Психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек.

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка. В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек и игрового материала отечественного и зарубежного производства есть необходимость ориентировки в нем - понимания, что эти игрушки могут дать для развития ребенка.

Разработка критериев оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны - через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

Такое понимание психологической экспертизы связано с культурно-историческим представлением об игре и игрушке. Игру рассматривают как особую форму передачи опыта, созданную обществом для управления развитием детей. Игрушка выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка).

Это представление об игре и игрушке тесно связано с периодизацией психического развития ребенка Д.Б. Эльконина. Игровая деятельность «выращивает» индивидуальные психические новообразования, развивая социально-эмоциональную сферу (мотивационно-личностную) и интеллектуально-познавательную сферу (операционально-техническую), способствует достижению и реализации задач возраста, конкретизированных на каждом возрастном этапе и объективированных в соответствующих системах игрушек.

Рассмотрение игрушки в качестве средства организации игровой деятельности по освоению культурного опыта позволяет проводить анализ игрушки с позиции деятельностного подхода. Он предполагает отражение в игрушке и игровом материале структурных компонентов деятельности, создающих возможность реализации психологических задач возраста в игровой деятельности. К этим компонентам относятся: мотив игровой деятельности, цель, ориентировка, исполнение и контроль.

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.

Игрушка является средством организации развивающих действий (познавательных, регуляторных, моторных) и образцов отношений между людьми. К первым относятся игрушки, предназначенные для реализации предметной деятельности и моторной активности (автодидактические, настольные игры, головоломки, спортивные игрушки и т.д.), ко вторым - игрушки, направленные на организацию сюжетно-ролевой игры (куклы, атрибутика к ним, мягкие игрушки и т.д.). Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение не только для развития психических функций и познавательных процессов, но и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому и пр. Важным критерием для игрушки является ее привлекательность для ребенка. Она определяет мотивационный аспект деятельности и побуждает ребенка к соответствующему занятию. Следующий критерий - это соответствие игрушки возрасту. Данный блок является центральным при психолого-педагогической экспертизе. Он выявляется через определение возрастной адресации игрового материала и вариативности действия с ним, т. е. его открытости. При определении возрастной адресации необходимо обозначить границы возраста, для которого игрушка обладает развивающим значением. Для этого необходимо выявить следующие показатели:

- Соотношение размера отдельной детали и их количества.Например, для детей до 4 лет детали должны быть достаточно крупными – не меньше 4–5 см. Для детей 5–6 лет можно предложить размер детали 3–4 см, старшие дети могут работать с деталями величиной всего 2–3 см.

- Количество деталей самым непосредственным образом влияет на осмысленность деятельности ребенка. Естественно, количество деталей может увеличиваться с возрастом, но в строго определенных пределах. Исследование показало, что оптимальное количество для осмысленных действий детей до 4 лет не более8–10 деталей.

Следующий критерий - это социальная и психологическая безопасность игрушки.

- не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;

- в игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в т. ч. сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;

- не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым принадлежностям и физическим недостаткам людей;

- не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

Так же следует убедиться в том, что представленное изделие безопасно для ребенка по механическим и химико-биологическим характеристикам. О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата Ростеста. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка. Сюда же входят операциональные возможности игрушки. Операциональные возможности – определяются прежде всего качеством исполнения игрового материала. Прочность деталей, доступность и легкость действия с ними, качество может способствовать или препятствовать самостоятельной деятельности детей и выполнению главных задач

Следующий критерий - это развивающий потенциал игрушки. Необходимо определить конкретное осваиваемое умение, а так же, ряд сопутствующих, освоение которых является не прямой задачей игры, но условием выполнения центральных умений. Выделив основные и сопутствующие умения, которые осваиваются в игре, можно обозначить сферу развития, на которую направлена игра. В качестве основных сфер развития рассматриваются следующие – познавательная, регулятивная, коммуникативная, личностная, каждая из которых характеризуется набором составляющих.

Познавательная включает достаточно широкий список умений: зрительное восприятие, мышление, речь, знаково-символическая сфера; память и др.

Регулятивная – умение удерживать и пользоваться правилами; планировать, выстраивать стратегии действий, предвосхищать результаты действий и др.

Коммуникативная – умение встать на позицию другого; умение работать в команде; инициативность в общении; сопереживание; умение решать конфликтные ситуации.

Личностная – познавательная мотивация (стремление овладеть способами деятельности и др.); стремление к успеху, мотивация достижения; уверенность в себе и др.

Таким образом, Экспертиза игр дает возможность адекватно оценить, какие познавательные умения и личностные качества здесь приобретаются, для какого возраста она предназначена. Это помогает взрослому (родителю, педагогу, психологу) грамотно организовать целенаправленное развивающее или коррекционное воздействие на ребенка.

Наши рекомендации