Драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки

Логопед предлагает детям пересказать сказку.

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого хозяин больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь, — я ему плуг и борону таскаю, дрова из леса вожу, хозяин на мне в город ездит.

— Нет, хозяин, любит больше меня, — говорит корова, — я всю его семью молоком кормлю.

— Нет, меня, — ворчит собака. — Я хозяйское добро стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит:

— Не спорьте, все вы мне нужны, и каждый хорош иа своем месте».

К.Д.Ушинский

Физкультминутки

«Золотые ворота» (см. занятие 8).

Игра «Накорми животных»

На доске картинки с изображением домашних животных. А у детей карточки с изображением корма для животных {свинье — яблоки, свеклу; лошади — овес, сено н т.д.)

Работа в тетради

В тетради у детей нарисованы силуэты домашних животных. Дети должны раскрасить их и дорисовать то, что они едят.

Занятие 21. Закрепление пройденного (гласные и согласные буквы)

Цели: повторить знакомые детям буквы; познакомить с понятием «слог» ; научить синтезу звуков в односложные слова; научить правильному употреблению притяжательных прилагательных.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови ласково».

Дети должны назвать животных в уменьшительно-ласкательной форме: щенок — щеночек, козленок — козленочек...

Повторение пройденного

Логопед выставляет на доску буквы, а дети вспоминают стихотворения о них.

Дети берут картинки и ставят их под буквами: А — арбуз, О — осы, У — утка, И — индюк, П — помидор, Э — экскаватор, К — кот, Т — танк.

Дети рассматривают плакат, на котором все изображения составлены из букв; находят и называют эти буквы. К синему и красному домикам расставляют буквы, разделив их на гласные и согласные.

• «Буквы рассыпались».

Дети записывают в тетради буквы правильно.

драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки - student2.ru КОТУЭИ

Физкультминутка

«Котенок» (см. занятие б).

Прочти слоги

Логопед предлагает детям прочитать слоги и добавить букву, чтобы получилось слово. Полученные слова нужно записать в тетрадь: ко(т),ка(п), ту (к), ки(т), ти(к).

Игра «Кто в домике живет?»

Дети должны разделить названия домашних животных и птиц на слоги и расставить по количеству слогов к домикам с одним, двумя, тремя окошками (конь, гусь; коза, кошка, утка; корова, собака, курица).

Игра «Чей хвост?»

Дети учатся образовывать притяжательные прилагательные.

7. «Домашние животные» (повторение) Логопед разбирает с детьми стихотворение.

«Гав и другие»

Целый день паслись у сосен

Две подружки Ме и Му,

Мяу грел бочок на солнце,

Бе весь день мешал ему.

Кря купался рядом в речке,

Кукареку песни пел,

Гав валялся на крылечке,

Хрю под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.

Т.Литвинова

Занятие 22. Звук [м], буква м

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [м]; научить определять позицию звука в словах; научить проводить анализ прямых и обратных слогов; познакомить с буквой м; научить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Организационный момент

• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).

Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [м] — согласный, звонкий. При произношении звука [м] губы смыкаются.

• «Поймай звук».

Дети выделяют из ряда согласных звуков звук [м] и хлопают в ладоши: к-м-к-т-м-к-м...

• «Эхо».

Дети хором и индивидуально повторяют за логопедом слоги: ма-мо; му-мы; ом-уж; мы-мо.

• «Третий лишний».

Из трех картинок дети выбирают ту, в которой нет звука [м]: мак, машина, чашка; мышка, сапоги, дом; муравей, рыба, лампа.

Логопед предлагает детям составить предложения по картинкам (со звуком [м]).

• «Звуковая птичка».

Дети определяют место звука в словах: малина, самолет, гном, мыло, дом, комар.

Дети вспоминают, в названии каких продуктов есть звук [м] (масло, молоко, мороженое, макароны).

Физкультминутка «Имена»

Логопед называет имена. Все мальчики приседают, если услышали мужское имя, а все девочки приседают, услышав женское.

Знакомство с буквой ж

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой ж, учат стихотворение:

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Г. Ванюхина

Дети обводят трафарет, раскрашивают его синим цветом и печатают в тетради строчку буквы ж.

• «Наоборот».

Дети составляют по схеме прямые и обратные слоги, анализируют их и записывают в тетрадь.

драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки - student2.ru

Подбери прилагательное

Логопед выставляет на доску сюжетные картинки с изображением домашних животных и птиц. Дета подбирают слова для их описания:

— кошка (какая?) (рыжая, пушистая, ласковая);

— лошадь (какая?) (большая, сильная, красивая);

— цыпленок (какой?) (маленький, пушистый, желтенький).

Занятие 23. Звуки |м), [м*]; буква м

Цели: научить выделять в речи и различать звуки [м], [м']; провести анализ односложного слова лак; научить печатать слоги и слова с буквой ж согласовывать числительные с существительными.

Организационный момент

• Игра с мячом «Договори слово».

Логопед произносит слово без последнего звука: щено - к, пету - х, цыплено - к, индю - к...

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков [м], [м']: [м] — согласный, звонкий, твердый; [м’] — согласный, звонкий, мягкий.

• «Измени слоги».

Логопед называет слоги со звуком [м], а дети изменяют так, чтобы получился слог со звуком [м']: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме. Затем дети изменяют слоги наоборот.

• «Что для Маши, а что для Миши?».

На доске — картинки: Маша и Миша. Дети называют игрушки, выделяют в слове звуки [м] или [м’] и отдают их Маше или Мише: машина, мяч, пирамида, мишка, дом, матрешка.

• «Подушка — камень».

Дети поднимают вверх символы — «подушку» или «камень», если услышали в словах звуки [м] или [м']:

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил,

Он водичкой руки мыл.

В.Волина

• «Составь предложение».

Дети составляют предложение по двум картинкам, где в словах есть звуки [м], [м']:

медведь — малина (Медведь очень любит малину.) мяч — Марина (Марина играет в мяч.)

мебель — магазин (В магазине продают мебель.)

Физкультминутка

«Петух»

Сел петух на забор,

Закричал на весь двор.

Ну-ка, Таня, не зевай,

Кто позвал тебя, узнай!

Повторение буквы м

Дети повторяют написание буквы м, вспоминают стихотворение.

• «Кто как кричит?».

Дети в кассе составляют слоги и записывают их в тетрадь: му, мэ, ко, пи.

Дети из букв составляют слова и записывают их: мак — маки и проводят анализ односложного слова мак.

Домашние животные»

На доске картинки с изображением домашних животных и птиц. Логопед расставляет рядом с ними цифры и спрашивает, кого сколько во дворе (во дворе пять утят; во дворе семь цыплят; во дворе два котенка и т.д.).

Занятие 24. Деревенский двор

Цели: проверить и систематизировать знания о домашних животных и птицах; активизировать словарный запас (глаголы); научить составлять рассказ-описание (животные и их повадки).

Организационный момент

• Игра с мячом «О ком я говорю?».

Дети должны узнать домашнее животное или птицу по первому слогу (со — собака, ко — корова, ку — курица...).

Деревенский двор»

Дети рассматривают картинку и называют домашних животных и птиц, описывают их поведение.

Игра «Кто кем стал?»

Дети договаривают слова в предложениях.

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая ... собака.

Жеребенок с каждым днем ~

Подрастал и стал ... конем.

Бык, могучий великан

В детстве был ... теленком.

Толстый увалень баран

Толстеньким ... ягненком.

Этот важный кот Пушок

Маленьким ... котенком.

А отважный петушок

Крохотным ... цыпленком.

А из маленьких утят

Вырастают ... утки.

Специально для ребят —

Тех, кто любит шутки.

А. Шибаев

4. «Отгадай загадки» (по Ю.Г.Илларионовой)

Однажды Петя приехал в деревню.

Посмотрел утром в окно, а там:

Цветные перышки, красный гребешок.

Кто сидит на колышке? (Петя-петушок.)

Захотел мальчик выйти на улицу, а там:

Заворчал живой замок.

Лег у двери поперек. (Собака.)

Бабушка повела Петю во двор, а там:

Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

Потом Петя зашел в сарай и увидел там ...

Логопед предлагает детям описать домашних животных, которых увидел Петя, по плану: строение, внешний вид, где живет, что ест, особенности, польза.

5. Физкультминутка«Золотые ворота» (см. занятие 8).

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок достает игрушку и говорит, как это животное или птица голос падает: корова — мычит; курица — кудахчет; лошадь — ржет; собака — лает и т.д.

Работа в тетради

Дети по клеточкам рисуют дорожку, по которой цыпленок идет к своей маме.

Занятие 25. Звук [х], буква ж

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [х]; научить определять позицию звука [х] в слове; научить образовывать существительные с помощью суффиксов -онок-, -онок-, -ата-, -ята-.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови одним словом».

