I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
Логопед: «Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами.
Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и, э.
По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают с помощью картинок слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна, эхо, ива и т.п.).
По требованию логопеда отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (аи; уи; уа и т.п.). Каждый раз определяется количество и последовательность звуков в сочетании. При затруднениях логопед обращает внимание детей на артикуляцию.
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
1. Логопед говорит: «Сегодня будем учить новый звук. Эту девочку (логопед показывает картинку с изображением девочки) зовут Тома». Логопед несколько раз произносит это слово и обращает внимание детей на то, что в этом слове первый звук т.
На этом этапе обучения от детей еще не требуется самостоятельного выделения согласных из начала слова.)
Слово Тома произносится хором и отдельными детьми. Также отрабатываются слова танк, туфли, тумба и т.п.
2. Затем логопед спрашивает: «Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учиться правильно произносить?» (Звук т.)
3. После этого логопед обращает внимание детей на артикуляцию звука (язычок стукает о верхние зубы). Отдельные дети произносят звук т. Выясняется, что звук т согласный, твердый.
4. Произнесение прямых слогов со звуком т сочетается с развитием внимания и памяти. Детям это упражнение преподносится в форме игры на внимание: надо очень внимательно слушать логопеда и точно повторить то, что он скажет. Для повторения подбираются слоговые сочетания типа то – та, ту – та – то; пта – пто и т.п.
5. Физкультминутка.
6. Произнесение обратных слогов сочетается с их анализом и синтезом (для анализа и синтеза используются слоги ат, от, ут, ит и ранее пройденные ап, оп, уп, ип).
Это упражнение может быть проведено в форме соревнования двух команд. Дети встают и строятся в две шеренги. Затем каждый из детей первой пары получает задание. Так, например, представитель первой команды должен повторить за логопедом слог от и назвать входящие в него звуки; представитель второй команды должен ответить на вопрос, какой слог получится, если произнести вместе звуки а и п. При правильном ответе команда получает очко. Так последовательно опрашиваются все пары детей.
Такая форма проведения упражнения вызывает у детей интерес и дает возможность подвигаться.
7. Следующее задание – сравнение слов, отличающихся одним звуком, опять проводится как упражнение на внимание. Логопед показывает детям предметную картинку с изображением собаки. Кличка собаки Том. Надо внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение слова Том. Затем логопед, меняя последовательность произношения, произносит слова Том, ком и дом. Или: логопед произносит три слова, в одном из которых есть звук т (капли, туфли, дубы; мак, кот, дом). Дети должны найти слово со звуком т.
8. Произнесение слов, содержащих звук т.
Проводится как упражнение на развитие слуховой или зрительной памяти.
В первом случае упражнение можно провести в различных вариантах. Приведем примеры.
На наборном полотне выставлены картинки. Их количество может быть большим, чем предлагается для запоминания. Логопед ставит вызванного ребенка спиной к доске и называет три-четыре картинки в любой последовательности. Повернувшись лицом к доске, ребенок показывает названные логопедом картинки, точно соблюдая ту же последовательность. Затем ребенок называет картинки. Так опрашивается несколько человек.
Логопед предлагает детям внимательно прослушать и запомнить три-четыре слова. Затем дети поочередно произносят по одному слову, соблюдая ту же последовательность; например, один ребенок произносит слово кот, следующий – танк, а третий – вата и т.д. При проведении этого упражнения детей можно построить в ряд, как для игры в «Телефон».
Во втором случае можно провести упражнение в следующей форме.
На наборном полотне выставлен ряд картинок (четыре-пять). Логопед предлагает их запомнить. Названия картинок проговариваются хором и отдельными детьми. Затем картинки перевертываются. Указывая на одну из картинок, логопед предлагает «угадать», что на ней изображено. Правильно угадавший и хорошо произнесший нужное слово получает картинку или фишку. Выигрывает тот (или та команда), кто даст больше правильных ответов.
На наборном полотне выставлены четыре-пять картинок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и запомнить их последовательность. После этого картинки закрываются. Вызванный ребенок должен перечислить все картинки. Затем дается новый ряд и т.д.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.