Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У

Цель: 1. Упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных.

2. Составление предложений с существительными

в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет.

3. Закрепление понимания и употребление предлога У.

Оборудование: Предметные картинки: деревья: липа, дуб, клен, ясень, береза,

каштан — на панно; сосна, ель — на столе у логопеда; ветки с плодами и листьями или хвоей — на столах у детей.

План занятия

I. Припоминание детенышей животных и называние, у кого кто. Образец: у кошки ко-

тенок.

II. Игра «Чего не стало?» — упражнение в образовании и употреблении родительного падежа единственного числа существительных с картинками, на которых изображены деревья (липа, дуб, клен, ясень, каштан, береза).

Ответы на вопрос игры отчетливо проговариваются детьми: Не стало липы (клена, тополя и т.д.).

III. Игра «Какого дерева лист, ветка, плод?» (вариант «Парных картинок») — закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных.

1. Дети подбирают на панно парную картинку к своей ветке (листу, плоду) и получают ее, только правильно проговорив фразу «Это ветка (лист, плод) клена...».

2. У детей остаются 2 ветки — сосны и ели. Логопед просит объяснить, почему остались эти 2 картинки (на панно нет сосны и ели).

IV. Игра «Скажи дальше» — договаривание названий деревьев в родительном падеже единственного числа с предлогом у:

шишки у сосны (ели) желуди ... цветы ... ягоды ...

иголки (хвоя)... пух... сережки ... листья...

V. Физкультминутка.

VI. Игра «Эхо» — преобразование предложений. Составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет.

В лесу сосна. — В лесу нет сосны.В лесу дуб. —

В лесу ель. — В лесу береза. — И т.д.

VII. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений названиями деревьев в родительном падеже единственного числа.

Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан). Таня подняла лист (клен). Ваня увидел лист (береза). На поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали желуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки (сосна, ель).

VIII. Итог.

Припоминание, у кого какого дерева была ветка. Закрепление вне занятия

1. Игра «Чего не стало?»

2. Игра «Кого не стало» (дети закрывают глаза — один ребенок выходит за дверь).

3. Игра «Телефон» (лиственные деревья, хвойные деревья).

4. Игра «Скажи дальше» (шишки — у сосны; хвоя, листья, желуди — ...).

5. Игра «Назови действия» (листья — ).

6. Рисование штрихом 2 руками одновременно «Ель».

7. Аппликация «Лист дерева» (по выбору).

Занятие 12

Тема. Приставочные глаголы

Цель: 1. Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.

2. Практическое использование приставочных глаголов в речи.

3. Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными

глаголами.

Оборудование: Мяч, сачок.

Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия

Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» (на столах у детей

по 1 картинке).

Текст стихотворения С.Я. Маршака «Мяч».

План занятия

I. Припоминание и называние действий, относящихся к листьям деревьев.

II. Выделение действий из отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Мяч».

1. Чтение логопедом стихотворения.

2. Заучивание отрывка: Покатился в огород,

Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул —

Вот и все!

3. Вопросы по содержанию:

О чем говорится в стихотворении?

Что сделал мяч?

Назовите действия мяча.

Какие три действия очень похожи?

Назовите их. (Покатился, докатился, подкатился).

III. Воспроизведение детьми этих трех действий с мячом в групповой, умывальной комнате или раздевалке.

Составление предложений по демонстрации действий.

IV. Запоминание, проговаривание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.

1. Подойди к столу, обойди вокруг стола, отойди от стола к двери в раздевалку.

2. Выйди в спальню, подойди к кровати и иди в группу.

3. Войди в раздевалку, походи по ковру и приди в группу.

4. Принеси из уголка природы сачок, поднеси к столу, отнеси на окно.

5. Перенеси сачок с окна на стол, вынеси его из группы, отнеси в уголок природы.

V. Игра «Наоборот» — преобразование приставочных глаголов-антонимов по образцу:

налить воду в стакан — вылить воду из стакана
войти в комнату — приехать в гости —

открыть дверь — прилететь в порт —

принести игрушку — подъехать к воротам —

подойти к столу —

VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений приставочными глаголами по сюжетным картинкам.

1. Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (вы-

ходит) из дома. Ваня (обходит) дом.

2. Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки.

3. Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку.

4. Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ваня поливает клумбу.

5. Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) между домами.

