Дискуссионные технологии обучения.
Дискуссией (от латинского слова «discussio» – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Целью участников дискуссии является – сопоставить противоречивые суждения, прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.
Основные этапы проведения дискуссии.
1. Знакомство учащихся с темой дискуссии, основными вопросами, рекомендуемой литературой и временем ее проведения.
2. Самостоятельная работа студентов в процессе подготовки к дискуссии. Поиск необходимой информации, ее анализ. Выработка собственной позиции по данной проблеме. Подготовка аргументации и конраргументации, подбор фактов, подтверждающих аргументы. Продумывание вопросов оппонентам.
3. Проведение дискуссии. Представление участниками точек зрения и аргументаций в пользу своей позиции. Обмен мнениями по рассматриваемому вопросу. Приведение контраргументов и новых примеров в пользу своей позиции. Формулировка вопросов к противоположной стороне. Педагог следит за логикой и корректностью выступлений, не допуская отхода от темы и бестактности в дискуссии.
4. Подведение итогов дискуссии. Установление истины. Педагог формулирует выводы.
Сократическая беседа – вид дискуссионного диалога, в которой один из оппонентов последовательно задает другому наводящие вопросы, позволяющие последнему «открывать истину». Форма обучения названа по имени древнегреческого философа Сократа (около 470 - 399 до н. э.). Философ учил своих учеников мыслить, вовлекая их в эвристическую беседу. Он обладал искусством задавать собеседнику вопросы, ставящие того в ситуацию постоянных размышлений, доказательства верности своих мыслей и восхождения к философской рефлексии. Сократическая беседа применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. К основным задачам, решаемым данной формой организации обучения, можно отнести:
- обмен мнениями;
- уточнение и согласование позиций;
- выработка единого подхода к проблеме;
- расширение и закрепление знаний;
- формирование умения вести диалог;
- формирование рефлексивной культуры.
Круглый стол – форма дискуссии, при которой обучающиеся вступают в процесс обсуждения проблемы в определенном порядке. Форма организации обучения обязана своим названием форме стола, за которым по преданию проходили совещания при дворе короля Артура. На обсуждение могут выноситься важнейшие темы для дискуссии с приглашением ведущих специалистов по данной проблеме. В процессе подготовки к круглому столу учащимся предлагают определить интересующую их проблему, сформулировать вопросы для обсуждения, которые доводятся до участников круглого стола для подготовки к выступлению. Во время дискуссии обучающиеся могут свободно высказывать свою позицию по данной теме.
Технология дебатов (формат Карла Поппера)
Дебаты – это жестко структурированная по времени и процедурам дискуссия.
Предварительно определяется тема дебатов. Тема должна иметь дискуссионный характер, т. е. не должна иметь однозначного решения. Примерные темы для дебатов.
Политические:
– «Открытое общество должно иметь открытые границы»;
– «Права человека важнее законодательства отдельных стран»;
– «Служба в армии должна быть обязательной»;
– «Переговоры с террористами недопустимы»;
– «Смертную казнь нужно отменить».
Экономические:
– «Социальные приоритеты для государства важнее свободы рынка»;
– «В интересах охраны окружающей среды следует ограничить экономическое развитие»;
– «Безработица способствует экономическому развитию».
Культурные:
– «Глобализация оказывает вредное влияние на развитие национальных культур»;
– «Телевидение формирует новый тип культуры»;
– «Генную инженерию следует отменить»;
– «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».
Образовательные:
– «Образование мальчиков и девочек должно быть раздельным»;
– «Школьная форма должна быть обязательной»;
– «Государство должно обеспечить бесплатное образование»;
– «Наказания в школе способствуют повышению качества образования»;
– «Домашние задания должны быть отменены».
Для проведения дебатов создаются две команды: команда утверждающих и команда отрицающих. Каждая команда состоит из трех человек. Задача команд – отстоять свою позицию по рассматриваемому вопросу.
Далее рассмотрим последовательность выступлений в дебатах.