Развитие отечественной педагогической науки в 1930-е – 1950-е гг.
В 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) об отмене педагогических экспериментов 1920-х гг. Были прекращены все дискуссии об основах и целях образования. Удар по педагогической науке был нанесен постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое фактически наложило запрет на исследования в области возрастной психологии и педагогический поиск экспериментального характера. Это решение ориентировало на отказ от учета предшествующих достижений мировой и отечественной педагогики. К середине 1930-х гг. педагогические идеи 1920-х гг. в целом были объявлены вредными.
В основе педагогической теории лежали методологические принципы классовости, историзма, научности, связи теории с практикой. Эти принципы определяли ее идейное содержание и категориальный аппарат.
В 30-е гг. теоретическую проработку получили вопросы дидактики и методики обучения. Были сформулированы общедидактические требования к уроку (Б. П. Есипов), шел поиск оптимальной структуры урока (Р.Г. Лемберг), прорабатывался вопрос о единстве логического и эмоционального в обучении (М. А. Рыбникова) и др.
Продолжалась разработка теоретических основ педагогики, психологии, методики с опорой на исторические ретроспективы педагогической науки и историко-педагогический опыт России и за рубежом. Начиная со второй половины 30-х гг. и до начала 50-х гг. XX в., основными тенденциями развития советской истории педагогики стали преодоление негативного отношения к отечественному педагогическому наследию, утверждение его непреходящей ценности, дифференциация историко-педагогического знания, получившая наиболее полное выражение в развертывании конкретно-исторических исследований по истории российской школы и педагогической мысли: Е. Н. Медынский «История русской педагогики, 1936 г.; Ш. И. Ганелин и Е.Я. Голант «История педагогики», 1940 г.; «Очерки по истории начального образования в России» Н. А. Константинова и В. Я. Струминского, 1949 г.; «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.» Ш. И. Ганелина и др.
Несмотря на тяжелые условия военного времени, изучение и обобщение педагогического опыта становилась насущной потребностью дальнейшего развития педагогической мысли. Проходили научно-педагогические конференции. На страницах журналов «Советская педагогика», «Народное образование», методических журналов публиковались статьи по самым различным аспектам педагогики, психологии и методики.
Периодическая печать по педагогике военного и послевоенного времени отражала богатый педагогический опыт. Были определены цели и задачи воспитания и обучения, педагогические принципы в дидактике и теории воспитания, содержание и этапы педагогического процесса.
Проблематика педагогических исследований отличалась многообразием тем. Так, на страницах периодических журналов и «Известий АПН РСФСР» обсуждались педагогические проблемы, ориентирующие на раскрытие педагогического процесса в возрастном аспекте (начальная, средняя школы); предметного обучения (в соответствии с учебными планами и программами); воспитывающего обучения и др.
В этот период значительный вклад в развитие советской дидактики внесли М.Н. Скаткин (наука и учебный предмет, научные основы методики, принципы обучения); А. А. Смирнов (процессы мышления при запоминании, психология усвоения понятий школьниками); М.А.Данилов (подготовка учащихся к активному восприятию, сущность обучения) и др.
Общее руководство педагогическими исследованиями было возложено на созданную в октябре 1943 г. Академию педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР), которая должна была стать центром разработки научно-педагогических проблем. На нее возлагались задача консолидации деятельности всех научно-педагогических сил страны, подготовка научно-педагогических кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебных пособий по психолого-педагогическому циклу наук, участие в подготовке и издании учебников и учебных пособий для школ и педагогических вузов. Одним из важных направлений деятельности АПН РСФСР было изучение опыта лучших учителей и школ страны.
В общем, Академия педагогических наук РСФСР постепенно становилась координационным центром всей исследовательской работы по проблемам педагогики и психологии. Создавались экспериментальные школы, расположенные в разных регионах страны, издавались журналы: «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа». Систематически выходят «Известия АПН РСФСР», освещающие кардинальные проблемы педагогической науки.
В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания сочинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.
В серии «Педагогическая библиотека» были изданы избранные труды Я,А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф, Каптерева, В.И. Водовозова, П.П. Блонского и многих других зарубежных и отечественных педагогов.
Вторая половина XX в. – это время активной творческой деятельности многих ученых, внесших вклад в развитие теории и практики образования и педагогики, создавших крупные научно-педагогические школы.
Таким образом, в рассматриваемый период сложилась такая модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до конца 80-х гг. XX в. и по своей форме являлась одной из лучших в мире.
Советская школа стала одним из важнейших средств политизации и идеологизации советского общества.
Отличительной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы этого периода можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комплексные программы, был принят курс на предметное распределение учебного материала и классно-урочную организацию обучения, введение централизованного управления школой, единообразия ее типов и учебных программ. В школах были созданы детские и юношеские политизированные организации по типу пионерской и комсомольской.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Охарактеризуйте развитие советской школы в 1930-х -1950-х гг.
2. Расскажите об особенностях организации и содержания учебно-воспитательного процесса в отечественных школах в 1930-е -1950-е гг.
3. Докажите, что советская школа в 1930-е -1950-е гг. развивалась в рамках парадигмы «школы учебы».
4. Назовите основные направления научных педагогических исследований в России в 1930-х -1950-х гг.
Глава 17. Основные направления развития системы образования и педагогической мысли СССР в 1960-е-1980-е гг.
17. 1. Система образования в СССР в 1960-е -1980-е гг.
Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых преимуществ обнаружено не было, в 1966 г. было принято постановление о возврате к 10-летнему сроку обучения и переходу на новое содержание образования. Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Школьников стали знакомить с основами ядерной физики и атомной энергетики, химическими технологиями, расширился круг математических знаний и т.д.
Новые учебные программы были направлены на развитие умственных сил детей, их способности и возможности к обобщениям. Переход на новое содержание обучения стимулировал методическое творчество учителей, которые работали над совершенствованием урока.
70-80-е гг. XX в. в СССР характеризуются общим экономическим кризисом, кризисом коммунистической идеологии и началом этнических и межнациональных конфликтов. Эти факторы негативно отразились на развитии образования. Бюрократизация, унификация, тотальная идеологическая индоктринация, линия на уравнительное обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей игнорировались. Востребованными в экономике оказались люди низкой квалификации.
В 80-е гг. XX в. было предпринято реформирование всех звеньев системы образования, проходившее с установкой на то, чтобы «...все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все выдержащее испытание временем должно быть бережно сохранено и активно использовано». Реформа школы 1984 г. в СССР была направлена на слияние общего и профессионального среднего образования, профессионализацию общеобразовательной школы, усиление единообразия в системе профтехобразования через создание средних профтехнических училищ. С целью всеобщей профессиональной подготовки была расширена сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники обучались одной из рабочих профессий. Кроме того, в советской школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения, в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. Однако реализация реформы столкнулась с серьезнейшими трудностями.
В ходе распада СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Росло противоречие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к образованию, асоциальном поведении детей и подростков и т.д.
В этот же период начал ощущаться и идеологический кризис социализма. Идеалы коммунистического воспитания перестали соответствовать реальным устремлениям людей. В конце 80-х гг. сформировались целые общественные движения (демократические, религиозные, этнические, неофашистские, неокоммунистические и т.д.), опиравшиеся на различные нравственные ценности. Школа в таких условиях уже не могла заниматься идеологической пропагандой.