VII. Игра «Исправь ошибку» — закрепление понимания приставочных глаголов.

Дети наливают цветы на клумбе. —
Мама поливает суп в тарелку. —

Повар выливает запеканку подливой. —
Ваня заливает воду из лейки. —

Таня обливает воду в стакан. —

VIII. Припоминание 3 похожих слов-действий из стихотворения С.Я. Маршака «Мяч».

Закрепление вне занятия

1. Заучивание скороговорки «Ехали мы, ехали...».

2. Выделение приставочных глаголов из этой скороговорки.

3. Составление предложений с выделенными приставочными глаголами.

4. Рисование или аппликация «Разноцветные мячи».

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи (1период)

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru


Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru


Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru

Занятие 1

Тема. Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цель: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.

Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,

2 барабана: 2 колокольчика, 2 дудочки, 2 губные гармошки, детское пианино, гармонь, металлофон.

Звучащие предметы: 2 стакана (пустой и с водой), бумага, мяч, ложки металлические и деревянные, 2 погремушки, 2 молотка.

Ширма.

План занятия

I. Припоминание и называние знакомых музыкальных инструментов.

II. Игра «Узнай музыкальный инструмент»

а) предварительное рассматривание и прослушивание музыкальных инструментов: гармошки, металлофона, детского пианино, барабана;

б) прослушивание их за ширмой и отгадывание.

III. Игра «Отгадай предмет по звуку»:

а) рассматривание предметов, лежащих на столе, прослушивание издаваемых ими звуков (деревянные и металлические ложки, молоток, мяч, бумага, пустой стакан и стакан с водой);

б) Отгадывание предметов по издаваемым за ширмой звукам (шуршание бумаги, стук металлических и деревянных ложек, стук молотка, удары мяча, звон пустого и полного стаканов, звук льющейся воды...);

в) договаривание предложений:

Шуршит (бумага).

Стучит (молоток).

Звенит (пустой стакан).

Льется (вода).

Звучат (деревянные ложки).

Звучат (металлические ложки). И т.д.

IV. Физкультминутка:

а) упражнения для пальчиков на столе: «Пианино», «Футбол».

б) упражнение для профилактики нарушений зрения:

«Стрельба» глазами вверх — вниз , вправо — влево (локти на столе, кисти рук фиксируют положение головы).

V. Игра «Большой или маленький» — различение по силе звучания больших и маленьких предметов (2 барабанов, 2 бубнов, 2 погремушек, 2 дудочек, 2 колокольчиков, 2 губных гармошек, 2 молотков):

а) предварительное прослушивание и сопоставление больших и маленьких предметов;

б) прослушивание их за ширмой и отгадывание;

в) договаривание предложений:

Это (большой колокольчик). Это (большой молоток).

Это (маленькая дудочка). Это (большой барабан).

VI.Игра «Кто позвал?» «Ктосказал «мяу»?— узнавание детей по голосу водящим ребенком.

VII.Чтение сказки «Тримедведя» (обработка Л.Н. Толстого) с элементами драматизации.

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1.Игра «Отгадай предмет по звуку».

2. Игра «Кто позвал?»

3. Чтение сказок «Теремок», «Козлятушки»с элементами драматизации.

Занятие2

Тема. Развитие слухового восприятия на речевых звуках

Цель: 1.Различение близких по звуковому составу слов, состоящих

из бездефектных звуков. 2. Развитие чувства ритма и рифмы в стихотворной речи.

Оборудование: Сюжетные картинки: Дети катают снежный ком. Строится дом.

Продаются бананы. У девочки на голове банты. Предметные картинки: дом, дым, бант, бинт, панамы (из пособия

Т.Б. Филичевой «Дидактический материал»). Фланелеграф или панно.

План занятия

I. Игра «Запомни, повтори»: тень — день банты — фанты туп — дуб

тина — Дина вата — фата бинт — винт папа — баба пока — бока Фаня — Ваня

том — дом

II.Игра «Подбери нужное слово к картинке»:

Дети катают снежный... — дом,том, ком.
Строится новый... — дым, дом, том.

Продаются... — панамы, бараны, бананы.

У Тани на голове... — фанты, панты, банты, бинты.

III. Игра «Закончи предложение»:

На нашей улице построили многоэтажный... . Из трубы идет... . На книжной полке стоит I... А.С. Пушкина. Дети катают снежный... . Мама купила в аптеке вату и стерильный... . Папа закрутил отверткой железный... . На голове у Тани белые... ,ау оленя ветвистые... . Воробей чирикает на... березы. Катя ест маленькие сладкие.... У ворот стоит снежная... . Сына привел в детский сад... .

