Составь рассказ о цветах по схеме
Дети составляют рассказ-описание о цветах, предварительно ответив на вопросы:
— Где растет? (В лесу, в поле, на клумбе.)
— Какие особенности строения?
— Какого цвета?
— Какой букет? Логопед озвучивает:
— Это ромашка. Она растет в поле. У ромашки тонкий стебелек, резные листочки, белые длинные лепестки с желтой серединкой. В поле можно собрать ромашковый букет.
Дидактическая игра «Посчитаем?»
Логопед выставляет на доску картинки с изображением цветов и цифры, спрашивает, сколько у ребят цветов? (У Тани 5 роз. У Алеши 4 лилии. У Светы 3 тюльпана.)
6. Физкультминутка
«Букет» (считалочка)
Ходим, ходим по лужку, Дети двигаются по кругу,
Собираем по цветку. в центре ребенок с букетом.
Красный, белый, синий цвет...
Замечательный букет!
Кто же, кто же, кто готов
Получить букет цветов?
И не ты, и не ты -
Вот кому мои цветы! Отдает букет другому ребенку.
М. Бычков
Расскажи по картинке
Дети рассматривают сюжетные картинки и отвечают на вопросы логопеда сложным предложением:
Что делает Лена? (Лена набрала в лейку воды и поливает розы.)
- Где Сережа собирает ландыши? (Сережа пошел в лес и собирает ландыши.)
8. Работа в тетради
Дети рисуют цветы по образцу.
Занятие 69. Звук [ч]
Цели: уметь выделить звук [ч] в речи, находить его в словах (в начале, в середине, в конце); научить образовывать относительные прилагательные; развивать сенсомоторные навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Лови, не лови».
Дети ловят мяч, услышав длинное слово, и не ловят его, услышав короткое слово: дуб, велосипед, сок, кот, квартира...
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед рассказывает:
- Звук [ч] (так едет поезд) — согласный, глухой, мягкий. При произношении звука [ч] губы выдвигаются вперед, язык находится вверху, голосок «спит», звук произносим коротко.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают, как едет поезд, услышав звук [ч] в ряду звуков: м-н-ч-б-д-ч-к'ч...; слогов: мо-да-чу-ка-чи-но-ча-...; слов: дача, радуга, ночь, сок, очки...
• Дети повторяют слогоряд: ча-ча-чу чи-чачу ач-чи-уч
• «Да — нет».
Логопед выставляет картинки. Если в названии есть звук [ч], дети говорят «да», если звука [ч] нет, дети говорят «нет»: пила, бабочка, дом, чайник, качели, стол, ночь, печенье, сапоги, чашка...
• «Веселый поезд».
Дети расставляют картинки со звуком [ч] в «вагоны», находят место звука [ч] в словах.
• «Хлопни в ладоши».
Услышав звук [ч] в стихотворении, дети хлопают в ладоши:
Вьется недалечко реченька-река,
Маленькая речка — меньше ручейка,
Ни поплыть, ни нырнуть,
Только ножки окунуть
Чуть-чуть!
Е. Благинина
• «Послушай рассказ».
Логопед читает детям рассказ «Паучок» Н. Дилакторской. Затем они называют слова на звук [ч].
Плетет паучок паутинку. Ниточка за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплел паутинку. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая — наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутинку паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина — паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки.
4. Физкультминутка «Тик-так» (см. занятие 28).
5. «Деревья»
Дети изучают иллюстрации с изображением деревьев. Логопед спрашивает:
— Узнайте, какие это деревья? Назовите их.
— Расскажите о строении дерева, его особенностях.
— Скажите, какую пользу приносят плодовые и лиственные деревья?
• Дидактическая игра «Какой лист?».
Дети рассматривают листики с деревьев и называют:
— У клена — кленовый лист, у дуба — дубовый, у рябины — рябиновый лист...
6. Работа в тетради
Дети должны узнать и назвать деревья, а затем дорисовать картинки-половинки.
Занятие 70. Звук [ч] (продолжение)
Цели: научить различать и называть звук [ч]; провести звукослоговой анализ слова жучки; научить согласованию существительных с прилагательными в единственном и множественном числе; развивать графические умения и навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково» (заяц — зайчик, лиса лисичка, елка — ...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Звук [ч]
Логопед закрепляет правильную артикуляцию звука [ч] (см. занятие 69).
• «Слушай внимательно».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ч] в ряду звуков: х-ч-н-д-ч...; слогов: до-чу-ма-чи...; слов: бочка, лиса, паучок, чудеса, мяч, луна, грач, капуста...
