Драматизация сказки «спор животных» с опорой на картинки
Логопед предлагает детям пересказать сказку.
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого хозяин больше любит.
— Конечно, меня, — говорит лошадь, — я ему плуг и борону таскаю, дрова из леса вожу, хозяин на мне в город ездит.
— Нет, хозяин, любит больше меня, — говорит корова, — я всю его семью молоком кормлю.
— Нет, меня, — ворчит собака. — Я хозяйское добро стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит:
— Не спорьте, все вы мне нужны, и каждый хорош иа своем месте».
К.Д.Ушинский
Физкультминутки
«Золотые ворота» (см. занятие 8).
Игра «Накорми животных»
На доске картинки с изображением домашних животных. А у детей карточки с изображением корма для животных {свинье — яблоки, свеклу; лошади — овес, сено н т.д.)
Работа в тетради
В тетради у детей нарисованы силуэты домашних животных. Дети должны раскрасить их и дорисовать то, что они едят.
Занятие 21. Закрепление пройденного (гласные и согласные буквы)
Цели: повторить знакомые детям буквы; познакомить с понятием «слог» ; научить синтезу звуков в односложные слова; научить правильному употреблению притяжательных прилагательных.
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови ласково».
Дети должны назвать животных в уменьшительно-ласкательной форме: щенок — щеночек, козленок — козленочек...
Повторение пройденного
Логопед выставляет на доску буквы, а дети вспоминают стихотворения о них.
Дети берут картинки и ставят их под буквами: А — арбуз, О — осы, У — утка, И — индюк, П — помидор, Э — экскаватор, К — кот, Т — танк.
Дети рассматривают плакат, на котором все изображения составлены из букв; находят и называют эти буквы. К синему и красному домикам расставляют буквы, разделив их на гласные и согласные.
• «Буквы рассыпались».
Дети записывают в тетради буквы правильно.
КОТУЭИ
Физкультминутка
«Котенок» (см. занятие б).
Прочти слоги
Логопед предлагает детям прочитать слоги и добавить букву, чтобы получилось слово. Полученные слова нужно записать в тетрадь: ко(т),ка(п), ту (к), ки(т), ти(к).
Игра «Кто в домике живет?»
Дети должны разделить названия домашних животных и птиц на слоги и расставить по количеству слогов к домикам с одним, двумя, тремя окошками (конь, гусь; коза, кошка, утка; корова, собака, курица).
Игра «Чей хвост?»
Дети учатся образовывать притяжательные прилагательные.
7. «Домашние животные» (повторение) Логопед разбирает с детьми стихотворение.
«Гав и другие»
Целый день паслись у сосен
Две подружки Ме и Му,
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему.
Кря купался рядом в речке,
Кукареку песни пел,
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Всех, кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам.
Т.Литвинова
Занятие 22. Звук [м], буква м
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [м]; научить определять позицию звука в словах; научить проводить анализ прямых и обратных слогов; познакомить с буквой м; научить подбирать однородные прилагательные к существительному.
Организационный момент
• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).
Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [м] — согласный, звонкий. При произношении звука [м] губы смыкаются.
• «Поймай звук».
Дети выделяют из ряда согласных звуков звук [м] и хлопают в ладоши: к-м-к-т-м-к-м...
• «Эхо».
Дети хором и индивидуально повторяют за логопедом слоги: ма-мо; му-мы; ом-уж; мы-мо.
• «Третий лишний».
Из трех картинок дети выбирают ту, в которой нет звука [м]: мак, машина, чашка; мышка, сапоги, дом; муравей, рыба, лампа.
Логопед предлагает детям составить предложения по картинкам (со звуком [м]).
• «Звуковая птичка».
Дети определяют место звука в словах: малина, самолет, гном, мыло, дом, комар.
Дети вспоминают, в названии каких продуктов есть звук [м] (масло, молоко, мороженое, макароны).
Физкультминутка «Имена»
Логопед называет имена. Все мальчики приседают, если услышали мужское имя, а все девочки приседают, услышав женское.
Знакомство с буквой ж
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой ж, учат стихотворение:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Г. Ванюхина
Дети обводят трафарет, раскрашивают его синим цветом и печатают в тетради строчку буквы ж.
• «Наоборот».
Дети составляют по схеме прямые и обратные слоги, анализируют их и записывают в тетрадь.
