Применение деятельностного подхода на уроках в начальных классах
Шевчук Г.В.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 113
Дёмского района ГО г.Уфа РБ
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
В условиях введения и реализации ФГОС основного начального образования учитель является личностью, способной к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированной к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций. Он должен быть педагогом, способным к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющим способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде и основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями, умением применять системно-деятельностный, компетентностный подходы.
На современном уроке деятельностный подход нами применяется через ряд деятельностно-ориентированных принципов:
а) Принцип обучения деятельности:
- проблемно-диалогическая технология,
- технология продуктивного чтения;
- технология оценивания учебных успехов;
- проектная технология.
б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной учебно-познавательной деятельности – к самостоятельной деятельности.
Все УМК по ФГОС сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог имеет место на страницах учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и на основе инструкций к отдельным заданиям, носящим исследовательский характер.
Выводы: реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу.
Рекомендации научно-практической конференции «Современный урок
в свете федеральных государственных образовательных стандартов:
проблемы, подходы, решения»
Заслушав выступления, участники конференции обозначили, что в основу ФГОС положена не только новая идеология обучения и воспитания школьников, а ориентация на результаты. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Учителя в своих выступлениях подчеркнули, что ФГОС сконструированы, как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования. При этом учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработки технологий реализации основных образовательных программ. Ученику предоставляется возможность выбора образовательного маршрута, индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы.
Выступающие из общеобразовательных учреждений поделились опытом по сопровождению внедрения ФГОС ООО и осветили основные направления:
˗ нормативно-правовое;
˗ кадровое;
˗ организационно-методическое;
˗ информационное;
˗ мониторинговое.
Участники научно-практической конференции считают необходимым обеспечить качественное методическое сопровождение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, которое должно осуществляться по следующим направлениям:
1. проведение анализа готовности педагогических кадров к реализации ФГОС ООО, выявление профессиональных затруднений;
2. повышение квалификации педагогических и руководящих кадров по проблеме введения ФГОС ООО;
3. информационно-методическая поддержка педагогических и руководящих работников по вопросам внедрения и реализации ФГОС ООО;
4. создание и функционирование муниципальной системы распространения актуального педагогического опыта внедрения и реализации ФГОС ООО.
Содержание
Раздел I. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования: актуальные задачи, пути их решения
Астафьева О.И. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении – образовательная деятельность новых стандартов……………………………………………………
Ахтямова А.В. Синхронное плавание как средство развития творческих способностей дошкольников…………………………………………………………………………………………..
Белявская А.Р. Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации…………………………………………………..………………………………………….
Беляева М.Н. Кадровое обеспечение внедрения государственных образовательных стандартов в работу дошкольного учреждения………………………………………………………………….…
Букарева И. А.Содержание коррекционной работы дошкольного образовательного учреждения……………...…………………………………………………………………………….…
Буранбаева А.Ф.Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………….……….
Галимзянова З.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников ……………………………
Галлямова А.Р. Физическое развитие дошкольников ………………………………………………
Гиндуллина М.Ф. Обеспечение вариативности развивающей среды ……………...………………
Ефимова Н.Г. Сопровождение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в период перехода на государственные образовательные стандарты………………..
Закирова Г.Ю. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в условиях модернизации …..……………………………………………
Ибатуллина Р.М. Преемственность дошкольного и начального общего образования в переходный период на ФГОС ДО………………………………………………………………………
Ишмухаметова З.Г.Использование методики учебных исследований А.И. Савенкова в детском саду ……………………………………………………….………………………………………….…..
Козлова А.Н. Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении.……………………………………………………………………………………………..
Кравченко Н. А. Организация методического сопровождения профессионального и личностного роста педагогов …………………………………….…………………………………….
Кузнецова Д.Ю. Использование информационно – коммуникационных технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………..
Лукьянова Е.Р.Нетрадиционные техники рисования .……………………………………………..
Макарова О.Э. Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности …………………………….…..………
Марченко М.А. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи как необходимое условие повышения качества дошкольного образования………………..……………………………………………………………………………..
Мирсаяпова З.Ф. Организация работы с семьей в контексте внедрения ФГОС ДО……………..
Мусина А.А. Деятельность учреждения в рамках перехода к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования…………………………………………….
Мухаметянова А.Р.Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья… …………………………………………………………………………………………...….
Панина В.В. Интерактивные технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации……………………………………………..…………………………..
Пузырная И.А. Проблемы развития нравственного отношения у детей дошкольного возраста…
Сабирьянова А.А. Проектирование образовательной среды на основе принципов ФГОС ДО….
Саттарова Л. А. Развитие кадрового потенциала в условиях введения ФГОС как инструмент повышения качества дошкольного образования………………………………………………...…..
Скарлыгина А.А.Гендерное воспитание дошкольников…………………………………………..
Степанова С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации …………………………………………………..………
Тагирова З.А. Проектирование как средство внедрения педагогических инноваций ….………..
Титова С.П. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств формирования компетентности педагога …………………………………………………………….