IV.Игра «Кто скажет дальше?»— договаривание стихотворных строк и загадок-добавлялок:

Щеткой чищу я щенка, Аист с нами прожил лето,

Щекочу ему.... А зимой гостил он....

Спит спокойно старый слон — Уложили Таню спать,

Стоя спать умеет.... Плачет ревушка....

Бегемот разинул рот: Мохнатенький, усатенький,

Булки просит.... Ест и пьет, песенки....

Идет бычок качается, Вот иголки и булавки

Вздыхает на ходу: Выползают из-под лавки.

— Ох, доска кончается — На меня они глядят,
Сейчас я.... Молока они....

И ответила посуда:

— Было нам у бабы.... _ Эй, кузнец, молодец!

Одеяло убежало, улетела простыня, Расковался жеребец!

И подушка, как лягушка, Ты подкуй его опять!

Ускакала от.... — Отчего ж не подковать?

Вдруг откуда-то шакал Вот гвоздь, вот подкова.

На кобыле прискакал: Раз, два — и....

— Вот вам телеграмма
От....

V. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Отгадывание загадок-добавлялок.

2. Договаривание рифм в стихах А. Барто, К.И. Чуковского, С. Михалкова.

3. Проговаривание пар слов (см. I).

ЗанятиеЗ

Тема. Звук У

Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука У.

2. Выделение начального ударного гласного звука У.

3. Выделение начального безударного гласного звука У.

4. Развитие внимания и памяти.

Оборудование: Предметные картинки: утка, ухо, муха, туфли, утюг, паук,

улитка, губка, умывальник, бублики, автомат, утята, кубики.

Фланелеграф или панно.

Значки для обозначения гласных звуков

План занятия Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru

I. Выделение на слух звука У из слов: умный, утро, угол, улица, умница.

И. Длительное произнесение звука У --------------------- >

а) логопедом, детьми (хором, индивидуально);

б) тихим и громким голосом;

в) наблюдение за положением и работой органов артикуляции и фонации.

III. Характеристика звука У:

Воздух проходит свободно через рот, поется------------- > гласный, обозначается знач­
ком красного цвета Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru

IV. Выделение звука У (хлопками) на слух (с закрытыми глазами)

а) из ряда гласных: А, У, А, У, А, И, У, И, А, И, У, А, О, А, У, У, О;

б) из слов : удочка, август, ураган, иволга, ученик, украсить, аист, учитель...

V. Игра «Эхо» — выделение и называние первого звука

а) в звукосочетаниях УА, УИ, УО, УЫ, УЭ;

б) в обратных слогах УМ, УТ, УХ, УП, УК;

в) в словах удав, удод, улей, устрицы, ужин, удача, узор.

VI. Выделение звука У в произношении по картинкам на панно (фланелеграфе)

а) проговаривание всех картинок;

б) отбор картинок на звук У в начале слова;

в) после ответа на вопрос кто это? или что это? дети уносят картинки на столы.

VII. Игра «Отгадай, кто (что) это?» — подбор предметов (картинок) к действиям —

гладит — плавает — летает — болит — крякает — клюет — ползает— шипит — (Дети поднимают картинки)

VIII. Игры на развитие внимания и памяти с оставшимися на панно картинками: «Что изменилось?», «Отгадай картинку».

IX. Договаривание предложений по предметным картинкам.

В реке плавают... . На берегу крякает... . Мама гладит белье... . На листке си­дит... . У ребенка болит... . Дети строят дом из... . В комнате летает и жуж­жит. .. . Мама чистит в кухне.... Муха попала в сети к.... Ваня ест... . Тане купили новые... . На умывальнике лежит мыло и... .

X. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Что изменилось?».

2. Игра «Назови картинку».

3. Игра «Чего не стало?».

4. Игра «Эхо» (назови I звук — см. V).

5. Игра «Телефон» (припоминание картинок на звук У).

Занятие 4

Тема. Звук А

Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука А.

2. Выделение начального ударного и безударного гласного звука А.

3. Развитие внимания и памяти.

4. Составление простых нераспространенных предложений

по 1-фигурным картинкам с помощью вопросов.