Подбери прилагательное
Логопед выставляет на доску сюжетные картинки с изображением домашних животных и птиц. Дета подбирают слова для их описания:
— кошка (какая?) (рыжая, пушистая, ласковая);
— лошадь (какая?) (большая, сильная, красивая);
— цыпленок (какой?) (маленький, пушистый, желтенький).
Занятие 23. Звуки |м), [м*]; буква м
Цели: научить выделять в речи и различать звуки [м], [м']; провести анализ односложного слова лак; научить печатать слоги и слова с буквой ж согласовывать числительные с существительными.
Организационный момент
• Игра с мячом «Договори слово».
Логопед произносит слово без последнего звука: щено - к, пету - х, цыплено - к, индю - к...
Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков [м], [м']: [м] — согласный, звонкий, твердый; [м’] — согласный, звонкий, мягкий.
• «Измени слоги».
Логопед называет слоги со звуком [м], а дети изменяют так, чтобы получился слог со звуком [м']: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме. Затем дети изменяют слоги наоборот.
• «Что для Маши, а что для Миши?».
На доске — картинки: Маша и Миша. Дети называют игрушки, выделяют в слове звуки [м] или [м’] и отдают их Маше или Мише: машина, мяч, пирамида, мишка, дом, матрешка.
• «Подушка — камень».
Дети поднимают вверх символы — «подушку» или «камень», если услышали в словах звуки [м] или [м']:
На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл.
В.Волина
• «Составь предложение».
Дети составляют предложение по двум картинкам, где в словах есть звуки [м], [м']:
медведь — малина (Медведь очень любит малину.) мяч — Марина (Марина играет в мяч.)
мебель — магазин (В магазине продают мебель.)
Физкультминутка
«Петух»
Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Ну-ка, Таня, не зевай,
Кто позвал тебя, узнай!
Повторение буквы м
Дети повторяют написание буквы м, вспоминают стихотворение.
• «Кто как кричит?».
Дети в кассе составляют слоги и записывают их в тетрадь: му, мэ, ко, пи.
Дети из букв составляют слова и записывают их: мак — маки и проводят анализ односложного слова мак.
Домашние животные»
На доске картинки с изображением домашних животных и птиц. Логопед расставляет рядом с ними цифры и спрашивает, кого сколько во дворе (во дворе пять утят; во дворе семь цыплят; во дворе два котенка и т.д.).
Занятие 24. Деревенский двор
Цели: проверить и систематизировать знания о домашних животных и птицах; активизировать словарный запас (глаголы); научить составлять рассказ-описание (животные и их повадки).
Организационный момент
• Игра с мячом «О ком я говорю?».
Дети должны узнать домашнее животное или птицу по первому слогу (со — собака, ко — корова, ку — курица...).
Деревенский двор»
Дети рассматривают картинку и называют домашних животных и птиц, описывают их поведение.
Игра «Кто кем стал?»
Дети договаривают слова в предложениях.
Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
А взрослая ... собака.
Жеребенок с каждым днем ~
Подрастал и стал ... конем.
Бык, могучий великан
В детстве был ... теленком.
Толстый увалень баран
Толстеньким ... ягненком.
Этот важный кот Пушок
Маленьким ... котенком.
А отважный петушок
Крохотным ... цыпленком.
А из маленьких утят
Вырастают ... утки.
Специально для ребят —
Тех, кто любит шутки.
А. Шибаев
4. «Отгадай загадки» (по Ю.Г.Илларионовой)
Однажды Петя приехал в деревню.
Посмотрел утром в окно, а там:
Цветные перышки, красный гребешок.
Кто сидит на колышке? (Петя-петушок.)
Захотел мальчик выйти на улицу, а там:
Заворчал живой замок.
Лег у двери поперек. (Собака.)
Бабушка повела Петю во двор, а там:
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
Потом Петя зашел в сарай и увидел там ...
Логопед предлагает детям описать домашних животных, которых увидел Петя, по плану: строение, внешний вид, где живет, что ест, особенности, польза.
5. Физкультминутка«Золотые ворота» (см. занятие 8).
Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок достает игрушку и говорит, как это животное или птица голос падает: корова — мычит; курица — кудахчет; лошадь — ржет; собака — лает и т.д.
Работа в тетради
Дети по клеточкам рисуют дорожку, по которой цыпленок идет к своей маме.
