Методы оценки профессиональной компетентности
Оценка профессиональной компетентностируководителя и специалистов чрезвычайно важна в кадровой политике организации.
Полученные данные позволяют понять, насколько велик кадровый потенциал руководителей и специалистов для достижения поставленных целей и организационного развития. Для руководителя службы по управлению персоналом оценка состояния профессиональной компетентности конкретных категорий работников позволяет принять решение о том, каким образом планировать профессиональное развитие и обучение персонала; насколько существующая в организации модель профессиональных компетенций эффективно применима.
Для оценки состояния профессиональных компетенций, например, руководителей, можно использовать качественные методы, в том числе социологическое исследование. Использование этого метода возможно посредством проведения опроса (в том числе, с помощью анкеты), фокус – групп, тестирования или проведения эксперимента. Для оценки профессиональной компетентностируководителя нужны критерии, один из таковых является качество управленческих решений, которое находит отражение в документах, например, в нормативных правовых (приказах, распоряжениях). Одна из процедур при проведении социологического исследования - это изучение нормативных правовых документов (приказы, распоряжения).
Содержание нормативных правовых документов должно отражать не только реакцию руководства на текущие проблемы, но и перспективные, связанные со стратегией развития. Анализ объема и дат утверждения нормативных правовых документов (приказов, распоряжений) позволяет сделать вывод о своевременности подготовки документов, соответствии основным событиям.
Метод анкетирования – это опрос, проводимый письменно с использованием анкеты.
К достоинствам метода следует отнести следующие характеристики:
а) это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации;
б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки;
в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество работников в организации.
ЗАДАЧИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АНКЕТЫ
При разработке анкеты целесообразно выявить степень обладания руководителем лидерских качеств, которые проявляются при взаимодействии с партнерами и подчиненными при следующих действиях:
1) активизация деятельности, направленной на достижение управленческих целей и задач;
2) регулирование или умение управлять содержанием и темпом работы в организации;
3) стремление информировать подчиненных, что проявляется в действиях по внесению в коллектив новых идей, а также важной информации и их восприятию;
4) умение поддерживать идеи, предложения или начинания работников;
5) умение оценивать новые идеи или предложения группы;
4. умение выявлять конфликтные ситуации и регулировать их.
Социологическое исследование с целью оценки управления человеческими ресурсами, возможно, провести, проведя интервьюирование (беседу), которое служит наиболее распространенным методом сбора данных.
Интервью по технике проведения бывает:
- стандартизированным (формализованным), то есть предполагаются четко сформулированные вопросы, которые задаются всем респондентам;
- не стандартизированным, то есть определяется только тема; вопросы ставятся в свободной форме;
Интервью по типу респондентов может быть: беседа с ответственным лицом за конкретное направление работы; с экспертом; с рядовым респондентом.
Интервью по технике регистрации ответов может быть протоколируемым; не протоколируемым.
Результаты, полученные при применении разных методов, после обработки могут быть представлены в виде отчета. Пользователями отчета могут быть вышестоящие руководители организации, включая руководство службы по управлению персоналом. Материалы могут использоваться для корректировки программы стратегического развития персонала.
Список использованной литературы
1. Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентностиорганизаторов народного образования / Под ред. Е.П.Тонконогой.- Спб.: ИОВ РАО, 1994- С.-7
2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 5. - С. 23.
3. Панарин А.И. Многоуровневое педагогическое образование / Педагогика.-1993- С.-54
4. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах /под ред. С.Я.Батышева- М. : РАО; Ассоциация проф.образования. – С. 383
[1] Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах/под ред. С.Я.Батышева-М:.:РАО;Ассоциация проф.образования-С-383
[2] Энциклопедия профес. образования. В 3-х томах/под ред. С.Я. Батышева. -М. : РАО; Ассоциация проф. образования. - С.455
[3] Панарин А.И. Многоуровневое педагогическое образование / Педагогика.-1993- С. 54
[4] Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентностиорганизаторов народного образования / Под ред. Е.П.Тонконогой.- Спб.: ИОВ РАО, 1994. - С. 7
[5] Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 5. - С. 23.