• «Добавь слог чик и назови слово»: маль-чик, паль-чик, огур-чик, лет-чик, пон-чик, мя-чик, кон-чик,...
• «Третий - - лишний».
Дети должны убрать картинку без звука [ч]: чайник, ведро, очки ласточка, петух, качели сорока, бабочка, удочка чемодан, чашка, лук
• «Не ошибись».
На доске полоски, под которыми нужно расставить картинки со звуком [ч] в слове (в начале, в середине, в конце).
• «Составь предложение».
Дети должны по картинкам составить предложение со звуком [ч], отвечая на вопрос:
Кто качается на качелях? (Анечка качается на качелях.)
• Звукослоговой анализ слова жучки.
У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой слова. Сначала дети делят слово на слоги, затем дают характеристику звукам и карандашами рисуют цветные кружки.
4. Физкультминутка
«Дует ветер нам в лицо» (см. занятие 22).
5. «С какой ветки детки?»
Дети рассматривают деревья и их плоды, раскладывают изображения плодов к деревьям, называют (шишки растут на елке, желуди растут на дубе и т.д.).
Дети должны изменить слова по образцу:
— сосновая шишка — сосновые шишки;
— рябиновая ягода — рябиновые ягоды...
6. Работа в тетради
Дети рисуют желуди.
Занятие 71. Звуки [ч], [ц]
Цели: научить различать звуки [ч], [ц]; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; составлять предложения по опорным словам; развивать мелкую моторику рук.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови дерево».
Дети называют дерево по первому слогу: то тополь, ря — рябина, бе — береза...
Артикуляционная гимнастика
Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику:
— Звук [ч] (так едет поезд) — согласный, глухой, мягкий; при произношении язык вверху, губы выдвигаются вперед; звук [ц] (не шумите, спит малыш) — согласный, глухой, твердый; при произношении губы «улыбаются», язык у нижних зубов.
• «Вверх - - вниз».
У детей карточки со стрелками: Щ Щ; они показывают ш, если услышали звук [ч], показывают Щ» если услышали звук [ц] в ряду слогов: ца-чу-ац-оч-чи-цу...; слов: цыпленок, чайник, мяч, цветок, очки, качели, цапля...
• «Закончи слово».
Дети должны добавить к слову слоги ча или ца: ули-ца, да-ча, кури-ца, больни-ца, ку-ча, зада-ча, рукави-ца, граница, уда-ча, пугови-ца...
• «Разложи картинки».
Дети раскладывают картинки: со звуком [ч] к картинке с изображением поезда, со звуком [ц] - - с изображением малыша: чайник, грач, туча, чашка, часы, бабочка, цыпленок, птица, огурец, кольцо, месяц.
• «Составь предложение».
По опорным словам дети составляют предложения:
— розы, колючие, шипы, у, очень (У розы очень колючие шипы.);
— Дима, целую, молока, чашку, выпить (Дима выпил целую чашку молока.);
— купить, коричневые, Леночке, рукавицы (Леночке купили коричневые рукавицы.);
— цыплят, звать, курица, черная (Черная курица зовет цыплят.);
— бабочка, одуванчика, около, летать (Бабочка летает около одуванчика.).
• «Загадка и отгадка».
Дети отгадывают загадку и показывают жестом «тихо», если услышали звук [ц], или имитируют звук поезда, если услышали звук [ч]:
У нее цветочки — пушистые комочки,
По весне она цветет,
Праздник Пасхи к нам зовет. (Верба.)
В. Степанов
4. Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 25).
Измени слова»
Дети рассматривают иллюстрации и ставят слова во множественное число:
белая береза — белые березы — много белых берез зеленая ель — зеленые ели — много зеленых елей
Работа в тетради
Дети выполняют штриховку елочки.
Занятие 72. Деревья
Цели: проверить и обобщить знания о деревьях; научить согласованию числительных с существительными; пересказывать сказку В. Орлова «Каштанчик».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Продолжай».
Дети передают мяч по кругу и называют деревья: дуб, елка...
2. «Деревья»
Дети поднимают руки вверх, услышав слово, относящееся к теме «Деревья»: колесо, ствол, желудь, карандаш, дупло, тетрадь, молоко, листья, корни...
Проводится беседа о деревьях. Логопед рассказывает о строении дерева, питании, о том, какими бывают деревья в разное время года, какую пользу приносят.
• «Не ошибись».
У детей первого ряда — листья, у детей второго ряда — плоды. Нужно правильно соединить лист и плод (Это березовый лист, а это березовые сережки. Это рябиновый лист, а это рябиновые ягоды...)