Оборудование: Предметные картинки: автомат, альбом, антенна, автомобиль,

ухо, утюг, ива, вата, мак, аист (пособие Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...»), мальчик, девочка. Простые сюжетные 1-фигурные картинки:

Мальчик идет. Девочка поет. Девочка подметает. Автомобиль едет. (Пособие Т.Б. Филичевой). Девочка идет. Автомобиль стоит. Панно. Значки для обозначения гласных звуков.

План занятия

I. Отгадывание по артикуляционной позе звука У.

Хоровое произнесение, характеристика. Припоминание картинок на звук У.

II. Выделение звука А из слов август, адрес, аист, армия.

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru III. Произнесение звука А (логопед, дети—хором, тихо, громко), характеристика — гласный (поется, воздух свободно проходит через рот), условное обозначение

IV. Выделение звука А (хлопками) на слух (с закрытыми глазами)

а) из ряда гласных: А, У, И, О, А, И, А, У, А, Ы, А ..;

б) из обратных слогов: АХ, УХ, ОМ, AM, ИК, АК ..;

в) из слов: абажур, обувь, Англия, авиация, инжир, айва, ура, ананас, умный, артист, осень, адвокат, акробат, индюк...

V.Игра «Эхо»— выделение и называние первого звука

а) в звукосочетаниях АУ,АЫ, АО, АИ;

б) в обратных слогах AM, AT, АП, АК...;

в) в словах акация, аист, автор, аквариум.

VI.Выделение звука А в произношении по предметным картинкам

а) хоровое проговаривание всех картинок;

б) отбор картинок на звук А в начале слова, осложненный постановкой вопроса к

картинке и ответом на него. Образец: Что это? — Антенна.Кто это? — Аня.

VII.Игры на развитие внимания и памяти с отобранными картинками на звук А (7 картинок): «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Отгадай картинку»

VIII.Физкультминутка.

IX. Составление простых нераспространенных предложений по простым 1-фигурным
сюжетным картинкам:

а) подбор имен на звук А

Оля, Инна, Люся, Аня — Аня

Толя, Петя, Антон, Костя — Антон

) составление предложений с помощью вопроса что делает?

Аня поет. Аня идет. Аня подметает. Антон идет. Автомобиль едет.

Автомобиль стоит.

X. Итог.

Закрепление вне занятия

1.Игра в мяч — припоминание картинок на звук.

2. Игра «Что изменилось?»

3. Игра «Что прибавилось?»

4.Игра «Чего не стало?»

5. Игра «Эхо»— выделение I гласного в словах.

Занятие 5

Тема. Звуки А, У

Цель: 1.Произнесение и сопоставление звуков А—У.

2. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.

3. Воспроизведение звуковых рядов АУ, УА, АУА, УАУ, ААУ, АУУ...

4. Подбор слов к сюжетным картинкам на изучаемые звуки.

5. Постановка вопросов к сюжетным картинкам по данному образцу.

Оборудование: Предметные картинки — см. занятие 3, 4.

Сюжетные картинки — см. занятие 4.

Утка стоит.

Утка летит.Панно. Значки для обозначения гласных звуков.

План занятия

I. Припоминание и называние картинок на звуки А, У.

II. Произнесение и сопоставление звуков А—У:

а) оба поются — оба гласные;

б) положение губ различное.

Отгадывание звуков по артикуляционной позе и чертежу.

III. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА, составление схемы.

ЕЕ ЕЕ

IV. Воспроизведение звуковых рядов

АУ —УА

АУА — УАУ — УУА — УАА — АУУ — ААУ

V. Дифференциация А — У на слух:

а) в звуковом ряду гласных АУ УА АУА УАА...

б) в обратных слогах: AM, УМ, УХ, АП, АК, УТ, AT...

в) словах: адрес, аист, урок, алфавит, урюк, ученик, август, ателье, улица, армия, учитель...

VI. Дифференциация А — У в произношении по картинкам на панно:

а) проговаривание всех картинок;

б) отбор картинок на звук У, осложненный проговариванием их с числительными сначала один, затем — одна;

в) отбор картинок на звук А с проговариванием их сначала с числительным одна, затем — один.

VII. Постановка вопросов к сюжетным картинкам и ответы на них:

а) подбор слов на звуки А или У к индивидуальным картинкам (включая имена мальчика и девочки);

б) постановка вопросов к картинкам по данному образцу и ответы на них:

Кто летит? — Утка летит. Что делает утка? — Утка летит.

VIII. Итог. Припоминание картинок на А, У.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Поезд» (I вагон со словами на А, II — на У).

2. Игра «Живые звуки» (АУ, УА).

