Основные признаки дефицита внимания, импульсивности и гиперактивности
Минимальная мозговая дисфункция – сборная группа патологических состояний, различных по причине, механизмам развития и клиническим явлениям. Характерными ее признаками являются повышенная возбудимость (гиперактивность), эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, трудности в обучении.
Определенную связь с ММД в детском возрасте имеет гиперактивность, которая занимает особое место, прежде всего, в связи с обусловленной ею выраженной школьной дезадаптацией – учебной несостоятельностью или поведенческими расстройствами. Двигательная гиперактивность описывается в детской психиатрии и психологии под разными названиями: минимальная мозговая дисфункция (ММД), синдром двигательной расторможенности, гипердинамический синдром, гиперкинетический синдром, синдром детской гиперактивности с дефицитом внимания, синдром нарушения активного внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у некоторых детей. Эти нарушения поведения, внимания являются следствием минимальных мозговых нарушений. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью». Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет определенные клинические проявления. Их критерии (A,B,C,D) зафиксированы классификацией DSM-14 (1994 г., Классификация Американской психиатрической ассоциации). Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексная медико-психологическое обследование.
А. Для постановки диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» необходимо наличие симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
1) Симптомы невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):
- часто неспособен удержать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности;
- обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;
- часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание);
- часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания и других видов деятельности;
- обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы);
- часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, книги, рабочие инструменты);
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
2) Симптомы гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении, по меньшей мере, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов).
Гиперактивность:
- часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится;
- часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
- часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
- обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
- часто находится в постоянном движении, ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор»;
- часто бывает болтливым.
Импульсивность:
- часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
- обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
- часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет.
C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях и социальных контактах или школьной успеваемости.
В психическом развитии дети с нарушениями активности и внимания отстают от сверстников, но стремятся быть лидерами. Но дружить с ними трудно. Эти дети – экстраверты, они ищут друзей, но быстро их теряют. Поэтому они чаще общаются с более «покладистыми», младшими по возрасту. У них трудно складываются отношения со взрослыми. На них не действуют ни наказания, ни ласка, ни похвала. Именно «невоспитываемость» и «плохое поведение» с точки зрения родителей и педагогов – основной повод обращения к врачам, психологам.