Составь рассказ о цветах по схеме

Дети составляют рассказ-описание о цветах, предваритель­но ответив на вопросы:

— Где растет? (В лесу, в поле, на клумбе.)

— Какие особенности строения?

— Какого цвета?

— Какой букет? Логопед озвучивает:

— Это ромашка. Она растет в поле. У ромашки тонкий стебелек, резные листочки, белые длинные лепестки с жел­той серединкой. В поле можно собрать ромашковый букет.

Дидактическая игра «Посчитаем?»

Логопед выставляет на доску картинки с изображением цветов и цифры, спрашивает, сколько у ребят цветов? (У Та­ни 5 роз. У Алеши 4 лилии. У Светы 3 тюльпана.)

6. Физкультминутка

«Букет» (считалочка)

Ходим, ходим по лужку, Дети двигаются по кругу,

Собираем по цветку. в центре ребенок с букетом.

Красный, белый, синий цвет...

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

И не ты, и не ты -

Вот кому мои цветы! Отдает букет другому ребенку.

М. Бычков

Расскажи по картинке

Дети рассматривают сюжетные картинки и отвечают на вопросы логопеда сложным предложением:

Что делает Лена? (Лена набрала в лейку воды и поли­вает розы.)

- Где Сережа собирает ландыши? (Сережа пошел в лес и собирает ландыши.)

8. Работа в тетради

Дети рисуют цветы по образцу.

Занятие 69. Звук [ч]

Цели: уметь выделить звук [ч] в речи, находить его в словах (в начале, в середине, в конце); научить образовывать относи­тельные прилагательные; развивать сенсомоторные навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Лови, не лови».

Дети ловят мяч, услышав длинное слово, и не ловят его, услышав короткое слово: дуб, велосипед, сок, кот, квартира...

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед рассказывает:

- Звук [ч] (так едет поезд) — согласный, глухой, мягкий. При произношении звука [ч] губы выдвигаются вперед, язык находится вверху, голосок «спит», звук произносим коротко.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают, как едет поезд, услышав звук [ч] в ряду звуков: м-н-ч-б-д-ч-к'ч...; слогов: мо-да-чу-ка-чи-но-ча-...; слов: дача, радуга, ночь, сок, очки...

• Дети повторяют слогоряд: ча-ча-чу чи-чачу ач-чи-уч

• «Да — нет».

Логопед выставляет картинки. Если в названии есть звук [ч], дети говорят «да», если звука [ч] нет, дети говорят «нет»: пила, бабочка, дом, чайник, качели, стол, ночь, печенье, сапоги, чашка...

• «Веселый поезд».

Дети расставляют картинки со звуком [ч] в «вагоны», на­ходят место звука [ч] в словах.

• «Хлопни в ладоши».

Услышав звук [ч] в стихотворении, дети хлопают в ладоши:

Вьется недалечко реченька-река,

Маленькая речка — меньше ручейка,

Ни поплыть, ни нырнуть,

Только ножки окунуть

Чуть-чуть!

Е. Благинина

• «Послушай рассказ».

Логопед читает детям рассказ «Паучок» Н. Дилакторской. Затем они называют слова на звук [ч].

Плетет паучок паутинку. Ниточка за ниточкой, клеточку за клеточ­кой — сплел паутинку. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в пау­тину большая — наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутинку паучка. Ниточку за ниточ­кой, клеточку за клеточкой — всю паутину разорвала и улетела.

Дергается паутина — паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки.

4. Физкультминутка «Тик-так» (см. занятие 28).

5. «Деревья»

Дети изучают иллюстрации с изображением деревьев. Ло­гопед спрашивает:

— Узнайте, какие это деревья? Назовите их.

— Расскажите о строении дерева, его особенностях.

— Скажите, какую пользу приносят плодовые и листвен­ные деревья?

• Дидактическая игра «Какой лист?».

Дети рассматривают листики с деревьев и называют:

— У клена — кленовый лист, у дуба — дубовый, у рябины — рябиновый лист...

6. Работа в тетради

Дети должны узнать и назвать деревья, а затем дорисо­вать картинки-половинки.

Занятие 70. Звук [ч] (продолжение)

Цели: научить различать и называть звук [ч]; провести звукослоговой анализ слова жучки; научить согласованию су­ществительных с прилагательными в единственном и мно­жественном числе; развивать графические умения и навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Скажи ласково» (заяц — зайчик, лиса лисичка, елка — ...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Звук [ч]

Логопед закрепляет правильную артикуляцию звука [ч] (см. занятие 69).

• «Слушай внимательно».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ч] в ряду звуков: х-ч-н-д-ч...; слогов: до-чу-ма-чи...; слов: бочка, лиса, паучок, чу­деса, мяч, луна, грач, капуста...

• «Добавь слог чик и назови слово»: маль-чик, паль-чик, огур-чик, лет-чик, пон-чик, мя-чик, кон-чик,...

• «Третий - - лишний».

Дети должны убрать картинку без звука [ч]: чайник, ведро, очки ласточка, петух, качели сорока, бабочка, удочка чемодан, чашка, лук

• «Не ошибись».

На доске полоски, под которыми нужно расставить кар­тинки со звуком [ч] в слове (в начале, в середине, в конце).

• «Составь предложение».

Дети должны по картинкам составить предложение со зву­ком [ч], отвечая на вопрос:

Кто качается на качелях? (Анечка качается на каче­лях.)

• Звукослоговой анализ слова жучки.

У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой слова. Сначала дети делят слово на слоги, затем дают харак­теристику звукам и карандашами рисуют цветные кружки.

4. Физкультминутка

«Дует ветер нам в лицо» (см. занятие 22).

5. «С какой ветки детки?»

Дети рассматривают деревья и их плоды, раскладывают изображения плодов к деревьям, называют (шишки растут на елке, желуди растут на дубе и т.д.).

Дети должны изменить слова по образцу:

— сосновая шишка — сосновые шишки;

— рябиновая ягода — рябиновые ягоды...

6. Работа в тетради

Дети рисуют желуди.

Занятие 71. Звуки [ч], [ц]

Цели: научить различать звуки [ч], [ц]; согласовывать при­лагательные с существительными в роде, числе, падеже; со­ставлять предложения по опорным словам; развивать мел­кую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови дерево».

Дети называют дерево по первому слогу: то тополь, ря — рябина, бе — береза...

Артикуляционная гимнастика

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику:

— Звук [ч] (так едет поезд) — согласный, глухой, мягкий; при произношении язык вверху, губы выдвигаются вперед; звук [ц] (не шумите, спит малыш) — согласный, глухой, твердый; при произношении губы «улыбаются», язык у нижних зубов.

• «Вверх - - вниз».

У детей карточки со стрелками: Щ Щ; они показывают ш, если услышали звук [ч], показывают Щ» если услышали звук [ц] в ряду слогов: ца-чу-ац-оч-чи-цу...; слов: цыпленок, чайник, мяч, цветок, очки, качели, цапля...

• «Закончи слово».

Дети должны добавить к слову слоги ча или ца: ули-ца, да-ча, кури-ца, больни-ца, ку-ча, зада-ча, рукави-ца, грани­ца, уда-ча, пугови-ца...

• «Разложи картинки».

Дети раскладывают картинки: со звуком [ч] к картинке с изображением поезда, со звуком [ц] - - с изображением ма­лыша: чайник, грач, туча, чашка, часы, бабочка, цыпленок, птица, огурец, кольцо, месяц.

• «Составь предложение».

По опорным словам дети составляют предложения:

— розы, колючие, шипы, у, очень (У розы очень колючие шипы.);

— Дима, целую, молока, чашку, выпить (Дима выпил це­лую чашку молока.);

— купить, коричневые, Леночке, рукавицы (Леночке ку­пили коричневые рукавицы.);

— цыплят, звать, курица, черная (Черная курица зовет цыплят.);

— бабочка, одуванчика, около, летать (Бабочка летает около одуванчика.).

• «Загадка и отгадка».

Дети отгадывают загадку и показывают жестом «тихо», если услышали звук [ц], или имитируют звук поезда, если услышали звук [ч]:

У нее цветочки — пушистые комочки,

По весне она цветет,

Праздник Пасхи к нам зовет. (Верба.)

В. Степанов

4. Физкультминутка

«Как живешь?» (см. занятие 25).

Измени слова»

Дети рассматривают иллюстрации и ставят слова во мно­жественное число:

белая береза — белые березы — много белых берез зеленая ель — зеленые ели — много зеленых елей

Работа в тетради

Дети выполняют штриховку елочки.

Занятие 72. Деревья

Цели: проверить и обобщить знания о деревьях; научить согласованию числительных с существительными; переска­зывать сказку В. Орлова «Каштанчик».

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Продолжай».

Дети передают мяч по кругу и называют деревья: дуб, елка...

2. «Деревья»

Дети поднимают руки вверх, услышав слово, относящееся к теме «Деревья»: колесо, ствол, желудь, карандаш, дупло, тет­радь, молоко, листья, корни...

Проводится беседа о деревьях. Логопед рассказывает о стро­ении дерева, питании, о том, какими бывают деревья в раз­ное время года, какую пользу приносят.

• «Не ошибись».

У детей первого ряда — листья, у детей второго ряда — плоды. Нужно правильно соединить лист и плод (Это бере­зовый лист, а это березовые сережки. Это рябиновый лист, а это рябиновые ягоды...)

