Научно-практической конференции «Современные тенденции

развития дополнительного образования детей»

Заслушав и обсудив выступления доцента БГПУ им. М. Акмуллы, к.п.н. В.Ф. Бахтияровой, приняв во внимание предложения участников совещания, рассмотрев широкий круг вопросов, связанных с развитием учреждений дополнительного образования г. Уфы, участники конференции «Современные тенденции развития дополнительного образования детей» отмечают следующее.

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной и экспериментальной деятельности. Это нашло свое отражение и в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

Эффективность деятельности современного учреждения дополнительного образования детей напрямую связана с оперативным освоением административными и педагогическими кадрами необходимой инновационной деятельности, заключающейся в разработке и реализации инновационных стратегических документов: программ развития и деятельности учреждения, концепций воспитательной системы, дополнительных образовательных программ, программ научно-экспериментальных площадок, инновационных проектов, программ развития научно-методических служб учреждений дополнительного образования детей. Любая инновационная деятельность требует особых приемов управления, новых методов, средств и форм организации образовательного процесса, мониторинга вводимых инноваций.

Объектами инновационной деятельности выступают образовательные учреждения в целом, система воспитания и обучения, отношения между обучающимися и педагогами, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия в учреждении.

На базе учреждений дополнительного образования детей работают 8 городских экспериментальных площадок. Обобщают передовой педагогический опыт 10 учреждений дополнительного образования детей, образовавшие сеть базовых площадок-филиалов кафедры педагогики БГПУ им. М.Акмуллы, работая в едином образовательном пространстве по принципу интеграции ресурсных центров.

На базе ЦДТ «Созвездие» Октябрьского района работает сетевая городская экспериментальная площадка«Дифференцированный подход к выбору направлений профессионального карьерного роста педагогов УДОД как условие повышения качества профессионально-педагогической деятельности».

На базе ДДТ «Орион» Демского района, ДЮЦ «Салют» Орджоникидзевского района, МБОУ СОШ № 87 Калининского района, МБОУ СОШ № 103 с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков Демского района г. Уфы открыта сетевая городская экспериментальная площадка «Интеграция основного и дополнительного образования при введении Федерального государственного образовательного стандарта как условия повышения качества образования».

ЦДТ «Глобус» Советского района является инновационной площадкой «Творческая самореализация детей с ОВЗ в условиях развивающей образовательной среды УДОД» (2014-2019 гг.), является ресурсным центром сетевой площадки ИРО РБ по теме «Организационно-педагогические условия интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе учреждений дополнительного образования детей».

На базе ЦРТДиЮ «Радуга» работает городская экспериментальная площадка «Развитие и реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей в едином образовательном пространстве микрорайона».

На базе детского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий «Зенит» Орджоникидзевского района г.Уфы действуют 2 городские экспериментальные площадки по темам «Школа – ресурсный центр профориентации по направлению «Туризм и краеведение», «Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования общечеловеческих ценностей в контексте непрерывного образования».

На базе детского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» Октябрьского района работает городская экспериментальная площадка БГПУ им. М.Акмуллы «Этнокультурное воспитание в контексте туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей».

В системе дополнительного образования активно используются проектная деятельность, технологии проблемного, модульного, личностно-ориентированного обучения, информационные, игровые технологии. Для успешной работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей создаются системы диагностики и психолого-педагогического сопровождения развития одаренности воспитанников.

С целью дальнейшего развития и достижения нового качества системы дополнительного образования НПК работников учреждений дополнительного образования

Рекомендует:

1. Директорам, заместителям директоров, заведующим по научно-методической работе, методистам учреждений дополнительного образования:

1.1. Способствовать созданию единого образовательного пространства УДОД с учреждениями дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

1.2. Осуществлять интеграцию основного и дополнительного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

1.3. С целью поиска инновационных форм и нового содержания дополнительного образования активно использовать в практике обобщение и распространение педагогического опыта посредством регулярного проведения круглых столов, мастер-классов, дней открытых дверей УДОД.

1.4. Совершенствовать систему эффективной методической деятельности УДОД посредством объединения усилий и творчества педагогических работников всех уровней для активизации участия педагогов дополнительного образования в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

1.5. Совершенствовать систему мониторинга качества дополнительного образования детей.

1.6. Совершенствовать программно-методическое обеспечение деятельности педагогов дополнительного образования детей в целях обеспечения вариативности образования, успешной интеграции основного и дополнительного образования в условиях введения ФГОС, повышения эффективности выявления и развития одаренных воспитанников, повышения качества образовательных услуг.

1.8. Стимулировать педагогов дополнительного образования к участию в педагогических конкурсах профессионального мастерства.

2. Методистам МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ:

2.1. Организовать комплекс мероприятий, направленных на плановое и систематическое повышение квалификации педагогов, методистов и руководителей УДОД, позволяющих в дальнейшем эффективно организовать образовательный процесс, создать условия для роста профессиональной компетентности педагога внутри учреждения, повысить качество образовательной деятельности УДОД.

2.2. Совершенствовать систему критериев и показателей качества дополнительного образования детей.

2.3. Обобщать и распространять опыт создания диагностических материалов, проведения мониторинговых исследований путем издания методических разработок в помощь педагогам, методистам УДОД г.Уфы.

2.4. Стимулировать экспериментальную деятельность по актуальным проблемам педагогики.

3. Высшим учебным заведениям и другим профессиональным учебным заведениям:

3.1. Усилить работу по развитию сетевого взаимодействия высших учебных заведений сУДОД, привлекая высокопрофессиональных специалистов в области науки и педагогики.

3.2.Участвовать в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе учреждений дополнительного образования детей.

РАЗДЕЛ III

Современный урок в свете федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы, подходы, решения

Наши рекомендации