Занятие 25. Звук [х], буква ж
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [х]; научить определять позицию звука [х] в слове; научить образовывать существительные с помощью суффиксов -онок-, -онок-, -ата-, -ята-.
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови одним словом».
Логопед называет предметы, дети — обобщающее слово: стол, кровать, диван — мебель; ворона, сова, синица — птицы..*
Знакомство со звуком
Логопед объясняет: — Звук [х] — согласный, глухой. При произношении звука [х] выдыхаем воздух.
• «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [х] среди согласных звуков: м-х-к-х-м-п х...
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки и называет их. Дети отвечают «да», если в слове есть звук [х], «нет», если звука [х] в слове нет: художник, холодильник, мухомор, рыба, муха, мяч, петух, орех, апельсин, халат, хлеб.
• «Найди место».
На доске выставлены картинки. Дети должны расставить их к схемам, показывающим звук [х] в словах.
Логопед читает стихотворение, а дети поднимают вверх руки, если услышали в слове звук [х]:
Хочешь великаном стать?
На ходули нужно встать.
Ахи, охи, хохот, смех —
Скоморохи выше всех.
В. Берестов
Физкультминутка
«Кузнец» (см. занятие 18).
Знакомство с буквой х
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой х, учат стихотворение:
X — все ходит, ходит, ходит,
Места, что ли, не находит?
А.Шибаев
Дети обводят трафарет буквы х, раскрашивают его и печатают строчку буквы х по образцу.
«Кто плачет? Кто смеется?».
У детей в тетрадях картинки: плачущая девочка и смеющийся мальчик.
Дети записывают под картинками обратные и прямые слоги, выражающие то или иное настроение.
ах ох их
ха хо хи
5. Игра «Один — много» Дети называют дикое животное и его детенышей: у лисы — лисенок у лисы — лисята, у белки — бельчонок у белки — бельчата
Занятие 26. Звуки [х], [х’]; буква х
Цели; закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [х], [х']; проанализировать слово мухи; закрепить навык написания буквы х; научить образовывать притяжательные прилагательные.
Организационный момент
• Игра с мячом «О ком я говорю?».
Дети подбирают к определению подходящее по смыслу слово: хитрая ... лиса, трусливый ... заяц, серый ... волк...
Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [х] и [х']: [х] — согласный, твердый, глухой; [х'] — согласный, мягкий, глухой.
• «Синий — зеленый».
Логопед называет слова, а дети поднимают синий кружок, услышав звук [х], и зеленый, услышав звук [х’]: хомяк, хитрец, хобот, хлопушка, духи, холод.
• «Подушка — камень».
Логопед выставляет на доске плоскостные изображения — «подушку» и «камень». Дети выходят к доске, называют картинки, определяют наличие в них звуков [х] или [х'] и ставят за «подушкой» или за «камнем» (петухи, халат, мухи, сахар, хлеб, орехи).
• «Закончи предложение».
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, подбирая нужное слово среди картинок на доске:
— Рано утром в деревне поют ... петухи.
— В чай мы кладем ... сахар.
— Белка в дупло прячет ... орехи.
— Врач надел белый ... халат.
— В магазине мы купили ... хлеб.
Физкультминутка
«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 16).
Повторение буквы х
Дети вспоминают стихотворение (см. занятие 25, автор А.Шибаев).
Далее они анализируют слово мухи,
• «Синий — зеленый».
Составляют из букв слоги, слова и записывают их в тетрадь: рядом с синим кружком — со звуком [х], рядом с зеленым — со звуком [х’].
ах пух тихо
хи мухи
Игра «Чей хвост? Чьи уши?»
На доске панно (плакат), на котором изображены дикие животные. Дети рассматривают панно и отвечают на вопрос логопеда:
— Чей это хвост? (Лисий хвост, волчий хвост...)
— Чьи уши? (Заячьи уши, беличьи уши...)
— Чье дупло? (Беличье дупло...)
Занятие 27. Звуковой анализ слов; ударение
Цели: уточнить понятие «звук»; учить звуковому анализу; познакомить с ударением; закрепить знания об наученных буквах; научить образовывать слова со значением преувеличения.
Организационный момент
• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).
Звуковой анализ слов
Логопед предлагает детям вспомнить: что такое гласный звук; что такое согласный звук.
• «Покажи правильно».
Логопед называет Звуки, а дети поднимают красные кружки на гласные звуки и синие на согласные: [а], [м], [у], [о], [п],[э], [к], [и], [т], [а] ...