• «Узнай по описанию». Дети должны назвать дерево:
сильный, могучий, крепкий, высокий ... (дуб) зеленая, колючая, пушистая, стройная ... (ель) белоствольная, стройная, высокая,зеленая, кудрявая... (береза)
• « Посчитаем?!».
Рядом с картинкой дерева логопед помещает цифру и дети называют, сколько деревьев на полянке (3 ели, 5 берез, 7 дубов...).
3. Физкультминутка
«Елочки большие и маленькие» (см. занятие 24).
4. Пересказ сказки В. Орлова «Каштанчик»
Логопед читает сказку. Затем проводится беседа по содержанию. Логопед повторно читает сказку. Дети пересказывают текст с опорой на иллюстрации.
Занятие 73. Звук [щ]
Цели: уметь определять наличие или отсутствие звука [щ] в словах, позицию звука в начале, в середине, в конце слова; употреблять слова-антонимы; закреплять пространственное отношение.
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови ласково» (елка — елочка, дуб -дубок...).
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [щ] (так щеткой чистим одежду) — согласный, глухой, мягкий. При произношении звука [щ] губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит».
• «Слушай внимательно».
Дети показывают, как мы чистим одежду щеткой, услышав звук [щ] в ряду звуков: м-щ-н-д-щ...; слогов: ма-ну-ща-то-щи...; слов: ворона, щенок,угощать, муха, гриб, щетка...
• « Чистоговорки ». Дети произносят: ща-ща — мы ловили леща щи-щи — в реке водятся лещи ща-ща — вкусная уха из леща
• Дидактическая игра «Парные картинки».
Из двух картинок нужно оставить картинку со звуком [щ]: щенок — котенок, куртка — плащ, сом — щука, фрукты — овощи, молоток — клещи, щегол — дятел, палка — щепка, лес — роща, корзина — ящик.
• «Звуковая птичка».
Дети должны найти место звука [щ] в словах и показать соответствующую часть птички.
• «Отгадай загадку».
Умывается росой, Крылья с желтой полосой, Он наряден, а не гол — Птица певчая ... (щегол).
Из душистых овощей
Мы наварим вкусных ... (щей).
Это что на спинке Выросло у свинки? На спине у свинки Выросли ... (щетинки).
По утрам и вечерам Чистит зубы пастой нам. (Щетка.) В. Степанов
Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 23).
Найди отличия»
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и сравнить изображенные предметы:
— Это дерево ... высокое, а это ... низкое.
— Здесь ручей ... широкий, а здесь ... узкий.
— Этот дом ... старый, а этот дом ... новый.
— Эта машина ... близко, а та машина ... далеко.
Работа в тетради
• Дидактическая игра «Не ошибись». У каждого ребенка нарисованы две елочки: большая и маленькая. Логопед называет слова, дети рисуют короткое слово около маленькой елочки, длинное — около большой: гриб, ромашка, еж, гусеница, жук, земляника.
Занятие 74. Звук [щ] (продолжение)
Цели: уметь выделять в речи звук [щ]; познакомить с понятием «синтез звуков в слове»; уметь образовывать сравнительную степень прилагательных; развивать графические умения и навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Что видел в лесу?» (зеленую ... (елку), колючего ... (ежа), рыжую... (белку)...).
Артикуляционная гимнастика
3. Звук [щ]
Логопед закрепляет правильную артикуляцию звука [щ]
(см. занятие 73)
• «Слушай внимательно».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [щ] в ряду звуков:
д-щ-к-т-щ...; слогов: ща-ду-щи.*.; слов: банан, овощи, пещера, моряк, плащ...
• Дети повторяют слогоряд:
ащ-щу-щи ща-щи-щи щу-ащ-щи
• «Закончи слово».
Дети должны добавить слог щи и назвать целое слово: вещи, пла-щи, ро-щи, овощи, кле-щи, ле-щи...
• «Третий лишний».
Дети должны убрать слово без звука [щ];
кровать, овощи, плащ щука, миска, щетка ящик, роща, огурец
• «Веселый поезд».
Дети должны определить место звука в слове и расставить картинки по «вагонам».
• «Составь слово».
Логопед предлагает детям послушать звуки и соединить их в слова: [п], [л], [а], [щ] — плащ; [с], [о], [н] - - сон; [в], [о], [д], [а] — вода...
• «Составь рассказ».
Дети рассматривают сюжетную картинку «В роще», называют слова со звуком [щ] (роща, ящерица, щегол, щелок, щавель), а затем составляют предложения.
Дима и Таня ходили в рощу. Там весело пели щеглы. Щенок бегал по поляне и громко лаял. На камне сидела ящерица. Дети собрали щавель и пошли домой.
Физкультминутка
«Раз, два...» (см. занятие 61).