Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств формирования компетентности педагога
Титова С.П.,
старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 277
Советского района ГО г. Уфа РБ
В современном информационном обществе основой развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации.
В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы образования.
Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
- в образовательный процесс;
- в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
- в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов, повышения их профессиональной компетенции.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ: с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Очевидно, что педагог, который ведет образовательную деятельность с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.
Какие умения должны быть сформированы у педагога?
- умеет создавать текстовые и графические документы;
- умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
- знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
- умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в образовательном процессе;
- знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
Таким образом, первоочередной задачей, решаемой на данном этапе методической службой нашего учреждения стало: выявление первичного уровня ИКТ-компетентности педагогов; формирование у педагогов мотивационной и психологической готовности для профессионального развития в области ИКТ; разработка и внедрение в практику системы методического сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов, повышения компьютерной грамотности, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет и, как следствие, повышение уровня профессиональной компетентности педагога современного ДОУ.
Решение задач ФГОС в образовательной области «Речевое развитие»
Тухватуллина Г. З.,
воспитатель МАДОУ Детский сад №307
Ленинского района ГО г. Уфа РБ
Речевое развитие по ФГОС является важной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Речь – особая деятельность ребенка, она не существует как речь ради речи. Речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. Целенаправленное развитие речи детей – одно из ведущих направлений педагогической деятельности обеспечивающее своевременное психическое развитие ребенка.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка, как «важнейшее средство человеческого общения».
В детском саду связная речь, богатство словаря, частота произношения вырабатываются у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов: словесные, наглядные и игровые. К словесному относится – беседа, чтение и рассказывания художественных произведений, заучивания наизусть. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Таким образом, беседы, чтение являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально – нравственного воспитания.
Наглядные методы – это рассматривания игрушек, картин, описание, дидактические игры. Они используются для закреплений знаний словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Игры, применяющиеся при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно–ролевые, на бытовые темы и театрализованные. Роль игр в развитии речи колоссальна, с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Организация театрализованной игры, способствует развитию связной речи, эмоционально-волевой сферы. В процессе игры дети изучают не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в мире.
В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.
Опыт работы пилотной площадки по апробации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Фатихова Е.А., заведующий,
Алетдинова Л.С., старший воспитатель
МАДОУ ЦРР – Детский сад №220
Калининского района ГО г. Уфа РБ
Введение нового стандарта обязывает дошкольные организации организовать свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. Непосредственно перед коллективом стояла задача не только изучить требования, устанавливаемые ФГОС ДО, но и понимать, как воплотить их в практике работы, и почему это стало необходимо на современном этапе развития дошкольного образования.
На основании приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 20.01.2014г. №35 МАДОУ ЦРР – Детский сад № 220 был включен в список пилотных площадок по апробации ФГОС дошкольного образования.
Первый этап деятельности рабочей группы был направлен на изучение нормативно-правовых документов в области дошкольного образования, анализировались примерные образовательные программы дошкольного образования, разрабатывались локальные нормативные документы, программа развития, образовательная программа МАДОУ.
Перед коллективом стояла задача, понять каким образом принципы Стандарта будут реализованы в образовательном процессе. Для этого педагоги проходили курсы повышения квалификации. На базе ДОУ проводились семинары по теме «Преемственность ФГТ в ФГОС развития дошкольного образования», совещания рабочей группы по приведению в соответствие Программы развития МАДОУ, проектирование образовательной программы МАДОУ на основе ФГОС ДО, мастер – классы: «Создание развивающей предметно–пространственной среды как условие внедрения ФГОС дошкольного образования», «Использование ИКТ-технологий, инновационных средств (ресурсов) образовательной работы», тренинги на сплочение коллектива, консультации по актуальным проблемам перехода на Стандарт нового поколения. Также была организована работа постоянно действующего семинара по теме: «Изучаем и работаем по ФГОС ДО». Дошкольное образовательное учреждение является постоянным участником совещаний, семинаров, вебинаров, проводимых ИРО РБ по вопросам апробации Стандарта пилотными площадками. Свои опытом работы на базе детского сада проводилось районное методическое объединение по теме «Опыт работы пилотной площадки по апробации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Выполняя требования Стандарта, требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы МАДОУ, были приобретены учебно-методические комплекты для каждой возрастной группы в соответствии с ФГОС ДО.
Анализируя требования к развивающей предметно-пространственной среде, учитываются принципы Стандарта. Пространство возрастных групп организуется в виде образовательных пространств, оснащенных доступным для воспитанников большим количеством развивающих материалов. Обеспечение образовательного процесса техническими средствами и использование ИКТ позволяют педагогам перевести организованную деятельность на качественно новый уровень.