3. Игра «Эхо» ;— выделение начального ударного и безударного гласного А, У в об-

ратных слогах и словах.

Занятие 6

Тема. Звук И

Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука И.

2. Выделение начального ударного и безударного звука И.

3. Звуковой анализ звукосочетаний АУИ, АИУ, ИУА, ИАУ, УАИ, УИА.

4. Составление предложений по предметным картинкам и

опорным словам-действиям поливать, лечить, покупать.

Оборудование: Предметные картинки: ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина,

павлин, малина (пособие Т.Б. Филичевой); дельфин, пингвин, девочка, мальчик.

Панно.

Значки для обозначения гласных звуков.

План занятия

I. Припоминание изученных гласных (А, У), картинок на эти звуки.

II. Выделение звука И из слов: игры, иглы, ивушка, иволга, нитки.

III. Произнесение, характеристика, схематическое обозначение звука И

IV. Выделение на слух звука И: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru

а) из ряда гласных: И, А, У, И, А, А, У, И, И, А, И...

б) из слогов: АХ, УХ, ИХ, ИМ, AM, УТ, ИТ, УМ, ИМ.

в) из слов: ириска, апрель, изба, инженер, учитель, интерес, абрикос, удивляться, артист, избушка, абажур, ученик, инжир, автобус, иголка, индюк.

V. Звуковой анализ звукосочетаний Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru ИУА, АИУ, УАИ, составление схемы.

VI. Физкультминутка — упражнения для пальчиков на столе, упражнения для укрепления мышц глаз.

VII. Упражнения на развитие внимания и памяти:

«Что изменилось?» «Что добавилось?»

«Чего не стало?» «Назови (отгадай) картинку»

VIII. Составление предложений по предметным картинкам и опорным словам-действиям:

а) подбор имен на звук И:

Аня, Оля, Катя, Инна, Уля, Антон, Олег, Иван, Никита;

б) составление предложений об Инне или Иване по предметным картинкам с использованием действий покупать, поливать, лепить.

IX. Итог. Припоминание 8 картинок из упражнений на развитие внимания с выделением голосом звука И.

Закрепление вне занятия.

1. Игра в мяч — выделение начального гласного И в словах.

2. Игра «Живые звуки» (АУИ, АИУ, ИУА, ИАУ, УАИ, УИА).

3. Игра «Бегите ко мне» (припоминание картинок на И).

4. Игры на развитие внимания и памяти с 8 картинками:

«Что изменилось?» «Чего не стало?»

Анятие 7

Тема. Звук Н

Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука Н.

2. Выделение последнего согласного Н.

3. Звуковой анализ обратных слогов АН, УН, ИН.

4. Воспроизведение слоговых рядов АН-УН-ИН

5. Составление предложений по предметным картинкам.

Оборудование: Предметные картинки: батон, диван, вагон, павлин, тюльпан

(пособие Т.Б. Филичевой);

пингвин, дельфин, банан, гном, мальчик. Панно. Значки для обозначения гласных и согласных звуков.

План занятия

I.Припоминание картинок на изученные гласные звуки И, А, У.

II.Игра «4-ый лишний»с установкой на запоминание «лишних» предметов:

огурец, помидор, лимон,перец лимон

яблоко, груша, батон,вишня батон

липа, пион,клен, ель пион

банан, тыква, дыня, арбуз банан

хлеб, бидон,молоко, масло бидон

III.Игра «Запомни, повтори»по итогам игры «4-ый лишний».

IV.Выделение последнего согласного из «лишних» слов:
произнесение, характеристика и схематическое обозначение звука Н

согласный, носовой. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru

V.Звуковой анализ и составление схемы обратного слога АН ИНУН — игра «Живые
звуки»по следам анализа. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru

VI.Воспроизведение слоговых рядов:

АН-УН-ИН АН-ИН-УН

УН-ИН-АН УН-АН-ИН

ИН-АН-УН ИН-УН-АН

VII.Преобразование обратных слогов:

АН-- УН-> ИН

VIII.Выделение звука Н на слух:

а) из ряда согласных: Н, М, К, Т, Н, П, Н;

б) из слогов: АН,ОМ, AM, ОН, УН, ИН,УМ, ЫН;

в) из слов: стакан, апельсин, стадион, сом, баран, гиппопотам, барабан, слон, гром, ураган.