Логопед называет предметы, дети — обобщающее слово: стол, кровать, диван — мебель; ворона, сова, синица — птицы..*

Знакомство со звуком

Логопед объясняет: — Звук [х] — согласный, глухой. При произношении звука [х] выдыхаем воздух.

• «Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [х] среди согласных звуков: м-х-к-х-м-п х...

• «Да — нет».

Логопед выставляет на доску картинки и называет их. Дети отвечают «да», если в слове есть звук [х], «нет», если звука [х] в слове нет: художник, холодильник, мухомор, рыба, муха, мяч, петух, орех, апельсин, халат, хлеб.

• «Найди место».

На доске выставлены картинки. Дети должны расставить их к схемам, показывающим звук [х] в словах.

драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки - student2.ru

Логопед читает стихотворение, а дети поднимают вверх руки, если услышали в слове звук [х]:

Хочешь великаном стать?

На ходули нужно встать.

Ахи, охи, хохот, смех —

Скоморохи выше всех.

В. Берестов

Физкультминутка

«Кузнец» (см. занятие 18).

Знакомство с буквой х

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой х, учат стихотворение:

X — все ходит, ходит, ходит,

Места, что ли, не находит?

А.Шибаев

Дети обводят трафарет буквы х, раскрашивают его и печатают строчку буквы х по образцу.

«Кто плачет? Кто смеется?».

У детей в тетрадях картинки: плачущая девочка и смеющийся мальчик.

Дети записывают под картинками обратные и прямые слоги, выражающие то или иное настроение.

ах ох их

ха хо хи

5. Игра «Один — много» Дети называют дикое животное и его детенышей: у лисы — лисенок у лисы — лисята, у белки — бельчонок у белки — бельчата

Занятие 26. Звуки [х], [х’]; буква х

Цели; закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [х], [х']; проанализировать слово мухи; закрепить навык написания буквы х; научить образовывать притяжательные прилагательные.

Организационный момент

• Игра с мячом «О ком я говорю?».

Дети подбирают к определению подходящее по смыслу слово: хитрая ... лиса, трусливый ... заяц, серый ... волк...

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [х] и [х']: [х] — согласный, твердый, глухой; [х'] — согласный, мягкий, глухой.

• «Синий — зеленый».

Логопед называет слова, а дети поднимают синий кружок, услышав звук [х], и зеленый, услышав звук [х’]: хомяк, хитрец, хобот, хлопушка, духи, холод.

• «Подушка — камень».

Логопед выставляет на доске плоскостные изображения — «подушку» и «камень». Дети выходят к доске, называют картинки, определяют наличие в них звуков [х] или [х'] и ставят за «подушкой» или за «камнем» (петухи, халат, мухи, сахар, хлеб, орехи).

• «Закончи предложение».

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, подбирая нужное слово среди картинок на доске:

— Рано утром в деревне поют ... петухи.

— В чай мы кладем ... сахар.

— Белка в дупло прячет ... орехи.

— Врач надел белый ... халат.

— В магазине мы купили ... хлеб.

Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 16).

Повторение буквы х

Дети вспоминают стихотворение (см. занятие 25, автор А.Шибаев).

Далее они анализируют слово мухи,

• «Синий — зеленый».

Составляют из букв слоги, слова и записывают их в тетрадь: рядом с синим кружком — со звуком [х], рядом с зеленым — со звуком [х’].

ах пух тихо

хи мухи

Игра «Чей хвост? Чьи уши?»

На доске панно (плакат), на котором изображены дикие животные. Дети рассматривают панно и отвечают на вопрос логопеда:

— Чей это хвост? (Лисий хвост, волчий хвост...)

— Чьи уши? (Заячьи уши, беличьи уши...)

— Чье дупло? (Беличье дупло...)

Занятие 27. Звуковой анализ слов; ударение

Цели: уточнить понятие «звук»; учить звуковому анализу; познакомить с ударением; закрепить знания об наученных буквах; научить образовывать слова со значением преувеличения.

Организационный момент

• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).

Звуковой анализ слов

Логопед предлагает детям вспомнить: что такое гласный звук; что такое согласный звук.

• «Покажи правильно».

Логопед называет Звуки, а дети поднимают красные кружки на гласные звуки и синие на согласные: [а], [м], [у], [о], [п],[э], [к], [и], [т], [а] ...

• «Подушка — камень».

