.) в различных ситуациях: организации группового поиска решении практических задач, обеспечения акмеологических условий для личностного и профессионального роста учащихся, госслужащих, педагогов школ и вузов, а также при разработке проектов развития ряда аспектов школьного, досугово-дополнительного, спортивно-технического и профессионального образования. Таким образом, использование этих рефлетехнологий в контексте Болонского процесса, создает необходимые рефлексивно-педагогические условия для формирования конкурентоспособной личности современного специалиста, что служит конструктивными социокультурными факторами развития инновационного образования.