Тухватуллина Г.З. Решение задач ФГОС в образовательной области «Речевое развитие»…...….
Фатихова Е.А., Алетдинова Л.С. Опыт работы пилотной площадки по апробации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования……….
Худайгулова Г.Р.Формирование профессиональной компетентности педагогов как условие совершенствования познавательной компетенции дошкольников……………………….……..….
Рекомендации ………………………………………………………………………………………….
РАЗДЕЛ II. Современные тенденции развития дополнительного образования детей
Ахметова Э.Т. Оказание платных образовательных услуг ….…………………………….………..
Баймуратова А.Ш. Инновационная деятельность как фактор развития ДДТ «Юлдаш»………………………………………………………………………………………………
Бахтиярова В.Ф. Развитие столичного образовательного пространства на основе усиления доминанты дополнительного образования детей…………………………………………………….
Бедрина О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе учреждения дополнительного образования………………………………………..……….
Галиева Г.С. Территория добра: разработка и реализация социального проекта…………………
Галимов Р.Р. Творческая самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развивающей образовательной среды учреждения дополнительного образования детей……………………………………………………………………………………………………..
Зиева Р.Р. Социальные сети как условия повышения качественного дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении…………………………………..
Ильясова Г.Р. Педагог дополнительного образования как субъект повышения качества образования……………………………………………………………………………………………....
Нагимова Л.М. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в условиях ФГОС………………………………………………………………………………………………….…
Нугманова И.К. Патриотическое воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования …………………………………………………………………..……………………….…
Скворцова Л.Б. Модель сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования как условие повышения качества образования детей…………………………………………………
Рекомендации …………………………………………………………………………………………
Раздел III. Современный урок в свете федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы, подходы, решения
Абдрахманова А.З. Урок-конструктор: методы, способы, результаты……………………………
Алпарова Э.Ф. Создание положительной мотивации к непрерывному образованию «Школа-вуз» при обучении химии ……………………………………………………………………………..
Байтимирова Г.Н. Из опыта введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования……………...………………………………………........
Батталова Г.Р. Особенности проектирования современного урока………………………………
Бахтиярова С.Т. Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС ……..
Бикбулатова М.В. Современный урок изобразительного искусства……………….………………
Боброва Н.Г. Об особенностях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования ……………………………………………………………………….
Валишина Р.М. Разные приемы реализации интерактивного подхода в обучении математике…… …………………………………………………………………………………………
Валькова Г. А., Сафронова О.Б. Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения ………………………………………………………………………………………
Васильев Ю.М. Современный урок немецкого языка в средней школе ………………….……..…
Васькова А.В. Психологический аспект современного урока ...……………………………...…….
Горбань К.Э. Обучение работе с информацией: поиск, обработка, систематизация источников….............................................................................................................................................
Гулюмова З.Р. Преемственность и инновационность ФГОС начального общего образования…….. ……………………………………………………………………………………….
Десяткина А.В. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы ………......
Диваева С.Г. Новые подходы в преподавании предмета «Окружающий мир» …………………...
Ершова И.С. Опыт использования интерактивных педагогических технологий при реализации требований ФГОС …………………...………………………………………………………………….
Ефимова Н.С. Формирование учебной мотивации школьников……………………………………
Крашенинникова Р.Т. Интеллектуальные карты как средство достижения личностных результатов на уроках географии…………………………………………………………………………………………...….
Кудимова Э.М., Годовикова В.А., Фатихова А.Г. Преемственность в образовательном процессе 4-х и 5-х классов при переходе к ФГОС второго поколения………………………………
Латыпов О.Ф. Системно-деятельностный подход – основа современного урока………...………
Охотникова Т.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики посредством использования планирования…………………………………
Перекупко Е.А. Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика ………………………………………………………………………
Пескина С.З. Современный урок как реализация принципов развивающего обучения………….
Подобная О. В. Требования к современному уроку в начальной школе .………………………….
Полищук Н.А. Образовательный процесс в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов ………………………...……………………………………..………..
Русинова О.В. Эффективность применения метода проектной деятельности как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников.…………………………
Рыськова Н.В. Основные подходы к обучению в основной школе в связи с переходом на ФГОС…………………………………………………………………………………………………….
Трухова Л.Р. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС………………....….
Уфимцева М.В. Современный урок в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования……………….…………………………………….……
Хамитова Р.С. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе обучения башкирскому языку в русской школе на основе методики обучения иностранным языкам........................................................................................................................................................
Хисматуллина И.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностно-ориентированных заданий в практике учителя…………………………………………………………………………….
Худайбердина З.М. Уроки литературы в свете федеральных государственных образовательных стандартов ……………………………………………….………………………………………………
Чулкина Т.А. Современный урок в свете ФГОС: проблемы, подходы и решения ……………….
Шагисултанова М. Б. Системно-деятельностный подход на уроках математики………….……
Шевчук Г.В. Применение деятельностного подхода на уроках в начальных классах…….………
Рекомендации …………………………………………………………………………………………
Для заметок
Для заметок
[1] Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – С. 72-73.