Логопед предлагает показать картинки, услышав в словах согласный твердый (камень) или согласный мягкий звук (подушка): кот — кит, лук — люк, тик — так, миска — маска.

Знакомство с ударением

Логопед показывает картинки, на которых нарисованы замок и замок. Объясняет, что такое ударение в слове. Логопед предлагает на именах детей закрепить понятие ударения, просит назвать ударную гласную в слове.

Физкультминутка

«Как живешь?» (см. занятие 2).

Сравни зайца и волка»

Дети должны образовать существительные с суффиксом -ищ-:

- У зайца глаза, а у волка глазищи.

— У зайца лапы, а у волка лапищи. V — У зайца зубы, а у волка зубищи.

— У зайца усы, а у волка усищи.

— У зайца хвост, а у волка хвостище.

• «Буквы сломались».

Дети должны дописать элементы букв и прочитать получившиеся слова:

. драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки - student2.ru

Работа в тетради

Логопед дает задание: вычеркнуть буквы, которые написаны неправильно:

драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки - student2.ru

Занятие 28. Дикие Животные

Цели: проверить и систематизировать знания о диких животных; научить «распространять» предложения однородными членами; научить правильно употреблять притяжательные прилагательные; развивать графические навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Кто мама?».

Бросая мяч, дети отвечают на этот вопрос (бельчонок — белка, лисенок — лиса...). В процессе игры логопед проверяет знания детей о диких животных.

Дикие животные»

Логопед выставляет на доску картинки с изображением диких животных и их детенышей. Дети рассматривают их и говорят:

— Это белка с бельчатами и т.д.

Логопед проводит беседу о диких животных. Спрашивает:

— Почему этих животных называют дикими?

— Где они себе устраивают «домики»?

— Чем питаются?

— Какие имеют особенности строения?

• «Загадки и отгадки».

Далее логопед приводит загадки о диких животных:

Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу.

Кедровые орешки на дубе

Люблю и их грызу. (Белка.)

Рыжая плутовка,

Хитрая головка,

Хвост пушистый — краса,

А зовут ее ... (лиса).

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много

А нитки ни одной. (Ёж.)

В берлоге спит зимою он,

А солнце станет греть весною

Просыпается коричневый ... (медведь).

3. Работа с предложением

Дети учатся работать с однородными членами.

драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки - student2.ru — Вот идет лиса. (Какая лиса?)

— Вот идет рыжая лиса. (Какая лиса?)

— Вот идет рыжая хитрая лиса.

4. Физкультминутка «Золотые ворота» (см. занятие 8).

6. Чтение русской народной сказки«Хвосты».

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Дети по иллюстрациям и образцу логопеда называют животных, которым принадлежат хвосты (лисий хвост, волчий хвост).

Работа в тетради

Дети рисуют дорожки от животных к их «домикам».

Занятие 29. Звук [ы], буква ы

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [ы]; научить определять место звука [ы] в олове (середина, конец); познакомить с буквой ы; научить правильно употреблять слова с эмоционально-оттеночным значением.

1. Организационный момент

• Игра е мячом «Цепочка слов».

Поймав мяч, ребенок должен назвать слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова: мак — кот — топор — ...

2. Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [ы] — гласный. При произношении звука [ы] язык нужно сделать «горкой».

• «Тихо — громко».

Логопед предлагает детям по рядам и всем вместе повторить звук [ы] тихо («пароход плывет далеко») и громко («пароход подошел близко»).

• Дети повторяют слогоряд: пы-ты мы-ты ты-хы мы-пы ын-ып ым-ых

• «Третий лишний».

Из трех картинок дети убирают ту, в названии которой нет звука [ы]:

дым, сыр, рак, мак весы, усы

бусы» рыба, лук тыква, дом, мыло

• «Звуковая решетка».

С помощью красного кружка дети показывают место звука [ы] в словах (используются картинки с предыдущего занятия).

• «Один — много».

Логопед называет животное, а дети должны назвать его во множественном числе, обращая внимание на звук [ы] в конце слова: лиса — лисы, заяц — .... зебра — ...» крокодил — .... жираф — бегемот — лев — ...

Физкультминутка

«Дует ветер» (см. занятие 1).

4. Знакомство с буквой ы

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы ы, учат стихотворение:

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

А.Шибаев

Дети обводят трафарет буквы ы, раскрашивают его и печатают строчку буквы ы по образцу.

Затем они составляют из букв в кассе слоги и короткие слова» печатают в тетради: ты, мы, коты.

Наши рекомендации