Упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры

МАССАЖ И САМОМАССАЖ РУК (С МЯЧОМ - ЕЖИКОМ)

- Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

- Взад-вперед его гоняю, (смена рук)

- Им поглажу я ладошку, (соответственно)

- Будто я сметаю крошку, (смена рук)

- И сожму его немножко, (соответственно)

- Как сжимает лапу кошка (смена рук)

- Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

- И другой рукой начну (смена рук)

- А теперь последний трюк:

- Мяч летает между рук, (переброс мяча)

УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней.

Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Карандаш в руках катаю

свои ручки разминаю

раз, два, три, четыре, пять

буду карандаш катать»

САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТНЫЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение:
Положить на стол карандаш горизонтально. Прикрыть ее ладонью с выпрямленнымипальцами.
Содержание упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения
от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающейкарандаш.
Дозировка: до 3-4 движений от кончика каждого пальца.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Карандашик я катаю

Сильно ручки разминаю»

САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.

Содержание упражнения: выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.

Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом подпружинить мышцы.

Дозировка: 3-4 раза для каждой части кисти.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Карандашик я катаю

Сильно ручки разминаю»

ПРУЖИНКА

Исходное положение:

Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

Содержание упражнения:

Сжимать карандаш, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.

Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.

Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами,

большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.

После того как все пальцы подпружинили, положить карандаш на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.

Дозировка: 2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Я пружинку буду жать

Ручки буду разминать

Как сожму я всю пружинку

Сразу буду молодчинка»

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ

Исходное положение:

Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении.

Содержание упражнения:

Перехватить карандаш снизу другой рукой.

Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз.

Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.

Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Спускаемся по лесенке

Поем мы с вами песенки»

КАЧЕЛИ

Исходное положение:

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

Содержание упражнения:

Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаш.

Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

Дозировка: 2-3 раза.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Птицы с юга прилетели

И построили качели»

ДУДОЧКА

Исходное положение:

Взять карандаш как обычно держат дудочку.

Содержание упражнения:

Вариант А: Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.

Вариант Б: Нажимать на «дудочку» всеми пальчиками последовательно, высоко их поднимая.

Дозировка: произвольная, с расслаблением кисти руки после выполнения упражнения.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Я на дудочке играю

Всех в округе забавляю»

ТРУДОЛЮБИВЫЙ МУРАВЕЙ

Исходное положение:

Зажать карандаш между указательным и средним пальцами.

Содержание упражнения:

Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом карандаш. Движения пальцев напоминают движения муравья ,который тащит соломинку. Дозировка: 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Ползти в песочницу
Муравьям не хочется»

КОСИЧКА

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикально указательным и большимпальцами одной руки.

Содержание упражнения:

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим
пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки.
Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой.
Дозировка: «сплести» 2-3 «косички», после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры - student2.ru

«Я плету косичку

Для своей сестрички»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«ПАЛЬЧИКИ»

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем - большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:

- Наши пальчики, как ноги,

- Побежали по дороге.

- Очень быстро мы бежали,

- Но споткнулись и упали.

«КОЛЬЦА»

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

«ЗАМОК»

Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

«ПАЛЬЧИКИ-ТРУЖЕНИКИ»

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

« ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ»

Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

«В ГОСТИ К БОЛЬШОМУ ПАЛЬЧИКУ»

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

«УТЯТА»

Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи!
— Не пищи!
Мы тут рядом, поищи!

«БАРАНЫ»

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации