Учебно-методический комплект к программе
Программа «От рождения до школы» обеспечена учебно-методическим комплектом, работа над совершенствованием которого постоянно ведется авторским коллективом программы.
В комплект входят:
• примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
• комплексно-тематическое планирование;
• пособия по управлению и организации работы в дошкольной организации;
• пособия по инклюзивному образованию;
• пособия по работе психолога;
• методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка;
• наглядно-дидактические пособия;
• рабочие тетради;
• комплекты для творчества;
• вариативные парциальные (авторские) программы;
• электронные образовательные ресурсы.
Подробный перечень пособий представлен в Приложении к программе «От рождения до школы».
Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.
Требования к оборудованию и оснащению
Программа «От рождения до школы» не предъявляет специальных требований к оснащению, материалам, оборудованию, инвентарю—для реализации Программы не требуется какого-то особого нестандартного оснащения. Программа может быть реализована на имеющийся у дошкольной оргнизации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям. Однако, чем шире материальная база, тем больше у педагога возможностей создать оптимальные условия для развития каждого ребенка.
Авторы разработали три уровня требований к условиям реализации программы:
• минимальный уровень — уровень, который соответствует государственным нормативам;
• базовый уровень — уровень, к которому следует стремиться;
• оптимальный уровень — уровень, раскрывающий дополнительные возможности, которые помогут в реализации программы.
Требования к зданиям и помещениям дошкольных учреждений
|
Составляющие материально- технической базы | Минимальный уровень | Базовый уровень | Оптимальный уровень |
Групповое помещение | Любое, отвечающее требованиям СанПиН | Наличие игрового помещения, спальни, раздевалки, туалета | Игровое помещение, спортивный уголок, спальня, раздевалка, туалет. Дизайнерское оформление. Оборудованное рабочее место воспитателя, включая компьютер |
Обеспечить высокий уровень развития детей можно, даже имея скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов.
Количество и конкретный ассортимент приобретаемых средств обучения, в том числе технических, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, и игрушек определяются дошкольной организацией самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей и запроса родителей. Опираться при подборе оборудования можно на «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877 и на рекомендации программы «От рождения до школы».
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к кадровым условиям реализации программы «От рождения до школы» включают:
1) укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками;
2) уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников Организации;
3) непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников Организации.
Требования к укомплектованности дошкольной организации кадрами
Дошкольная образовательная организация, реализующая Программу, должна быть укомплектована квалифицированными руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками и учебно- вспомогательным персоналом.
Для осуществления управления образовательной деятельностью организации, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной, медицинской деятельности, необходимой охраны жизни и здоровья, организации питания воспитанников привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников дошкольной образовательной организации и (или) заключаются договоры с организациями, предоставляющими соответствующие услуги.
Каждая дошкольная образовательная организация самостоятельно формирует свое штатное расписание. В программе «От рождения до школы» представлены три уровня укомплектованности кадрами дошкольной организации: минимальный, базовый, оптимальный.
Минимальный уровень
1. Наполняемость групп в соответствии с нормами СанПиН.
2.Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации программы, определяется образовательной организацией самостоятельно.
Базовый уровень
1. Предельная наполняемость групп — не более 25 детей в дошкольных группах, 20 детей — в группах раннего возраста и 15 детей—в младенческих группах.
2. Наличие в дошкольной организации педагогических специалистов:
• музыкального руководителя;
• инструктора по физической культуре.
Оптимальный уровень
1. Предельная наполняемость групп — не более 25 детей в дошкольных группах, 20 детей — в группах раннего возраста и 15 детей — в младенческих группах.
2. Наличие в дошкольной организации педагогических специалистов:
• музыкального руководителя;
• инструктора по физической культуре;
• инструктора по плаванию;
• педагога по изодеятельности;
• логопеда;
• психолога;
• преподавателя английского языка.
Требования к квалификации управленческих и педагогических кадров
Реализация Программы должна обеспечиваться педагогическими работниками, квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46).
Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.).
Уровень квалификации руководящих и педагогических работников Организации, реализующей Программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения — также квалификационной категории.
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») определены должности руководителя (директор, заведующий), заместителя руководителя образовательного учреждения, а также перечень должностей педагогических работников и квалификационные требования к ним.
Управленческие кадры: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Учитель-дефектолог, учитель-логопед: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Педагог-психолог: высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Педагог дополнительного образования: высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения либо высшее профессиональное образование или среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Музыкальный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
Инструктор по физической культуре: высшее или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.
Должностной состав и количество работников разных категорий, необходимых для обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. В рамках реализации Программы для осуществления научно-исследовательской, экспериментальной деятельности могут привлекаться научные работники.
Профессиональные обязанности педагогов дошкольного образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 48, педагогические работники Организации обязаны:
• осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию Программы;
• соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
• уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
• развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;
• формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
• применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
• учитывать особенности психофизического развития детей и состояние их здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
В соответствии с ФГОС ДО, деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в группе.
Кадровые условия
при инклюзивном образовании
Кадровые условия для Организации, осуществляющих инклюзивное образование, имеют свою специфику.
При включении в общеобразовательную группу детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с конкретной категорией детей в соответствии со спецификой их образовательных потребностей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой группы, в которой организовано инклюзивное образование. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.
При включении в группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными, обозначенными в ФГОС ДО компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей.