Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов.

Любой из этих типов уроков может иметь различные виды: экскурсия, лабораторная работа, семинар, лекция, игра и пр. Например, уроки закрепления знаний могут проводиться в виде экскурсии на природу или в музей, в виде лабораторной работы, в любых формах организации самостоятельной работы на уроках.

Такая классификация уроков распространяется на уроки любого учебного предмета (математики, истории, физкультуры и т. п.), но виды уроков могут быть специфическими в зависимости от особенностей этих предметов.

Нестандартный (нетрадиционный) урок Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов. - student2.ru – это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков

– уроки в форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, митинг, конференции, дискуссия, защита рефератов, телемост);

– уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, викторина, деловая игра);

– уроки, повышающие самостоятельность учащихся (уроки, которые ведут сами учащиеся, уроки взаимообучения, уроки с групповыми формами работы, применение на уроке приемов активного обучения – мозгового штурма, эмпатии, фокальных объектов, морфологического анализа и др.);

– уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXV века);

– уроки, основанные на имитации деятельности (заочная экскурсия, путешествие в прошлое, литературная прогулка, цирк, патентное бюро, заседание ученого совета, гостиная, интервью, репортаж, суд);

– уроки, комбинированные с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар);

– перенесение в рамки урока традиционных форм внеурочной воспитательной работы (экскурсия, КВН, «Следствие ведут знатоки», устный журнал, концерт, творческий отчет, спектакль, инсценировка, диспут, клуб знатоков).

Применение разнообразных форм нестандартных уроков повышает эмоциональное воздействие на учащихся, вследствие чего улучшается их работоспособность, качество усвоения учебного материала, возрастает результативность урока. Вместе с тем, нужно заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Место нестандартных уроков в общей системе определяется учителем в зависимости от учебных целей, содержания материала, конкретных условий, контингента, а также от индивидуальных особенностей как учащихся, так и своих.

Подготовка учителя к уроку. Многие учителя сегодня отказываются от традиционного расчленения урока на его изолированные друг от друга этапы (опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание), поскольку это вносит монотонность в процесс обучения и учащиеся теряют к нему интерес. Каждый урок по любому школьному предмету должен иметь определенную, продуманную при подготовке к нему структуру, однако учащиеся не должны этого замечать. И поэтому при подготовке к уроку учитель должен продумать когда, как, чем должны заниматься все учащиеся с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. В этом состоит главная цель подготовки к уроку.

Ход подготовки учителя к уроку находит отражение в его плане, но говорить о каких-то стандартах, об общих требованиях к планам довольно сложно. Определенные требования предъявляются к планированию в зависимости от особенностей учебного предмета, от методики его преподавания. План урока может быть подготовлен и в произвольной форме, и не обязательно переписывать его заново ежегодно, если не было существенных изменений в программе учебного предмета. Однако определенные коррективы, дополнения к плану необходимы и должны отражать происходящие в школе и в жизни перемены.

Учитель постоянно получает какую-то информацию, набирается опыта, поэтому при подготовке к каждому уроку он найдет какие-то новые средства и приемы, которые дадут более заметные результаты, чем прежде.

Помимо учебников и методической литературы многие учителя используют при подготовке свои собственные методические материалы. Это может быть картотека по каждому разделу, или папка с вырезками из периодической печати, записями выдержек из литературы, какие-то иные дидактические материалы и т. п.

При подготовке к уроку учитель должен стремиться четко выделить главную цель для каждого урока. Цели могут быть самыми разными по объему и по характеру, прежде всего в зависимости от особенностей и специфики учебного предмета. При определении целей учитель также должен исходить из требований программы, учитывая при этом уровень подготовки учащихся данного класса. Иначе говоря, необходимо исходить прежде всего из задач обучения, воспитания и развития умственных способностей учащихся.

Овладение знаниями, умениями и навыками не может считаться единственной целью урока. Цели должны предусматривать формирование взглядов и убеждений учащихся, развитие их познавательных и творческих способностей. И, конечно, они должны быть предельно четкими и конкретными. Успех урока во многом зависит не только от подготовки учителя, но и от учащихся. Для этого их, особенно в старших классах, необходимо знакомить с перспективным тематическим планированием, заранее рекомендовать дополнительную литературу или проведение предварительных наблюдений и опытов с целью предварительного знакомства с теми вопросами (или объектами), которые будут изучаться в дальнейшем. При подготовке к уроку учитель должен руководствоваться всеми принципами дидактики и владеть всеми необходимыми правилами их реализации.

Литература

Основная

1.Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.

2.Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2011. – 52 с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013. – 43 с.

Дополнительная

1.Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. дом Амонашвили, 2000. – 75 с.

2.Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2008. – 188 с..

3.Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 255 с.

Наши рекомендации