IX.Выделение последнего согласного звука Н в произношении по предметным картинкам:

а) проговаривание всех картинок на панно;

б) отбор картинок на звук Н, определение места звука Н в словах (картинки дети уносят на столы).

X. Составление предложений об Антонеи Натепо индивидуальным предметным картинкам.

XI.Игры на развитие внимания и памяти:

«Чего не стало?»

«Что с чем поменяли местами?»

XII. Итог.

Игра «Закончи слово»

бана., бато., стака., океа., Карлсо., сарафа., сы. .

Закрепление вне занятия

1.Игра «Закончи слово».

2. Игра «Живые звуки» (АН, ОН, УН, ИН, ЫН).

3. Игра «Телефон»(припоминание картинок на звук Н).

4. Игра «Запомни, повтори»

ан-он-ун-ини т.д.

банан — батон — пингвин — пиони т.д.

Занятие 8

Тема. Звук М

Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука М.

2. Выделение первого и последнего согласного звука М.

3. Воспроизведение слоговых рядов типа АМ-ОМ-УМ-ЫМ.

4. Звуковой анализ и схемы слогов типа Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru AM.

Оборудование: Предметные картинки: мак, муха, дом, дым, альбом, майка,

мойка, малина, ванна, батон, вата (пособие Т.Б. Филичевой); гном, девочка.

Панно.

Значки для обозначения гласных и согласных звуков.

План занятия

I. Припоминание изученных гласных и согласных.

II. Выделение звука М из слов

гастроном, гром, гиппопотам, молоток

III. Произнесение, характеристика, схематическое обозначение звука М {согласный, губной) —

IV. Преобразование, Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru звуковой анализ, составление схемы слогов

AM -► УМ-* ИМ

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У - student2.ru

Игра «Живые звуки» по следам анализа.

V. Выделение звука М на слух

а) из ряда согласных: Н, М, П, Т, М, К, Н;

б) из слогов: АН, AM, УМ, ИН, ОМ, МА, НУ, МЫ, ИМ...

в) из слов: крем, сом, матрешка, барабан, гром, мох, картон, марка, мама, ноты,
мой, ум, магнит, мороз, ноты, маятник, гиппопотам.

VI. Выделение звука М в произношении по предметным картинкам на панно:

а) проговаривание всех картинок;

б) выделение «лишних» картинок (убираются);

в) отбор картинок на звук М в конце слова (переворачиваются);

г) утрированное проговаривание оставшихся картинок (все на звук М в начале слова);

д) определение места звука М в словах по оставшимся картинкам.

VII. Игры на развитие внимания и памяти с 8 картинками на М: «Чего не стало?»

«Что изменилось?»

«Отгадай указанную картинку»

VIII. Игра «Мой — моя» — закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными в роде (дети уносят картинки на столы).

IX. Игра на развитие слухового внимания и памяти «Запомни, повтори»:

а) АМ-ОМ-УМ-ИМи т.д.;

б) дом — дым — гном — альбоми т.д ;

в) ма— мо— му— мы;

(4раза меняется порядок слов).

X. Составление предложений по предметным картинками по образцу:

а) припоминание индивидуальных картинок;

б) образец логопеда (У Томы альбом);

в) проговаривание предложений.

XI. Итог.

Игра «Закончи слово»:

ды., до., гно., со., да., ва., гиппопота., .ак, .айка, .уха, .алина, филь. .

Закрепление вне занятия

1.Игра «Живые звуки» (AM, MA, МО, ОМ, УМ, МУ).

2. Игра «Мой—моя»— припоминание картинок на звук М.

3. Игра «Запомни, назови, положи»(4 картинки на звук М).

4. Воспроизведение слоговых рядов и слов (см. IX).

Литература и использованные материалы:

1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., "Просвещение", 1968.

2. Волкова Л.С. и др. Логопедия. М., "Просвещение", "Владос", 1995.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., "Просвещение", 1986.

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., "Просвещение", 1987.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., "Альфа", 1993.

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., "Просвещение", 1985.

7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург, " Акцидент", 1997.

8. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.

9. Гимпель И.А. Азбука от А до Я. Учебно-методическое пособие. Минск," Асар", 1996.

10. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Дидактический материал по исправлению дефектов произношения звуков. В 4-х альбомах. М., "Гном-пресс", 1999.

11. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. М., "Просвещение", 1979,1989,1996.

Содержание

Введение ......................................................................................................................................... 3

Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР....................................... 4

Режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР............................................. 5

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий

Наши рекомендации