• «Подушка — камень».
Логопед предлагает показать картинки, услышав в словах согласный твердый (камень) или согласный мягкий звук (подушка): кот — кит, лук — люк, тик — так, миска — маска.
Знакомство с ударением
Логопед показывает картинки, на которых нарисованы замок и замок. Объясняет, что такое ударение в слове. Логопед предлагает на именах детей закрепить понятие ударения, просит назвать ударную гласную в слове.
Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 2).
Сравни зайца и волка»
Дети должны образовать существительные с суффиксом -ищ-:
- У зайца глаза, а у волка глазищи.
— У зайца лапы, а у волка лапищи. V — У зайца зубы, а у волка зубищи.
— У зайца усы, а у волка усищи.
— У зайца хвост, а у волка хвостище.
• «Буквы сломались».
Дети должны дописать элементы букв и прочитать получившиеся слова:
.
Работа в тетради
Логопед дает задание: вычеркнуть буквы, которые написаны неправильно:
Занятие 28. Дикие Животные
Цели: проверить и систематизировать знания о диких животных; научить «распространять» предложения однородными членами; научить правильно употреблять притяжательные прилагательные; развивать графические навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Кто мама?».
Бросая мяч, дети отвечают на этот вопрос (бельчонок — белка, лисенок — лиса...). В процессе игры логопед проверяет знания детей о диких животных.
Дикие животные»
Логопед выставляет на доску картинки с изображением диких животных и их детенышей. Дети рассматривают их и говорят:
— Это белка с бельчатами и т.д.
Логопед проводит беседу о диких животных. Спрашивает:
— Почему этих животных называют дикими?
— Где они себе устраивают «домики»?
— Чем питаются?
— Какие имеют особенности строения?
• «Загадки и отгадки».
Далее логопед приводит загадки о диких животных:
Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу.
Кедровые орешки на дубе
Люблю и их грызу. (Белка.)
Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее ... (лиса).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной. (Ёж.)
В берлоге спит зимою он,
А солнце станет греть весною
Просыпается коричневый ... (медведь).
3. Работа с предложением
Дети учатся работать с однородными членами.
— Вот идет лиса. (Какая лиса?)
— Вот идет рыжая лиса. (Какая лиса?)
— Вот идет рыжая хитрая лиса.
4. Физкультминутка «Золотые ворота» (см. занятие 8).
6. Чтение русской народной сказки«Хвосты».
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Дети по иллюстрациям и образцу логопеда называют животных, которым принадлежат хвосты (лисий хвост, волчий хвост).
Работа в тетради
Дети рисуют дорожки от животных к их «домикам».
Занятие 29. Звук [ы], буква ы
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [ы]; научить определять место звука [ы] в олове (середина, конец); познакомить с буквой ы; научить правильно употреблять слова с эмоционально-оттеночным значением.
1. Организационный момент
• Игра е мячом «Цепочка слов».
Поймав мяч, ребенок должен назвать слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова: мак — кот — топор — ...
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [ы] — гласный. При произношении звука [ы] язык нужно сделать «горкой».
• «Тихо — громко».
Логопед предлагает детям по рядам и всем вместе повторить звук [ы] тихо («пароход плывет далеко») и громко («пароход подошел близко»).
• Дети повторяют слогоряд: пы-ты мы-ты ты-хы мы-пы ын-ып ым-ых
• «Третий лишний».
Из трех картинок дети убирают ту, в названии которой нет звука [ы]:
дым, сыр, рак, мак весы, усы
бусы» рыба, лук тыква, дом, мыло
• «Звуковая решетка».
С помощью красного кружка дети показывают место звука [ы] в словах (используются картинки с предыдущего занятия).
• «Один — много».
Логопед называет животное, а дети должны назвать его во множественном числе, обращая внимание на звук [ы] в конце слова: лиса — лисы, заяц — .... зебра — ...» крокодил — .... жираф — бегемот — лев — ...
Физкультминутка
«Дует ветер» (см. занятие 1).
4. Знакомство с буквой ы
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы ы, учат стихотворение:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
А.Шибаев
Дети обводят трафарет буквы ы, раскрашивают его и печатают строчку буквы ы по образцу.
Затем они составляют из букв в кассе слоги и короткие слова» печатают в тетради: ты, мы, коты.