• «Узнай по описанию». Дети должны назвать дерево:

сильный, могучий, крепкий, высокий ... (дуб) зеленая, колючая, пушистая, стройная ... (ель) белоствольная, стройная, высокая,зеленая, кудрявая... (береза)

• « Посчитаем?!».

Рядом с картинкой дерева логопед помещает цифру и дети называют, сколько деревьев на полянке (3 ели, 5 берез, 7 дубов...).

3. Физкультминутка

«Елочки большие и маленькие» (см. занятие 24).

4. Пересказ сказки В. Орлова «Каштанчик»

Логопед читает сказку. Затем проводится беседа по содер­жанию. Логопед повторно читает сказку. Дети пересказыва­ют текст с опорой на иллюстрации.

Занятие 73. Звук [щ]

Цели: уметь определять наличие или отсутствие звука [щ] в словах, позицию звука в начале, в середине, в конце слова; употреблять слова-антонимы; закреплять пространственное отношение.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови ласково» (елка — елочка, дуб -дубок...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [щ] (так щеткой чистим одежду) — согласный, глухой, мягкий. При произношении звука [щ] губы вытяги­ваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит».

• «Слушай внимательно».

Дети показывают, как мы чистим одежду щеткой, услы­шав звук [щ] в ряду звуков: м-щ-н-д-щ...; слогов: ма-ну-ща-то-щи...; слов: ворона, щенок,угощать, муха, гриб, щетка...

• « Чистоговорки ». Дети произносят: ща-ща — мы ловили леща щи-щи — в реке водятся лещи ща-ща — вкусная уха из леща

• Дидактическая игра «Парные картинки».

Из двух картинок нужно оставить картинку со звуком [щ]: щенок — котенок, куртка — плащ, сом — щука, фрукты — овощи, молоток — клещи, щегол — дятел, палка — щепка, лес — роща, корзина — ящик.

• «Звуковая птичка».

Дети должны найти место звука [щ] в словах и показать соответствующую часть птички.

• «Отгадай загадку».

Умывается росой, Крылья с желтой полосой, Он наряден, а не гол — Птица певчая ... (щегол).

Из душистых овощей

Мы наварим вкусных ... (щей).

Это что на спинке Выросло у свинки? На спине у свинки Выросли ... (щетинки).

По утрам и вечерам Чистит зубы пастой нам. (Щетка.) В. Степанов

Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 23).

Найди отличия»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и срав­нить изображенные предметы:

— Это дерево ... высокое, а это ... низкое.

— Здесь ручей ... широкий, а здесь ... узкий.

— Этот дом ... старый, а этот дом ... новый.

— Эта машина ... близко, а та машина ... далеко.

Работа в тетради

• Дидактическая игра «Не ошибись». У каждого ребенка нарисованы две елочки: большая и ма­ленькая. Логопед называет слова, дети рисуют короткое сло­во около маленькой елочки, длинное — около большой: гриб, ромашка, еж, гусеница, жук, земляника.

Занятие 74. Звук [щ] (продолжение)

Цели: уметь выделять в речи звук [щ]; познакомить с по­нятием «синтез звуков в слове»; уметь образовывать сравни­тельную степень прилагательных; развивать графические умения и навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Что видел в лесу?» (зеленую ... (елку), колючего ... (ежа), рыжую... (белку)...).

Артикуляционная гимнастика

3. Звук [щ]

Логопед закрепляет правильную артикуляцию звука [щ]

(см. занятие 73)

• «Слушай внимательно».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [щ] в ряду звуков:

д-щ-к-т-щ...; слогов: ща-ду-щи.*.; слов: банан, овощи, пещера, моряк, плащ...

• Дети повторяют слогоряд:

ащ-щу-щи ща-щи-щи щу-ащ-щи

• «Закончи слово».

Дети должны добавить слог щи и назвать целое слово: ве­щи, пла-щи, ро-щи, овощи, кле-щи, ле-щи...

• «Третий лишний».

Дети должны убрать слово без звука [щ];

кровать, овощи, плащ щука, миска, щетка ящик, роща, огурец

• «Веселый поезд».

Дети должны определить место звука в слове и расставить картинки по «вагонам».

• «Составь слово».

Логопед предлагает детям послушать звуки и соединить их в слова: [п], [л], [а], [щ] — плащ; [с], [о], [н] - - сон; [в], [о], [д], [а] — вода...

• «Составь рассказ».

Дети рассматривают сюжетную картинку «В роще», назы­вают слова со звуком [щ] (роща, ящерица, щегол, щелок, ща­вель), а затем составляют предложения.

Дима и Таня ходили в рощу. Там весело пели щеглы. Щенок бегал по поляне и громко лаял. На камне сидела ящерица. Дети собрали щавель и пошли домой.

Физкультминутка

«Раз, два...» (см. занятие 61).

Наши рекомендации